День в истории: Течение городской жизни и питейные акцизы

"Физиономия Читы" в художественном описании князя Петра Кропоткина и начало акцизного управления

Будущий теоретик российского анархизма год отслужил в чине есаула чиновником по особым поручениям при исполняющем дела военного губернатора Забайкальской области и наказного атамана Забайкальского казачьего войска Болеславе Кукеле. Он объехал регион от Байкала до Амура и Маньчжури, успев многое сделать, оставив подробные дневники и описания своей жизни в Забайкалье.

Эпиграфом к его рассказам можно взять высказывание молодого князя: "”Боже мой, какая скука!” — вот фраза, которую вы беспрестанно можете слышать в великорусских губернских городах. Тоска — повальная болезнь многих из них. Чита, мне кажется, не страдает ею…"

2 (14) февраля 1863 году чиновник по особым поручениям губернатора Забайкальской области, молодой князь Петр Алексеевич Кропоткин написал очередную заметку, начав ее с фразы: "Тихо течет наша спокойная обыденная жизнь".

Написанное с искренним любованием художественное образное описание одного обычного дня, от рассвета до заката, провинциальной столицы с числом жителей около 2 800 человек. Живое и трогательное однообразие повторяющихся событий "разнообразного читинского населения". Шумный базар, как центр притяжения, и стоящая непривязанной, без кучера, у иных ворот лошадь, "привычная к тому, чтобы дожидаться своего хозяина". Разъезжающие экипажи аристократии и гонимые верховыми по улицам табуны коней на водопой на берег реки Чита.

Зима выдалась холодной, но переменчивой. Кропоткин пишет, что в это температура опускалась ниже 30 градусов мороза, установилась в конце января и продержится до середины февраля, но днем могло быть так, что "на солнце капало с крыш".

С наступлением темноты жизнь на улицах почти замирает. Отсутствие освещения компенсирует звездное небо, делающее ночи светлыми. "Вечер, огни видны только в войсковом и областном правлении, где идет постоянная работа и вечером, да в доме губернатора — "атаманском доме", как его зовут; в остальном городе всюду заперты ставни и огней не видно". Оживление наступает в праздничные дни, а еще "явлением общественной жизни" становятся постановки домашних спектаклей. В начале 1863 года играли Островского "Не в свои сани не садись" и водевиль "Любовный напиток" Донцетти.

Заканчивается заметки, написанные в это день, по определению автора, "предметом" более интересным, чем спектакли. Российским законодательством в 1860–1861 годах учреждены Акцизные управления, первоначально руководившие только питейным акцизом.

В Чите создание управление отмечали в Собрании на встрече Нового года, тостуя "за уничтожение откупа". Губернаторы получили право общего надзора. Акцизные управления находились в подчинении Главного управления неокладных сборов и казенной продаже питей Министерства финансов.

В первый день нового 1863 года вместо двух существовавших ранее в Чите кабаков разом открылось более 30. Вино одномоментно подешевело, а потому в первый же день "было столько пьяных, столько ссор и драк, что в полиции не хватало мест для всех". Достаточно быстро доступная цена сыграла злую шутку. У иных поселенцев шуба шла за два штофа вина, а полушубок за штоф. "Промотавшийся поселенец умолял хозяина дать ему еще четушку; хозяин сжалился и , из милости, выносил ему еще кружку, зная, что шуба или полушубок" останутся не выкупленными. К февралю ситуация нормализовалась. Вино стало продаваться гораздо дешевле, но при этом лучшего качества. В 1862 году в Чите ведро вина стоило не менее 7 или 8 рублей, в феврале 1863 года цена колебалась между 4 рублями 50 копейками и 4 рублями 80 копейками. В округе, где была конкуренция, доходила до 5 рублей, а там, где продажа осталась в руках прежних скупщиков, не спускалась ниже 7 рублей.

В Чите открылись два водочных завода, производительностью до 3000 ведер каждый. Появились два оптовых склада, вместо двух кабаков, 4 штофные лавки и 37 питейных домов. Не более 25 заведений торговали вином как распивочные, так как для этого требовалось соблюдение дополнительных условий, в том числе дверь на улицу. Владельцы заведений и домохозяева, не задумываясь, стали прорубать двери. Хотя оставались и те, кто осторожничал, учитывая низкие цены. Спустя месяц ажиотаж спал, потребление вина возросло, но, по замечанию Кропоткина: "в настоящее время вы встретите на улице пьяных не более, чем два месяца тому назад".

Итого за первый месяц работы Акцизного управления в Нерчинском округе работало: 2 водочных завода, 2 оптовых склада, 116 питейных домов и 29 штофных лавок. Большая засть заведений разместилась в Чите.

223734
Это интересно