Величие классики в ее вневременном положении, но каждое поколение, как и каждый истинный творец расставляют свои акценты.
И появляется "Гамлет" (12+) Любимова с Высоцким или "Бесы" (12+) Богомолова с Никитой Ефремовым. Чеховские "Чайка" (12+) и "Вишневый сад" (12+) в который раз становятся откровением поколения, но поколения начала 21 века.
Внедрение любой идеологии происходит кратно быстрее и глубже через произведения культуры, будь то роман, кинофильм, песня или музейная экспозиция.
Достичь равновесия творческой свободы, духовных ценностей и государственных задач всегда оказывалось сложно, может быть потому, что в уравнении три составляющих...
13 октября 1946 года и несколько следующих дней одной из ключевых тем публикаций в газете "Забайкальский рабочий" (12+) стали проблемы в сфере культуры. В первую очередь разбиралось идеологическое наполнение и художественная ценность выбираемых произведений для трансляции, исполнения и популяризации. Отклонения от генеральной линии могли дорого обойтись творцу или просветителю.
Музыкальное вещание Читинского радио стало предметом анализа. Сделан вывод о засоренности репертуара "пошлыми, безыдейными вещами, эстрадной и танцевальной продукцией самого низкого пошиба". Эфир заполнен кабацкой легкой музыкой, "всевозможными румбами и фокстротами".
Цитата чуть больше обычного: "В своем преклонении перед буржуазным западом всеми видами — от большого концерта до музыкального антракта — популяризируют чувственные, кабацкие, насквозь гнилые песенки и музыкальные номера английских и американских композиторов. Вот, к примеру танго "Я не стану тебя огорчать". Некий распутник, любитель алкогольных приключений поет своей, уже надоевшей ему любовнице:
Я не стану тебя огорчать,
Пусть все это останется тайной,
Что я начал все чаще скучать
И мечтаю о встрече случайной…
Проповедь легкой, случайной любви, любви-развлечения, любви-похождения, проповедь гнилой буржуазной морали находим мы и в других заграничных вещах ("Случайная любовь прекрасна" (12+), "Цыган" (12+), "Твои розы цвели для меня" (12+) и прочие), которые не редко передаются по радио.
Из отечественной музыки наибольшей благосклонностью у руководителей музыкального вещания пользуются низкопробные изделия Фомина, Кагава, Волкова и Сидорова. Их разухабистая, кабацкая музыка написана на такие слова:
Мы странно встретились и странно разойдемся,
Улыбкой нежную роман окончен наш… ("Караван" (6+))
Концерты подобного рода занимают львиное место в музыкальных передачах.
Качество исполнения концертов — ниже всякой критики. Если концерт велся в механической записи, то в нем непременно участвуют Клавдия Шульженко или Изабелла Юрьева — певицы обывательских "встреч" и "расставаний". Что же касается выступлений у микрофона, то беспринципность и либерализм редакции музыкального вещания дают возможность людям подобным аккордионистке Троицкой и "музыкальным сатирикам" Бибу и Бэбу заполнять эфир своими пошлыми, халтурными выступлениями.
Лишь изредка, без всякого плана и системы, радиокомитет передает концерты классической музыки, лучшие произведения советских композиторов… Не занимает подобающего места в программах… народная музыка…
Совершенно отсутствует в передачах песенное богатство Забайкалья. Редко выступают у микрофона лучшие представители самодеятельности.
Указания ЦК ВКП(б) о понятии и повышении идеологического уровня всех видов искусств вылилось в Забайкалье в массированный "накат" на региональные учреждения культуры и их деятелей. Больше внимания требовалось к работе клубов и изб-читален, особенно в районах. Правда там одно из препятствий в работе оказалось материального свойства — многолетнее отсутствие ремонта.
Досталось и Драматическому театру. Статья о премьере нового театрального сезона — спектакле по пьесе лауреата Сталинской премии Бориса Лавренева "За тех, кто в море" (6+) и идеологически несбалансированном репертуаре была, как принято тогда оценивать, разгромной.
Постановления Центрального Комитета ВКП(б) о журналах "Звезда" (12+) и "Ленинград" (12+), о репертуаре драматических театров и о кинофильме "Большая жизнь" (6+) поставили коллектив театра перед необходимостью пересмотра творческих подходов.
Главный режиссер Юрий Лаппа-Старженецкий, работавший в читинском театре режиссером с 1940 года и главным с 1944 года, покинул театр. Он не был репрессирован. В 1947 году Юрий Георгиевич стал главным режиссером театра Коми АССР, что казалось сравни "самовольной" ссылке на поселение.
Также в этот день:
13 октября 1937 года создан Читинский областной суд — суд общей юрисдикции, являющийся нижестоящей по отношению к Верховному Суду и непосредственно вышестоящей инстанцией для районных судов области. В пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда 1-й и 2-й инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Состав Ч. о. с.: президиум, судебные коллегии по гражданским и уголовным делам.
13 октября 1940 года образована монтажно-ремонтная мастерская при Читинской областной рентгеновской станции Облздравотдела. Первоначально в штате было шесть специалистов-практиков. С 1957 года задачи предприятия расширились. Оно реорганизовано в мастерскую по ремонту медаппаратуры при Облздравотделе и стало заниматься техническим обслуживанием всей медицинской техники лечебных учреждений области. Постановлением Правительства РСФСР в октябре 1965 года создана единая структура предприятий "Медтехника".