ChitaMedia, 25 ноября. С детства он мечтал стать спецназовцем — и хотя путь сложился иначе, он оказался там, где нужны не только сила и мужество, но и способность вести за собой. Боец специальной военной операции с позывным "Камень", он прошёл бои, пережил тяжёлое ранение — и, заново научившись ходить, говорить и жить, нашёл в себе силы смотреть вперёд. Сегодня, в 26 лет, он — самый молодой участник регионального кадрового проекта "Герои — Победы. Будущее". В интервью ИА ChitaMedia забайкалец рассказал, как после начал строить новую жизнь — и почему решил посвятить её возрождению родного района.
— Расскажите, о себе, как вы пришли к службе в армии?
— Я закончил школу в 2016 году. С детства мечтал стать спецназовцем, но не сложилось. После школы попробовал поступить в военное училище — не прошёл по рейтингу. Тогда решил не сдаваться: год учился в институте по специальности "Автомобили и автомобильное хозяйство в Иркутском пединституте. На следующий год снова подал документы в военное училище, уже подготовленный и мотивированный. И на этот раз — всё получилось. Попал в число лучших по рейтингу и поступил.
Учёба была очень тяжёлой: 15 прыжков с парашютом, первый зимний уровень горной подготовки на Эльбрусе. Я учился в мотострелковом подразделении. По сути, я управленец — командир, менеджер по работе с личным составом.
— Что было после окончания училища?
— После выпуска распределился в Мурманскую область, в посёлок Печенга — 200-я отдельная мотострелковая бригада. Хотел именно туда, и, несмотря на то что не был первым в рейтинге курсантов, всё равно попал туда, куда мечтал. Считаю это почти судьбой.
— Как вы оказались на спецоперации?
— В феврале 2022 года мои однокурсники сразу уехали на Украину. Я последовал за ними позже — в июле. Мои товарищи были по контракту, а у меня срочная служба. Но когда мне позвонили и спросили: "Готов?" — я подумал две минуты и сказал: "Готов". Посоветовался с родителями, и они поддержали моё решение.
— Какие задачи выполняло ваше подразделение?
— Сначала — оборона, потом — наступление. В то время ещё не было отдельных штурмовых батальонов, поэтому мотострелковые подразделения фактически выполняли штурмовые функции.
— Получали ли вы награды за участие в СВО?
— Да. За разведывательные действия я был удостоен Ордена Мужества. Для меня это особенно ценно — у моего прадеда, старшего лейтенанта, был Орден Красной Звезды. Сегодня такой награды уже нет, но по значимости его можно сравнить с Орденом Мужества.
После ранения мне досрочно присвоили звание старшего лейтенанта. И ещё один поразительный факт: мой другой прадед, сержант, получил ранение в голову в годы Великой Отечественной войны — как и я.
— Как вы получили ранение и что с вами было дальше?
— Не помню точно — утром или вечером. Мы шли втроём, и сработала противопехотная мина. Помню, что стоял за деревом, оно меня частично прикрыло. А дальше — пустота. Я впал в кому на полтора месяца. За это время мои родители нашли меня в госпитале.
Во сне я виделся с боевым товарищем, а когда я очнулся, узнал, что он погиб на СВО.
Когда вышел комы пришлось учиться всему заново: есть, пить, разговаривать, ходить. В реанимации был полностью лежачим. Восстанавливался девять месяцев.
— Как проходила адаптация к гражданской жизни?
— Честно, я стал другим человеком. Более общительным, открытым. Понял цену жизни. Раньше, может, чего-то не замечал — теперь всё иначе.
— Как вы узнали о проекте "Герои — Победы. Будущее"?
— Сначала участвовал в федеральном проекте "Время героев" — прошёл дистанционное обучение. Потом ко мне обратился товарищ: у него друг, боец, после ранения начал замыкаться в себе. Я пришёл к нему как волонтёр, поделился своей историей — и тогда он смог рассказать родителям о своём состоянии. Вот тогда я понял: мне важно помогать таким же, как я.
Именно после этого мне рассказали о региональном проекте — "Герои — Победы. Будущее". Я ждал его запуска в нашем регионе и, как только появилась возможность, прошёл конкурсные испытания. Не ожидал, что меня выберут. Мне 26 лет — я стал самый молодой участник проекта.
Обучение здесь гораздо глубже, чем в дистанционном формате: к нам приезжают опытные спикеры, мы активно общаемся, делимся опытом.
— С какой целью вы вступили в проект?
— У меня есть личная мечта — развивать родной район Забайкалья. Здесь огромный потенциал для туризма, но нужно восстанавливать инфраструктуру, создавать условия. Я хочу внести свой вклад.
— Какие планы у вас после завершения проекта?
— Не стремлюсь сразу стать губернатором — ставлю перед собой реалистичные цели. Хотел бы начать с управленческой должности в структуре власти. Это непросто, но я готов к вызову.
— Какой совет вы могли бы дать тем, кто вернулся с СВО, особенно с тяжёлыми ранениями? Где брать силы?
— Прежде всего — опирайтесь на поддержку родных и близких. Они помогут найти путь и не остановиться. Сегодня есть множество программ помощи ветеранам — как этот проект, например. Нужно хвататься за каждую возможность, чтобы встать на ноги и начать новую жизнь.
Я часто вспоминаю поговорку: "Век живи — век учись... как правильно жить". И в этом — мой главный вывод.