Самые популярные новости ChitaMedia 5 ноября
5 ноября, 22:38
Осадки в Забайкалье не ожидаются 6 ноября
5 ноября, 21:41
Читинцы пожаловались в Народный фронт на едкий дым от котельной в районе СибВО
5 ноября, 20:56
Экс-глава Агинского Андрей Дашин выразил недовольство работой местных чиновников
5 ноября, 20:43
Забайкальцы спели песню "Матушка-земля" на бурятском языке
5 ноября, 20:10
Снова дома: как ветеран СВО из Читы находит себя в мирной жизни
5 ноября, 20:06
Питьевой фонтанчик для пассажиров появился в аэропорту Читы
5 ноября, 19:48
Почти 12 тысяч кредитов было выдано по семейной ипотеке за 5 лет в Забайкалье
5 ноября, 19:38
Полиция проверила ночные бары в Чите и выявила нарушения
5 ноября, 19:21
Теперь корпоративные клиенты Сбера смогут ежеквартально выбирать категории кешбэка
5 ноября, 19:20
Капитальный ремонт общежития Читинского педколледжа будет закончен в 2026 году
5 ноября, 18:47
ЦБ дал право ОТП Банку на собственную модель оценки доходов заемщиков
5 ноября, 18:32
ИИ-агенты стали главной темой на "Уроках цифры" для учащихся 1-11 классов в Забайкалье
5 ноября, 18:30
Связист из Забайкалья обеспечил управление под огнём под Угледаром
5 ноября, 18:19
 В каждой четвёртой квартире поломки и бытовые аварии происходят несколько раз в год 
5 ноября, 18:10

Снова дома: как ветеран СВО из Читы находит себя в мирной жизни

Корреспондент ИА ChitaMedia побеседовал с бойцом о жизни, испытаниях службы и дальнейших планах
Антон Чипизубов предоставлено Антоном Чипизубовым
Антон Чипизубов
Фото: предоставлено Антоном Чипизубовым
Нашли опечатку?
Ctrl+Enter

ChitaMedia, 5 ноября. Он защищал Родину, а вернувшись домой — продолжает служить ей. Антон Чипизубов — участник специальной военной операции, который после возвращения из зоны боевых действий решил направить свой опыт и силу характера на помощь родному краю. Сегодня он стал участником проекта, инициированного губернатором Забайкалья "Кадровый резерв: Герои — Победы. Будущее", цель которого — подготовить специалистов для сферы государственного и муниципального управления. Проект является аналогом федерального "Времени героев". Корреспондент ИА ChitaMedia побеседовал с бойцом о жизни, испытаниях службы и дальнейших планах.

— Антон Вячеславович, расскажите немного о себе: где родились, где учились, как прошло ваше детство?

— Я родился и вырос в посёлке Чернышевск. В школе я был больше спортсмен и активист, а учёба давалась мне не очень легко. Не скажу, что был отличником, но тройки, четвёрки получал. В основном я занимался спортом и участвовал в каких-то массовых мероприятиях. Например, я был штатным оператором — ходил с камерой и снимал КВН и другие мероприятия. По спорту я занимался лёгкой атлетикой, волейболом, баскетболом. После школы я решил получить образование и поступил в Чите в железнодорожный институт по специальности "вагон и вагонное хозяйство". Первый курс было немного тяжело, учиться было некогда: были интересны больше какие-то массовые мероприятия.

После первого курса я съездил на производственную практику, поработал лето рабочим на железной дороге: костыли позабивал этим здоровенным молотком и понял, что я лучше доучусь, чем буду потом мастером пути где-то вот так работать. Я стал больше времени уделять учёбе и меньше спорту. Всё равно ты полдня в институте, потом какие-то пары делать надо, где-то с друзьями увидеться, в кино сходить — времени совсем мало было. Я окончил институт, пошёл на предприятие, немного отработал, и мне пришла повестка в армию.

— Чем Вы занимались до СВО? Почему Вы решили пойти? В каком году отправились "за ленточку"?

