Памятник троллейбусу в Чите
Фото: Екатерина Горская, ИА ChitaMedia

День в истории: Первый троллейбус

Запланировать почти на десять лет вперед и выполнить в срок

30 декабря 1970 года пущена в эксплуатацию первая троллейбусная линия в Чите.

Решение "О строительстве первой линии первой очереди троллейбусного транспорта в г. Чите" принято городскими властями в июне 1961 года. В обосновании говорилось, что город располагает дешевой электроэнергией и достаточными трудовыми ресурсами.

Строительство троллейбусной линии одобрено и включено в план восьмой пятилетки развития народного хозяйства Постановление Совмина РСФСР от 5 июля 1961 года.

Проектно-сметную документацию строительства первой очереди разрабатывал Московский государственный институт по проектированию дорожно-транспортных сооружений "Гипрокоммундортранс".

Начать работы по строительству планировалось в августе 1967 года, а закончить в декабре 1970 года. Так и случилось.

14 декабря 1967 года для осуществления технического надзора и финансового контроля была создана дирекция троллейбусного транспорта в г. Чите, которую возглавил Евгений Иванович Барковский, который возглавлял Троллейбусное управление по 2002 год, до своего ухода на пенсию. Звание "Почетный гражданин города" он заслужил, руководя большим транспортным предприятием. В этом году, 25 октября, Евгений Иванович Барковский скончался.

Генеральным подрядчиком строительства первой линии первой очереди троллейбусного транспорта стало Промышленное строительное управление треста "Читапромстрой" Читинского управления строительства "ГлавВостокСибстроя". К работе привлечено шесть субподрядных организаций.

Акт приемки в эксплуатацию завершенного строительства подписали 16 декабря 1970 года. Через три дня для обкатки линии пустили первые троллейбусы.

Торжественный митинг-открытие троллейбусного движения в Чите состоялся 30 декабря 1970 года напротив здания Горсовета у площади Ленина. Когда разрезали традиционную ленту, протянутую поперек улицы Бутина, движение начал троллейбус № 22, за рулем которого сидет Дмитрий Смолин.

Всего на линию вышли 15 троллейбусов.

Среди первых водителей троллейбусов этого дня, проработавших всю свою трудовую жизнь на предприятии: Воротынцев Анатолий Алексеевич, Хорошев Виктор Григорьевич, Коган Вячеслав Михайлович.

На следующий день движение по маршруту № 1 от Троллейбусного депо до Вокзала "Чита-2" началось по графику.

Также в этот день:

30 декабря 1930 года по "Делу краеведов" арестован биолог и агроном Антон Александрович Герцог. Один из лидеров Забайкальского отделения Русского географического общества, член секции охотоведения. Он преподавал в Читинском профтехучилище. Вот только в годы Гражданской войны служил на руководящих должностях в армии Колчака.

По большому "Делу краеведов" в Забайкалье аресты длились несколько месяцев. Многие первоначально были приговорены к расстрелу, как и Герцог, но решение о высшей мере заменено высылкой.

В 1937 году Антон Александрович арестован вновь и спустя два месяца расстрелян. Реабилитирован в 1959 году.

Решением Тройки при ПП ОГПУ от 23.3.1931 приговорен к расстрелу. Решением коллегии ОГПУ от 23.9.1931 уголовное дело прекращено.

30 декабря 1959 года в Балее запущена Тасеевская золотоизвлекательная фабрика.

30 декабря 1966 года открыт Могочинский краеведческий музей.

223734
Это интересно