UlanMedia, 19 ноября. Прибайкалье накрыло волна школьного насилия. На прошлой неделе в Краснокаменске подрались два подростка да так, что один из них оказался в медикаментозной коме. В Иркутской области так вообще действует целая банда терроризируют село Большой луг. Тут история в лучших традициях 90-х с прижиганием утюгом и избиением шнуром.
В Бурятии хулиганы выбирают себе в противники не сверстников, а педагогов. Недавно в школе №49 в соседнем регионе школьник на уроке русского языка устроил "матный монолог" в адрес учительницы, назвав её, в том числе, "овцой" и употребив нецензурные оскорбления. Педагог не стала вступать в конфликт и лишь заметила: "Таким поведением выставляешь себя в невыгодном свете". Подросток собрал вещи и ушёл. Видео быстро стало вирусным в соцсетях.
Это — не изолированный инцидент. В октябре 2025 года в Посельской школе восьмиклассник напал на учителя физики прямо в раздевалке. На видео запечатлён момент, как подросток бьёт педагога по затылку и пытается задушить. В результате — сотрясение мозга у учителя, перелом кисти у ученика. Причины конфликта до сих пор вызывают споры: по версии педагога, подросток стрелял из водяного пистолета ему в лицо; по рассказам одноклассников — учитель первым дал мальчику подзатыльник за игру на уроке.
Позже подросток принёс извинения, а его наставником стал участник СВО Владимир Раднаев. Однако общественный совет при Министерстве просвещения подчеркнул: за этим физическим конфликтом стояло нечто более глубокое — *систематическая травля учителя*, буллинг со стороны учеников. "Физическое насилие — это страшно, — заявили в совете. — Но здесь имело место и постоянное унижение педагога, подрыв его авторитета".
Ещё более трагичен инцидент в школе №5 в 2018 году: девятиклассник пришёл на занятия с топором, ножом и зажигательной смесью. Он напал на семиклассников и учительницу, после чего поджёг здание. Семь человек, включая самого нападавшего, были госпитализированы. Поводом, по официальной версии, стала двойка по русскому языку, лишившая его допуска к экзаменам. При этом всего за несколько недель до трагедии школьный психолог признал подростка "абсолютно нормальным".
К сожалению, такие случаи — не исключения. По данным наблюдателей, в каждой школе мат и оскорбления в адрес педагогов происходят 2–3 раза в неделю, драки между детьми — примерно раз в месяц, а конфликты "ученик против учителя" — реже, но с гораздо более тяжёлыми последствиями. Вооружённые нападения пока остаются единичными, но их разрушительный потенциал неоспорим.
Реакция властей, как правило, шаблонна. Глава комитета по образованию Улан-Удэ Анна Батурина заявила: "Мы начали проверку по установлению фактов и причин. Ситуацию рассмотрят конфликтная комиссия и Совет профилактики". Уполномоченный по правам ребёнка Вероника Штыкина подчеркнула: "Применение физической силы в образовательном процессе недопустимо при любых обстоятельствах". Глава Бурятии Алексей Цыденов добавил: "Физическое насилие недопустимо — даже если оно было спровоцировано".
На республиканском уровне запущены проверки, создаются родительские комитеты, развивается институт наставничества, в школах работают конфликтные комиссии и службы школьной медиации. Однако, как отмечают независимые наблюдатели, "на бумаге всё выглядит солидно, но меняется ли что-то в коридорах и классах — большой вопрос".
Эксперты предлагают "третий путь" — не ужесточение контроля и не панические меры, а системную работу:
- Восстановить авторитет учителя не через страх, а через уважение — как носителя знаний и морального ориентира.
- Развивать институт "значимого взрослого" — наставника, которому подросток сможет доверять.
- Внедрять раннюю диагностику склонности к агрессии — не только у детей, но и в школьной среде в целом.
- Активно вовлекать родителей — ведь зачастую агрессия в школе — отражение проблем в семье.
- Ограничить публикацию конфликтных видео в СМИ и соцсетях, которые не только травмируют участников, но и провоцируют подражание.
Без системных изменений — в культуре общения, семейном воспитании и школьной политике — новые жертвы, к сожалению, неизбежны. Школа должна оставаться местом, где учат не только грамоте, но и человечности.