— После армии я вернулся обратно на железную дорогу. Сначала работал в Чернышевске, а потом получил инженерскую должность, и меня отправили в Могочу — там я проработал три года и встретил свою будущую жену. После трёх лет мне захотелось карьерного роста, но в депо не было вакансий, и тогда я принял решение остаться внутри компании, но сменить профиль деятельности. Я ушёл в дирекцию снабжения там же в Могоче — отработал ещё три года, и меня пригласили в Читу начальником техотдела дирекции, но пришлось уволиться из-за личных причин. Тогда мы с супругой приняли решение открыть свой магазин зоотоваров. Когда он заработал, времени свободного стало больше, и я уже начал смотреть телевизор. А так как это был 2023 год, то о спецоперации очень часто говорили в новостях. И я раньше всё время говорил, что патриотизм меня заел, хотелось помочь, поучаствовать. И к тому же я отдавал себе отчёт, что я взрослый человек, отслужил армию, был младшим сержантом по должности командира зенитных орудий. Образование у меня техническое, я 6 лет руководителем отработал. И с этой мыслью я принял решение пойти на СВО. Не с автоматом бегать, а я хотел что-то, связанное с инженерными войсками, сапёрным делом, что-то такое, где нужно больше головой работать, а не руками и ногами. Но отцы-командиры решили по-другому, и в итоге я попал в штурмовое подразделение. Сначала у нас было обучение, а после перебросили на направление Угледара. 18 декабря 2023 года во время боя за Новомихайловку я получил ранение. Два месяца пролежал в госпитале во Владикавказе, а в феврале 2024 года вернулся в Россию.

предоставлено Антоном Чипизубовым

Антон Чипизубов. Фото: предоставлено Антоном Чипизубовым

— Чем Вы занимались после возвращения на Родину?

— Где-то, наверное, с полгода после возращения мне было тяжело, так как я потерял ногу ниже колена и с февраля до июня был на костылях, протеза ещё не было. Не очень приятное время было. В июне я получил первый протез и начал его осваивать. И летом я также загорелся идеей попробовать поплавать на сабборде. Я думал, что если у меня не получится, то супруга будет меня катать, а я там на пятой точке посижу. Но у меня получилось встать на сабборд, и я подумал, что если у меня на такой доске получается стоять, то надо попробовать сноуборд. А это у меня была мечта с детства, но всегда казалось, что это сложно и долго учиться. Но желание научиться во мне горело, и я начал сам пробовать, без инструктора, по видео. Но у меня не получалось. В этом вопросе помогла очень сильно Виктория Викторовна (Бессонова, и. о. зампреда правительства Забайкалья — прим. ред.). Она смогла договориться с министерством спорта, чтобы мне на безвозмездной основе предоставили инструктора. Там уже и министр спорта подключился: он нашёл мне инструктора, потом мне помогли купить нормальное оборудование. У меня был свой комплект, но для начинающих. И я поучился с инструктором, съездил потом на соревнования (0+), где из 28 сноубордистов занял шестое место. Считаю, что для первого года — это очень хороший результат.

После моего возвращения в Забайкалье мне предложили заняться волейболом сидя. Я пришёл, уже понимал правила игры, но мне объяснили некоторые тонкости. Мы сыграли с ребятами, и начало получаться. Съездили на соревнования (6+) в Сочи, потом на международные соревнования (6+) в Челябинск, где заняли третье место. Ездили также на Кубок Защитников Отечества ДФО (6+), который проходил на Сахалине — заняли там второе место. После прямым рейсом улетели в Улан-Удэ, где также проходил ещё один турнир (6+). Там мы тоже завоевали серебро.

Хотя сейчас у нас есть небольшая проблема с волейбольной командой — мы не можем набрать себе скамейку запасных. Люди приходят к нам на тренировки, смотрят, но не остаются. Я хочу сказать, что не надо сидеть дома на диване. Да, конечно, у нас есть определённые условия, чтобы попасть в команду. Но если человек просто хочет поиграть — пусть приходит. Это всё абсолютно бесплатно. Мы занимаемся на спортфаке ЗабГУ в понедельник, среду, пятницу с 21.00 до 23.00. Любой желающий может прийти, сказать, что хочет поиграть, и ему всё покажут и расскажут.

