ChitaMedia, 28 октября. Школа креативных индустрий Забайкалья за три года выпустила забайкальцев, которые уже работают в регионе и поступили в ведущие технологические университеты страны. Руководитель учебного заведения Лидия Макарова рассказала корреспонденту ИА ChitaMedia о том, как 160 подростков бесплатно осваивают анимацию, звукорежиссуру и VR-технологии на профессиональном оборудовании, и почему для удержания творческой молодежи в крае необходимо создать колледж креативных индустрий.
— Лидия Андреевна, сейчас вы являетесь руководителем школы креативных индустрий, а где вы работали до этого?
—Я преподаватель училища культуры и начальник отдела информационных технологий, программист с большим стажем. При создании школы креативных индустрий директор Алексей Иванович Рюмкин принял решение назначить меня на эту должность. Мне понятно его желание — дело в том, что это техника, надо и понимать, и уметь с техникой работать, плюс большой опыт педагогической деятельности. Думаю, всё это сыграло роль в том, что меня поставили руководителем школы.
— Обрадовалась?
— Нет. Сначала испугалась.
— Почему?
— Мне был не понятен формат. Мы не просто школа, мы не просто учим, у нас всё-таки больше проектная деятельность. Аритмия творчества, вот как я это назову. Такой ритм творчества, движение, пульсация, она от детей исходит, нас заряжает, мы опять их, и это нескончаемый процесс творчества. Конечно, уроки уроками, но проекты — это одно из наших больших направлений.

Школа креативных индустрий. Фото: Абрамченко Анета, ИА ChitaMedia
— Какой конечный итоги занятий в школе для ребёнка? Просто получить навык как в кружке или секции?
—Это всё-таки начальная стадия, полупрофессионал выходит от нас, всё-таки это подросток. К нам ребята разного возраста приходят, есть, скажем, и 12-летние и те, кто постарше. Но я с уверенностью могу сказать: ребята, которые закончили — наши выпускники, поступили в институты культуры. Дети уехали за пределы края, поступили в технологические университеты Томска — это ребята студии анимации. То есть уже есть те, кто работают по краю—видеооператорами, фотографами при студиях, при ателье.
— Сколько рабочих мест в студиях?
— По 10 рабочих мест. 80 детей обучается на первом курсе, 80 на втором.
— Есть еще места для желающих?
— Есть места свободные, потому что не все дети одновременно во все дни и на все места приходят. Кто-то может прийти в одни день, но у него не получается в другой. Это всё-таки дополнительное образование, такой жесткой регулировки нет. Утром более-менее свободно, тоже утром есть места. А так все 80 человек набрали. Занятия идут в одно время — в 8.30 и в 15.00. Каждая специальность два раза в неделю.
— А если появится намного больше желающих, чем 2-3 человек плюсом к этим 160? Будет ли возможность расширить набор?
— Честно, как педагог и как руководитель, могу сказать — мы готовы. Но территориально мы не готовы. Очень мало места. Ну и по вопросу расширения я пока сказать не могу — это на других уровнях решается. А так мы берём всех, кто к нам приходит. Просто набор заканчивается, и в течение года дети определяются. У нас были случаи — приглашали в следующий год, либо после Нового года, но всё равно кто-то уезжает, но их мало — два-три.
— Насколько я знаю, у вас в том числе занимаются и особенные дети по части здоровья, а дети из малообеспеченных семей к вам ходят?
— Честно говоря я на это не смотрю — все приходят одинаковые для меня, все дети. Если бы они свою аппаратуру приносили, тогда бы я могла что-то сказать. Мы всё даём — ребёнку ничего не надо. Аппаратура вся профессиональная, даже сверхпрофессиональная. Поэтому любому ребенку несложно попасть.
— Для ребёнка обучение бесплатное?
— У нас бесплатное обучение полностью.
— Для взрослых?
— Для взрослых курсы переподготовки мы делаем в платном режиме. Это дополнительно.

Школа креативных индустрий. Фото: Абрамченко Анета, ИА ChitaMedia
— Много желающих среди взрослых?
— Может быть и много. Ещё раз повторюсь — мы не можем себе позволить много. Мы набираем 2-3 группы в год: звукорежиссуру, анимацию, звук очень востребован, и на анимацию тоже набираются люди.
— Недавно принимали закон про поддержку креативных индустрий. Вы на себе как-то почувствовали этот закон?
—Вообще все разговоры про креативные индустрии, креативные пространства, креативную экономику в 2024 году пошли, потому что на уровне правительства России уже приняли, а потом и на уровне региона. Если честно, мне не очень понятно, как этот закон работает и нас касается, но работа самой школы, её развитие — это уже в целом поддержка креативной отрасли региона.
Как можно было бы поддержать нас ещё лучше? Думаю, открыть колледж креативных индустрий. Почему колледж. Нам надо, чтобы дети оставались здесь. Они школу заканчивают и куда-то уезжают. А если мы сделаем колледж, мы кого-то да задержим. Думаю, что появление колледжа креативных индустрий в нашем регионе остановило бы отток творческой молодежи.
— Хорошо, ребёнок закончил школу, получил специальное образование, а потом куда?
— Очень много работы, креативная индустрия сейчас очень востребована. У нас даже дети, ещё будучи учениками, работают: фото, анимация, VR-пространство. Ну, VR — это штучный товар. Их сейчас 7 человек, знаю их поимённо. Они до этого дошли, это очень сложный уровень.
— Вы общаетесь с коллегами из других регионов. Как там обстоят дела, как мы на этом фоне выглядим?
— Могу только со школами сравнить. Я во многих школах побывала, посмотрела. Мы среди средних, но ближе к лучшим. И про проектной деятельности, и по творческому развитию.

Школа креативных индустрий. Фото: Абрамченко Анета, ИА ChitaMedia
— А на каких площадках ваши воспитанники могут показать себя?
— Вот, фестиваль анимации сейчас будет, "Даурия" (12+), в кинофестивале (18+) участвует, конечно. Мы участвуем во всех фестивалях, которые предлагают нам другие школы креативных индустрий. Заочно везде отправляем свои работы. У нас есть и призовые места, и просто участие — разные варианты. Вот в Агинском были на каникулах весной. В Новосибирске ездили, во Владивосток. Мы с Иркутском дружим, с Улан-Удэ в Благовещенск собираемся в этом году
Мы стараемся с детьми раз в год выезжаем в другую школу креативных индустрий. Чтобы и других посмотреть, и себя показать. Воркшопы делаем детские — дети детям. Первый раз попробовали со школой креативных индустрий Бурятии, где директором работает Эльвира Доржиева. И вот там мы попробовал такой трёхдневный формат и сейчас такое практикуем.
У всех разное программное обеспечение, у всех разное техническое обеспечение. Поэтому мы показываем одно, они другое. Сейчас будем демонстрировать то же самое на фестивале "Одиннадцать кадров" (6+). Приедут аниматоры, кто-то с детьми приедет со студиями, кто-то просто один аниматор — педагог. Очень хороший фестиваль планируется не только с точки зрения фестиваля, как фестиваля, но и как площадка для наших воспитанников. Такие мероприятия нам очень важны.
— Спасибо большое за беседу.