1 (14) мая 1902 года, 120 лет назад, читинские рабочие собрались на маевку.
На Пасху, 14 (27) апреля, среди почти 800 рабочих железнодорожных мастерских на станции Чита были распространены листовки с приглашением к празднованию 1 Мая.
В городе проживало около 11,5 тысяч человек, и рабочие железнодорожники представляли не просто значимую часть взрослого населения, но достаточно образованную и организованную ее часть.
Губернатор Забайкальской области Надаров распорядился приготовить пушки для препятствия выступлениям и защиты от революционно настроенных рабочих. Известие об этом решении власти разлетелось среди горожан.
Новые прокламации о положении рабочих в России с призывом к политической организации сил, расклеенные по городу в ночь на 24 (6 мая), вызвали интерес у рабочих. Власти стали готовиться к подавлению бунта.
Надаров отдал приказ выдать двум сотням казаков по 5 боевых патронов и отточить шашки. По улицам города стали разъезжать вооруженные патрули. Страх объял обывателей. Многие, живущие у вокзала, временно переехали, другие отправили своих детей к знакомым подальше из опасного района.
В результате около 150 человек рабочих устроили маевку в лесу за городом. Никто не пострадал.
Статья о праздновании в Чите Первомая была опубликована в ленинской "Искре" в июле. Автор подписал ее псевдонимом "Социалист". Известно, что корреспонденция написана Емельяном Ярославским, одним из известнейших революционных деятелей.
Она содержала следующие оценки действий губернатора:
• "Надаров сделал революцию";
• "Надаров сослужил очень хорошую службу делу революции. Он вызвал у рабочих озлобление — вполне понятное и законное";
• "генерал Надаров создает очень хорошую почву для рабочего движения, и нам, революционерам, приходится сказать ему спасибо…"
В 1902 году марксистская группа, созданная при участии Ярославского в Чите в 1898 году, организовалась в Читинский комитет РСДРП.
Получив звание генерал-лейтенанта, Иван Павлович Надаров в мае 1901 года был назначен военным губернатором Забайкальской области и занимал должность до июля 1904 года. Сменивший его Холщевников с революционной ситуацией справиться не смог, допустив создание "Читинской республики".
Также в этот день:
19 апреля (1 мая) 1833 года пристав Алгачинской горной дистанции Нерчинской горной экспедиции подал рапорт о разрешении "употребить к разбору руд" двух подростков 11 лет с 1 мая.
В соответствии с указом № 5260 от 9 июля 1823 года дети служащих на рудниках ссыльных по достижении двенадцати лет могли быть использованы на работах, соответствующих их силам. Приставы подавали поименный список мальчиков с указанием возраста на утверждение.
Пристав Алгачинской горной дистанции, унтершихтмейстерКузнецов сообщал, что по возрасту двое не подходили, но "оказались взрослыми и способными употребляться", как горные рабочие.
19 апреля (1 мая) 1852 года управляющий Кутомарским горным округом подал рапорт начальнику Нерчинских заводов с просьбой разрешить продажу хлеба рабочим из казенных магазинов.
Свободной продажи хлеба в округе не было. Рабочих кормили на производстве. Заработная плата предполагала возможность приобретения продуктов для членов семей, но в казачьих селениях они зачастую получали отказ под предлогом запрета продавать хлеб тем, кто числится в другом ведомстве. В поисках им приходилось бродить по округе по несколько дней. Это ситуация называлась причиной частого голода в семьях рабочих горных заводов.
Предписание отпускать хлеб в казенных магазинах за наличные деньги "в известном количестве и за известную плату" было получено.