Летом этого года Фонд "Защитники Отечества" пригласил меня на ярмарку вакансий (0+), чтобы сказать вступительное слово. Там меня пригласили обратно на железную дорогу. И сейчас я занимаюсь молодёжной политикой в Забайкальской дирекции инфраструктуры.

1 / 3

— Вы награждены "Орденом Мужества". Можете рассказать, за что Вы его получили?

— Когда мы первый раз штурмовали Новомихайловку, мы ехали туда на БМП. По нам начали проводить обстрел, все разбежались. А в БМП у парня зацепился автомат, он, я и ещё один парень не смогли выбраться. Машину подбили, мы из неё выбрались. Двое парней, которые сидели по бокам от меня, ранило. На улице уже темнело, и пришлось вслепую добираться назад. Потому что внутри техники ты ведь не видишь, куда ехать, а просто по ощущениям, что где-то здесь был поворот. Потихоньку я сослуживцев довёл до медиков, нам говорили, что они где-то есть. Я их нашёл, отдал им пацанов, чтобы им помогли.

И в третий штурм, когда я получил ранение, я начал координировать ребят, что вот там едет танк — это наш, маши ему, чтобы он подъехал сюда. Сейчас загрузим раненых, в том числе меня, вы тоже запрыгивайте, и мы отсюда "алга" (с татарского языка "вперёд" — прим. ред.). И вот как-то получилось всех скоординировать, чтобы быстро всё это сделать. Потом мне сказали, что меня представили к награде, а я такой: "Ну прикольно". То есть я не думал, что в этом есть какой-то героизм, я просто поступил по-человечески.

— Был ли у вас позывной? Какой? И почему именно такой? 

— АВ — Антон Вячеславович. Я когда руководителем работал, мне сотрудники в чат, чтобы не расписывать "Антон Вячеславович", просто писали "АВ". И когда я приехал на Украину, начал заполнять анкету, там можно было самому придумать себе позывной. А я уже привык к "АВ". И наш замкомвзвода всё время говорил, что я бы победил в номинации на самый короткий позывной.

— Какие трудности во время службы были для вас самыми запоминающимися?

— Я понимал, куда я еду и как примерно всё будет. Бытовые условия, конечно, тяжелые, но когда ты их ожидаешь, это не кажется чем-то катастрофическим. Самое трудное, наверное, разлука с домом. В любом случае ты привыкаешь, что у тебя есть телефон и ты можешь в любой момент позвонить. Здесь так не работало, если тебе повезёт где-то на каком-то выезде хотя бы на минутку поймать связь и сказать родным, что с тобой всё хорошо — это уже большая удача. Ты больше не за себя переживаешь, а за домашних. Представьте, они здесь сидят, от меня никаких вестей, я не на связи, и вот это непоминание, что со мной, очень сильно давит. И это было самое основное. А всё остальное, тяжело, конечно, но жить можно.

— Как СВО повлияла на ваши взгляды на жизнь?

— Я просто начал ценить своё время и свою жизнь. Я понял, что если я сейчас этот сноуборд не попробую, я его никогда не попробую. О чём потом я буду на пенсии думать, вспоминать, ностальгировать. Те же соревнования, я понимаю, что если я сейчас на них не съезжу, то я на них и не попаду больше. И вот теперь как-то пытаешься ухватить мир.

Я стал немного нетерпимым к некоторым вещам в людях. Количество друзей поубавилось. Ты вот просто смотришь и понимаешь, что с этим человеком тебе не по пути. Глобально, чтобы я стал другим, такого, конечно, нет. Но вот эти частные эпизоды есть.

— Вы говорили, что ещё в школе занимались спортом. Он как-то помог вам в зоне проведения спецоперации? 

— Из-за того, что я занимался больше командными видами спорта, это очень помогло найти общий язык с ребятами, которых я видел впервые. Причём все они абсолютно разные, но удалось со всеми скоммуницировать, слепиться в некое "боевое товарищество".

— Давайте поговорим с вами про проект губернатора Забайкалья "Кадровый резерв: Герои — Победы. Будущее". Расскажите, почему Вы решили принять в нём участие? 

