17 (29) июня 1890 года Антон Павлович Чехов, проездом на остров Сахалин, остановился в Чите.
Тридцатилетний литератор уже был известен в России, но путешествовал тогда с целью принять участие в переписи населения на острове.
В Забайкалье, о котором великий писатель оставил впечатление, как о великолепном, был всего около недели.
В Чите остановился в гостинице "Даурское подворье". Двухэтажное здание на углу нынешних улиц 9-го Января и Амурской стояло до начала ХХ века, пока вместо него не построили доходный дом. Ныне в нем размещен наркологический диспансер.
Грязь, остатки недавнего пожара близ гостиницы, возможно усилили печальный настрой Чехова, оставившего такую оценку: "город Чита плохой, вроде Сум".
По предположению краеведа Евгения Петряева, столь эмоциональный отзыв Антона Павловича о Чите, оказалсяусилен тем, что в день приезда исполнился год со смерти его старшего брата — Николая, умершего от туберкулеза в имении друзей рядом с Сумами 17 июня 1889 года.
Иллюстратор-карикатурист, один из художников, расписывавших храм Христа Спасителя в Москве, друг Ильи Левитана, Николай Павлович был на два года старше брата. Их связывали тесные семейные и творческие отношения. Вместе они начинали работу в редакциях юмористических журналов.
Вспоминая о смерти брата, Антон Павлович и сравнил Читу с Сумами.
Дальше путь лежал через Нерчинск, куда Чехов прибыл 19 июня и остановился в гостинице "Даурия". Ночевать не стал, боясь опоздать на пароход в Сретенске. И действительно успел буквально за пару часов до отправления. У Усть-Стрелки, где Шилка сливается с Аргунью, пароход "Ермак" наскочил на камни, получил несколько пробоин и сел на дно. Вынужденная остановка стала событием, удостоенным особого описания.
В 2020 году в Забайкальской краевой библиотеке имени А.С. Пушкина состоялась встреча с координатором всероссийской акции "Маршрутом Чехова по Сибири на Сахалин" директором омской ассоциации "Сибирский тракт" Леонид Рыженко.
Также в это день:
17 (29) июня 1893 года экспедиция под руководством горного инженера Александра Федоровича Геллера, снаряженная золотопромышленником Буйвидом, в составе 5 человек вышла из Нерчинска и отправилась на север в поисках золота.
Шли на лошадях, часть из которых была навьючена. Маршрут пролегал через прииски Горбица, Черный Урюм, Амазар, после, перевалив через Олекминский становик, вышли на Тунгир, затем — Олекму.
5 августа прибыли в верховья реки Маклакан. Золото нашли.
Возвращаться решили другим маршрутом: вдоль рек Джилинда, Нерчуган, Кочковатая, Белый Урюм. Золотоносные места обнаружили и на реке Кочковатая.
20 августа вышли к селу Улей, пройдя более 12000 километров.
Разведочные работы Буйвид посчитал дорогими, освоение месторождений тогда не состоялось.
29 июня 1984 года в городе Балее установлена мемориальная доска Александру Павловичу Серебровскому — заместителю председателя ВСНХ СССР в 1927–1930 годах, начальнику Главного Управления по цветным металлам, золоту и платине ВСНХ СССР ("Главзолото"), наркому тяжелой промышленности, профессору Московской горной академии, репрессированному в 1937 году и расстрелянному в 1938 году, реабилитированному в 1956 году.
Человек легендарной судьбы и "золотого" сердца.
Изгнанный из Петербургского технологического университета за революционную деятельность, он шел в первых рядах в Кровавое воскресенье 9 января 1905 года. За 15 лет Серебровского 9 раз арестовывали, на 4 года он был заключен в тюрьму, совершил 4 побега, 5 лет прожил в эмиграции. По совету Ленина получил образование за границей, окончив Высшую техническую школу в Брюсселе и получив специальность инженера-механика. Участвовал в штурме Зимнего дворца. Был назначен директором Путиловского завода, затем наркомом путей сообщения, зампредседателя ЧК по снабжению Красной Армии в годы Гражданской войны.
В Московской горной академии заведовал кафедрой бурения, когда Ленин отправил его в Баку поднимать нефтяную промышленность. Серебровский лично отправился с первым советским танкером в Константинополь и заключил контракт с французской фирмой, фактически прорвав экономическую блокаду молодого советского государства со стороны западных держав. Вернулся на родину с 1,5 тысячами бывших солдат армии Врангеля, пожелавшими стать советскими гражданами. По поручению Ленина посещал США, изучал опыт нефтедобычи и добился получения кредита для СССР при поддержке Джона Рокфеллера-старшего, с которым встречался сам.
Одним из последних навещал Ленина перед кончиной.
Назначение председателем треста "Союззолото" стало началом для Серебровского его "золотого фронта". Теперь Александра Павловича направлял лично Сталин. Несколько выездов в США и знакомство там с золотыми приисками, рудниками и шахтами Калифорнии, Колорадо, Юты, Невады, Аляски. Остались любопытные заметки об этих путешествиях, но главное — опыт внедрялся для развития золотой отрасли советской страны, такой важной накануне войны.
Золотодобыча в Забайкалье в эти годы получила новый импульс развития благодаря Серебровскому, память об этом сохраняется и ныне.