С 2026 года требование к рекламе безалкогольных энергетиков в России ужесточается. Законодатели обязали производителей сопровождать ее предупреждениями о вреде, а также наложили строгий запрет на обращение к несовершеннолетней аудитории.
Госдума приняла во втором и третьем чтениях законопроект, по которому с 1 марта 2026 года любая реклама энергетиков должна будет содержать специальное предупреждение о вреде чрезмерного употребления таких напитков. Для каждого формата рекламы установлен свой минимальный объем предупреждения.
В радиоролике предупреждение должно звучать не менее трех секунд. В видеоформате — занимать как минимум пять секунд эфирного времени. Для печатной и интернет-рекламы выделяется не менее 7% от общей площади.
Теперь в рекламе энергетиков полностью запрещено упоминать о наличии в их составе витаминов или биологически активных добавок (БАДов). Этот шаг, по мнению законодателей, должен исключить создание ложного впечатления о пользе продукции.
Кроме того, реклама не должна быть обращена к несовершеннолетним. Это означает запрет на использование образов детей и подростков, а также на любые приемы, которые могут сделать рекламу особо привлекательной для этой возрастной группы.
"Систематический обзор исследований показал, что частыми побочными явлениями среди детей при потреблении безалкогольных энергетических напитков являются бессонница (35,4%), стресс (35,4%) и депрессивное состояние (23,1%). Среди взрослых часто отмечались такие нежелательные явления, как бессонница (24,7%), дрожь в руках (29,8%) и желудочно-кишечные расстройства (21,6%)", — сказано в пояснительной записке к проекту закона.
Также авторы инициативы отмечали, что энергетики несут двойной риск для здоровья. С одной стороны, они содержат огромное количество сахара, что повышает риск развития диабета, болезней сердца и почек. С другой стороны, их тонизирующие компоненты могут вступать в опасное взаимодействие с лекарствами, в числе которых, антидепрессанты и психостимуляторы, и изменять их действие в организме.