— Я хочу жить хорошо, но не хочу никуда уезжать. Я хочу, чтобы мои дети остались в Забайкалье, чтобы у них была хорошая экология, нормальная экономика, доступная среда и другие сопутствующие вещи. Я считаю, что где человек родился, там и пригодился. Конечно, смотря в далёкое будущее, если я стану успешным чиновником и меня позовут в Москву, то я поеду. Потому что там можно будет применить свой опыт и как-то больше помочь региону. Но на данном этапе я не хочу уезжать из Забайкалья, мне здесь нравится.

предоставлено Антоном Чипизубовым

Антон Чипизубов. Фото: предоставлено Антоном Чипизубовым

— Какие качества вы в себе цените и какие хотите развить в рамках проекта? 

— Я любознательный сам по себе. Мне интересно, как работает государство. Потому что прежде, чем что-то критиковать или хвалить, нужно понимать, как это устроено. Я не скажу, что у меня какая-то завышенная самооценка, но у меня есть осознание, что я хочу сделать край лучше. И если этот проект даст выход на управленческую должность, где можно будет принимать решения, которые будут влиять на жизнь населения, я считаю, это будет неоценимо.

Наверное, не я бы хотел качества развить, потому что сложно оценить себя. Я хочу, чтобы проект открыл вот этот момент, что где-то у меня плохо, а где-то, наоборот, хорошо и необходимо сделать лучше. Личностный рост, он приветствуется.

— Чем бы вы хотели заниматься после проекта? В какой сфере хотите работать?

— У меня есть личное утверждение, что хорошему руководителю не обязательно разбираться в какой-то определённой сфере. Например, если ты хороший строитель, это не значит, что ты хороший министр строительства. А если ты хороший управленец, то ты, наверное, будешь хорошим министром строительства, образования и так далее.

Когда я пришёл на проект, то принял решение стажироваться в Минстрое. Но если бы меня спросили сейчас, хочу ли я в это министерство, то я бы задумался. Потому что хочется везде посмотреть. А уже далее, когда ты поминаешь, как всё работает, делать осознанный выбор, то, что тебе будет ближе.

— Насколько мне известно, у вас уже завершился первый модуль обучения и скоро должен начаться второй. Расскажите, как прошёл ваш первый модуль и какие у вас ожидания от второго? 

— Было большое переживание, что мы разобьёмся на какие-то группы: по возрастам, географическому признаку или действующие участники СВО с действующими. Но организаторы не дали нам распасться на эти группы. Конечно, есть минимальное деление. Например, кто-то на обед вместе ходит, потому что им так комфортнее. Но у нас на обучении было 28 человек, и мы все около одной команды остались. Было такое опасение, что сейчас начнутся скучные лекции, как в институте, когда ты спишь и тебе неинтересно. Но было нормальное живое общение, без сложных слов. Никто никого не пытался водить за нос, что у нас в крае всё прекрасно, а если не прекрасно, то завтра обязательно будет. Была нормальная работа.

— Что вы пожелаете тем участникам СВО, которые вернулись на Родину и думают также принять участие в проекте? 

— Во-первых, я считаю, что тем, кто вернулся и, может быть, у него есть какие-то проблемы с адаптацией, реабилитацией, необходимо встать с дивана и, посмотрев на первый поток, где такие же обычные мужчины и женщины, пойти работать и обучаться. Если у вас есть желание что-то менять к лучшему, то идите. Вас никто в лоб не ударит. Если вы хотите развиваться, что-то делать для общества и для себя, в частности, просто делайте. Проект "Герои — Победы. Будущее" — очень классная социальная штука. Даже если у тебя не получится в дальнейшем работать в органах власти, по крайней мере, это хорошая школа. Это, во-первых, голову будоражит, где-то расшевелит мозг. Во-вторых, это общение с твоими же боевыми товарищами. Я, например, без ноги, есть парни, у которого глаза нет, но никто пальцем не тыкает. Это нормальное, хорошее общение и хорошие люди.

И поэтому следующий поток, те, кто захочет участвовать, пожалуйста, действуйте. Это будет только плюсом, если всё это перерастёт во что-то большее.

предоставлено Антоном Чипизубовым

Антон Чипизубов. Фото: предоставлено Антоном Чипизубовым

231414
81
131