Виды Читы
Фото: ИА ChitaMedia

День в истории: Живопись как самовыражение

Стремление к творчеству в любом возрасте поддерживалось государством, как залог личностного и духовного развития

Судьба творцов — всегда отдельная история.

10 октября 1936 года на веранде Читинского городского сада открыта выставка работ воспитанников художественной студии под руководством Ильи Сверкунова. Творческий отчет летних пленэров студийцев дополнен полотнами опытных мастеров: Николаева, Кашкарова, Поликарпова, Хлыновского и, конечно, Сверкунова.

Выставка работала по выходным дням с 11 часов до 6 часов вечера. Вход был свободный.

В 1936 году в художественной студии Ильи Сверкуновазанималось 220 человек. Для Читы это стало рекордом. Потребовалось организовать 4 группы, понадобились средства и материалы. Оплату за обучение работающих студийцев производили профсоюзные организации, но часто с задержкой. Некоторые ученики студии выбрали путь профессиональных художников, в том числе и участники октябрьской выставки в горсаду А.М. Федотов и Н.С. Завьялов.

Несколько читинских художников дистанцировались сами и не направили своих учеников. Среди них Неустроев, Стуков и Мильер. Такое поведение оказалось замечено ценителями.

Городских художников тогда знали.

Сверкунов предпочитал писать пейзажи, но оставил серию этнографических зарисовок после участия в научных экспедициях на озеро Байкал и по дацанам Забайкалья. В начале 1920-х годов преподавал живопись и рисование в Читинской художественно-промышленной школе, затем в других учебных заведениях города. Выставлялся он много и регулярно.

Через год, в декабре 1937 года Сверкунов арестован. Осенью 1938 года — расстрелян. Реабилитирован в 1956 году.

Полотна ныне хранятся в фондах Забайкальского выставочного центра и Забайкальского краевого краеведческого музея имени А. Кузнецова, в музеях Сибири и Дальнего Востока.

223734
Это интересно