20 сентября 1930 года скончался путешественник, ученый этнограф и востоковед, государственный деятель Гомбожаб Цэбекович Цыбиков. Легендарный и прославленный сын бурятского народа он всю свою жизнь посвятил изучению и содействию развития просвещения и образования бурят-монголов.
О Цыбикове написаны многочисленные книги, статьи и сняты фильмы. Его имя носит Агинский национальный музей, в поселке Агинское ему установлен памятник, в Чите на здании Медакадемии –мемориальная доска, на одном из зданий Забайкальского государственного университета выполнено граффити с его портретом при содействии регионального отделения Русского Географического общества.
Есть несколько версий событий, связанных с его кончиной и того, что произошло после с его телом.
Первая подробно изложена в изданной в 1990 году книге "Гомбожаб Цыбиков" (12+), написанной основателем окружного краеведческого музея Жигжитжабом Доржиевичем Доржиевым в соавторстве с Александром Михайловичем Кондратовым.
Чувствуя приближение смерти, Гомбожап Цыбиков попросил наблюдающего за ним врача Лыксык Жабэ перенести его из здания Агинской больницы в юрту, которую установили для него во дворе больницы. Родные хотели похоронить ученого в Урдо-Аге, где он родился. Однако Цыбикова похоронили в местечке Агын-Булагтуй в окрестностях села Агинское. Вскоре могила была вскрыта, тело пропало.
Распространено мнение, что тело похищено в ритуальных целях для изготовления габала — чащи, изготовляемой из черепа умершего великого человека.
Следствие результатов не дало: ни осквернившие могилу, ни само тело не были найдены.
По другой версий Цыбиков был отравлен ламами за раскрытие сокровенных тайн Тибета и атеистическую пропаганду. Они же и похитили череп для габалы, которую затем отправили в Лхасу, чтобы заслужить благосклонность Далай-ламы.
Есть предположение, что похоронили его на кладбище Агинского дацана, могила вскрыта и труп обезглавлен в первую же ночь, тело осталось, а габала до сих пор хранится в Забайкалье.
Одна из версий говорит о том, что смерть была выгодна и организована органами госбезопасности. Голова отрезана для изготовления габалы, так как в этот период оккультные ритуалы широко использовались властными структурами разных государств, в том числе советской властью.
Другое предположение гласит, что смерть была инсценирована Цыбиковым и его другом врачом Лыксык Жабэ, а сам ученый скрылся из страны.
Труды, жизнь и смерть Гомбожапа Цыбикова продолжают быть притягательными для исследователей, так как по-прежнему полны тайн.
Также в этот день:
20 сентября 1945 года за отличие в сражениях в ходе Советско-японской войны Даурскому пограничному отряду присвоено почетное наименование "Хинганский". Образованный в 1924 году и награжденный в 1936 году орденом Красного Знамени, охраняет линию государственной границы протяженностью около 600 км.
8 (20) сентября 1857 года родился революционер-народник Николай Алексеевич Виташевский. Дворянин. Арестован как член группы Ковальского, который был казнен. Виташевский отбывал каторгу на Каре в 1882–1883 годах. Участвовал в подготовке "побега восьми", запутывая подсчет беглецов и устраивая манекены в тюрьме, стоял "на часах". Затем стал одним из голодующих после ужесточения режима. Автор воспоминаний "На Каре" (12+), опубликованных в 1914 году. Занимался изучением быта и обычаев якутов. Один из первых государственных преступников, допущенных к работе в статистическом комитете в Якутской области. Трудился в Сибиряковской экспедиции, сотрудничал с Российской Академией наук. Все время находился под контролем охранного отделения. Зарабатывал в основном различного рода публикациями. Часто переезжал.
В период Октябрьской революции жил и работал в Москве, но оставался пассивным наблюдателем происходящего.
Умер 21 июня 1918 года скоропостижно.
Его супруга писала в воспоминаниях: "Сквозь мглу и непогоды тяжелых годов реакции он сохранял свое народничество как святыню, оставаясь верным заветам прошлого…"