Они так мыслят. Шлифование поэтического произведения — не их удел. Творческое наследие часто сохраняется благодаря участию друзей и поклонников, вольно или невольно становящихся еще редакторами и цензорами.
26 ноября (8 декабря) 1802 года родился поэт и декабрист Александр Иванович Одоевский.
Происходил он из старинного княжеского рода. Получив хорошее домашнее образование, в возрасте 19 лет поступил на военную службу. Тесная дружба и родство связывали Одоевского с Грибоедовым. Некоторое время тот даже жил в его доме. Одоевский помогал переписывать, создавая копии, запрещенное цензурой "Горе от ума".
Увлекшись политическими идеями, вступил в Северное общество. Молодой романтик на первых порах оказался очень растерян и почти сломлен заключением в Петропавловскую крепость. Однако, достаточно быстро Одоевский принял новую свою жизнь узника, вновь внутренне утвердившись в правоте декабристского движения. Его стихотворение "Воскресенье" — об этом.
В Чите декабристы первоначально жили во временном остроге — крестьянских домах, обнесенных частоколом. Одоевский по прибытию был поселен в одном доме с Фонвизиным, Лорером, Нарышкиным, Шимковым и братьями Бестужевыми.
Открытый, веселый и простосердечный характер его отмечали многие.
В "каторжной академии" стал занимался русской словесностью с желающими ссыльными декабристами, иногда сочиняя и диктуя свои поэтические строки для дальнейших разборов. Четыре года таким его учеником являлся Андрей Евгеньевич Розен. Они сдружились.
В ссылке Одоевский не писал стихи на бумаге, а "сочинял всегда на память и диктовал другим", "лира его всегда была настроена; часто по заданному вопросу отвечал он экспромтом премилыми стихами; в такие минуты играл румянец на его ланитах и глаза сверкали огнем. Он действительно имел большое дарование, но, как случается с истинным талантом, он пренебрегал им" (из воспоминаний Розена).
В пору вспомнить образ пушкинского Импровизатора, который в минуту поэтического творения "затрепетал, как в лихорадке", и "чудный огонь" появлялся в его глазах.
Многие декабристы сохраняли стихи Одоевского (А.З. Муравьев, А.Е. Розен, А.П. Беляев и др.), стремясь сделать их достоянием русской литературы. Записывали еще и потому, что сам автор иногда сразу начинал их напевать, а потом уже распевали вместе.
Число поэтических произведений, дошедших до наших дней, — то ли 56, то ли 63. Считается, что некоторые стихи лишь приписывают Одоевскому. Большинство имеют варианты.
Летом 1829 года декабристу Петру Муханову удалось нелегальным из Читы путем в Москву передать поэту, князю Петру Вяземскому письмо, в котором от имени Одоевского он просил об издании альманаха "Зарница", составленного из произведений декабристов. К письму прилагалась тетрадь со стихами самого Одоевского, их Вяземский и Дельвиг анонимно опубликовали в 1830–1831 годах в "Литературной газете" и альманахе "Северные цветы".
Часть рукописей со стихами декабристов, в том числе Одоевского, сохранил комендант Нерчинских рудников генерал-лейтенант Станислав Романович Лепарский.
Среди произведений периода забайкальской ссылки сохранились: "Зачем ночная тишина…", "Кн. М.Н. Волконской" и "Последняя надежда" (Чита, 1829), "По дороге столбовой…" и "Два духа" (Петровский Завод, 1831), "Колыбельная песнь" (Петровский Завод, 1832) и ряд других.
Самое знаменитое произведение Одоевского, написанное в Читинском остроге, десятилетия оставалось "анонимным" или "коллективным", а дату написания так точно и не установили. Речь идет о стихотворении, называемом ныне по первой строке, "Струн вещих пламенные звуки…", которое сами декабристы считали "своим" ответом Пушкину на его послание "В Сибирь". Ходившее в многочисленных списках, оно шагнуло в новую эпоху. А случилось это так.
Старший сын декабриста Владимир Иванович Аненков стал председателем самарского окружного суда в 1878 году, занимая должность двадцать лет. В гости к нему приходили демократически настроенные дворяне. В 1892 году, в одно из своих посещений дома Аненкова, присяжный поверенный суда Владимир Ильич Ульянов (Ленин) увидел альбом со стихотворениями некоторых декабристов и среди них был читинский стих Одоевского, названный там "Наш ответ (на послание Пушкина "В Сибирь")". Скопировав его, он взял впоследствии строку "Из искры возгорится пламя…" в качестве эпиграфа к газете "Искра", но подписав не фамилией автора, а "Ответ декабристов Пушкину".
На поселение после Петровского Завода Одоевский определен в селение Елань в Иркутской губернии в 1832 году. На следующий год стал жить в построенном там собственном доме, а еще через год подарил дом декабристу Штейнгелю, так как был переведен на Кавказ.
Все корреспонденция декабристов проходила через III Отделение собственной его величества канцелярии, а иногда ложилась на стол к императору. Розен считал, что поэтическое послание к отцу, написанное Одоевским в апреле 1836 года, произвело сильное впечатление на Николая I, повлиявшее на его собственноручную резолюцию о высылке Одоевского "Рядовым в Кавказский корпус". Исследователи видят это предположение весьма сомнительным. И у этого стихотворения есть тоже несколько версий.
На Кавказ направлены декабристы Нарышкин, Назимов, Лихарев, Лорер, Розен и другие. Распределены они были по разным полкам. Одоевского определили в Нижегородский драгунский полк, в тот же, в который поступил высланный за стихи на смерть Пушкина Михаил Юрьевич Лермонтова. Поэты познакомились и сдружились.
Ссыльных декабристы участвовали в качестве рядовых солдат в многочисленных "военных экспедициях" в горы. Почти половина из них погибла. Одоевский ходил на операции в десантном отряде Раевского. Скончался от лихорадки в 1839 году в форте (ныне микрорайон Лазаревский города Сочи).
Подробные воспоминания об Одоевском написал один из его друзей — декабрист М.А. Назимов, передавший их Розену. Оказались потеряны, обстоятельства не известны.
Розен при участии Данилевского издал свое "Полное собрание" стихотворений Одоевского в 1892 году (на обложке 1883).
"Многие тысячи" стихов Одоевского не сохранились. Одни не записали, другие утратили, скрывая от властей, часть безымянных не определили позже как принадлежащих ему, а еще с годами, возможно, стремились оставить лучшее.