Виды Читы
Фото: Екатерина Горская, ИА ChitaMedia

День в истории: "Сделали!"

Байкало-Амурская магистраль –стройка века

По времени она больше, так как первый проект появился в конце XIX века, а строительство второго пути продолжено в XXI веке.

БАМ — стройка века ещё и по беспрецедентным для этого времени инженерным решениям. Однако главное — это самоотверженность людей, навсегда ставших бамовцами. 

29 сентября 1984 года в 10 часов 10 мин по московскому времени на разъезде Балбухта на 877 км трассы произошла"золотая" стыковка — встретились путеукладчики бригад Ивана Варшавского и Александра Бондаря. 

Для сдачи БАМа в срок потребовалось экстраординарное совместное решение начальника ГлавБАМстрояКонстантина Мохортова, секретаря Читинского обкома КПСС по строительству Вениамина Баева, первого секретаря Читинского обкома КПСС Михаила Матафоноваи около сотни руководителей бамовскихстройподразделений. 

Проблема касалась обрушений Кодарского тоннеля, который начал строиться в 1981 году и был на прямой предстоящей стыковки восточного и западного участков. Форсирование работ в тоннеле привело к гигантскому разрыву между объемами работ прокладчиков и отделочников. Бетонирование отставало. Бетонный завод только строился. Своевременно проходку не притормозили. Обвалы продолжались.

Большое совещание состоялось в июле в Куанде. Решили провести железнодорожный путь в обход Кодарскоготоннеля. На завершающем участке сосредоточилизначительные силы, включая третий путеукладчик. Строители БАМа за 35 дней провели земляные работы объемом 500 тысяч кубометров, уложили 11 водопропускных труб. Обход длиной 7,6 километров был готов.

Главным словом той ночи для всех стало — "Сделали!", произнесенное начальником СМП-695 Гуровым в интервью журналистам.

Также в этот день:

16 (29) сентября 1907 года в Чите баронессой Мэри Германовной Розен открыто частное мужское коммерческое училище в системе ведомства Министерства торговли и промышленности. 

Задачей училища была подготовка специалистов в области торговли и предпринимательства. Принимались дети "обоего пола, всех сословий и вероисповеданий", которым кроме общеобразовательных предметов, преподавалиосновы законодательства, политэкономию, бухгалтерию, товароведение, коммерческую географию, коммерческуюарифметику, коммерческую корреспонденцию. 

Первоначально училище располагалось в доме Полутова на современной улице Бутина, 39, затем в доме Шмуйловича — ныне это здание на улице Лермонтова, 53, 55, после — в доме Соловьёва на улице Ангарской, 44, и наконец — в доме Бушмакина на улице Лермонтова, 12. 

В 1917 году с началом революционных событий экзамены были отменены, сокращена заработная плата учителям, упразднены социальные льготы. 

В 1918 году училище перешло в подчинение Читинского биржевого комитета. В 1921 году преобразовано в политехнические курсы, после — в Политехнический техникум.

Всего с 1907 по 1921 годы подготовлено около 400 специалистов. 

29 сентября 1967 года состоялось подключениеХолбонской ЦЭС к Читинской ГРЭС. Присоединением всего Юго-Восточного энергетического района в итоге образована единая Читинская энергосистема. Холбонскаяэлектростанция продолжала работать до 1973 года, затем демонтирована.

223734
Это интересно