Не уезжать, не искать возможностей "где-то там", а создавать своё — здесь, в родном крае. Именно так живёт и работает героиня нашего интервью — предпринимательница, основательница бренда "Сашка Барашка" Наталья Дабижа. Она строит дело на тепле, заботе и любви. В разговоре с ИА ChitaMedia забайкалка рассказала, с чего всё началось, как рождаются изделия, почему она обратилась за господдержкой и что значит быть предпринимательницей в родном регионе.
О первых профессиях и как платье изменило жизнь
— Наталья, расскажите немного о себе — откуда вы родом? Были ли у вас переезды?
— Я из Забайкальского края с прекрасного село — Улёты. В детстве переехала в Читу с родителями. В другие города, конечно, переезжала, но это было по учёбе. Я училась в Иркутске, защищала там диссертацию.
— Что для вас значит Забайкальский край?
— Забайкалье — мой дом.
— В начале нашего интервью вы сказали, что учились в Иркутске — на кого вы учились? Работали ли вы по профессии?
— У меня два высших образования — юридическое и экономическое. В Иркутске я защищала диссертацию — я кандидат экономических наук. Я работала в арбитражном суде, преподавала в нашем государственном университете доцентом. Но предпринимательство меня завлекло с большим энтузиазмом.
— Имея такой богатый опыт в других сферах, почему вы решили уйти?
— Суд, на самом деле, эта та история, которая требует определённого склада характера. У меня этого склада нет. На самом деле, судить людей — это эмоционально трудная вещь.
А педагогическая деятельность никуда не ушла. Я всё также продолжаю работать с детьми, это никуда не исчезло, просто трансформировалось. И самое главное, что мои уже выросшие студенты приходят ко мне и предлагают какие-то крутые, интересные проекты. Это классно. Это важная часть моей жизни.
— Когда вы впервые взялись за иголку или швейную машинку? Кто вас научил шить?
— В советское время было немного другое отношение к рукоделию и шитью. Шили все — моя мама, бабушка, вторая бабушка. И чтобы за ночь сшить какой-то костюм или платье на срочное мероприятие в садик или школу — это была норма. Просто, когда я достигла старшего возраста и появилась мода среди девочек "быть не как все", столкнулись с тем, что на самом деле очень много одинаковых вещей. И это было основным толчком крупно заняться шитьём.
В 9 классе нам впервые разрешили встретить Новый год с одноклассниками — с нами была одна семья и соответственно мы — дети. Естественно хотелось надеть какое-то такое платье, которого ни у кого не было. Я побежала в ателье, но так как было близко к празднику, меня уже никто не брал. И я села за машинку. Тогда ещё не умела вшивать молнию в платье, не было понимания, как правильно собирать подкладку. Я сшила платье. Оно одевалось на выдохе, но получилось снаружи как надо. Причём я носила его очень долго, до студенческих лет. Потом посадила на правильный подклад, вставила молнию и ещё курса до 3 выгуливала его на вечеринках. Вот это платье было таким знаковым, после него я стала постоянно пополнять гардероб вещами собственного производства.
— Помните ли вы день, когда впервые что-то сшили и решили: "А почему бы не попробовать продавать это?"
— Такого, чтобы продать — нет. Потому что любая вещь шьётся по индивидуальным меркам.
— Вы многодетная мама — у вас трое детей или больше?
— У меня трое детей — два сына и дочь. Ещё есть кот.

Наталья Дабижа. Фото: предоставлено Натальей Дабижа
Первые шаги
— Как родилась идея заниматься именно детскими вещами? Этому поспособствовало материнство? Ведь вы, наверняка, как мать понимали, что нужно детям: какой материал лучше использовать, какой должна быть одежда.
— На самом деле такой сложный вопрос. По большому счёту это бизнес. Есть люди, которые шьют и детское, и взрослое, и мужское. Ну а так конечно было понимание, что одежда должна быть удобной.
— Какой путь вы прошли от первых изделий до полноценного бренда? С чего всё началось?
— Всё началось с комбинезончиков для детей, потом появились легкие шортики, штанишки, то есть то, что необходимо в ежедневном потреблении.
— Хотелось бы уточнить про школьную форму. Насколько мне известно, ваш бренд создаёт одежду для детей до 8 лет.
— Создание школьной формы — это отдельная ветвь бренда .
— А планируете ли вы в дальнейшем развиваться и шить повседневную одежду для детей более старшего возраста?
— Время покажет. Посмотрим, какой будет спрос, будут ли заявки на большие размеры.
— Сколько человек в вашей команде?
— В цеху восемь специалистов. Работает также маркетолог, фотограф. Ну, наверное, человек 15 уже точно есть. Кто-то работает полностью, а кто-то удалённо.

Предприятие. Фото: предоставлено Натальей Дабижа
О конкуренции, поддержке и планах
— Насколько трудно делать бизнес в Забайкалье? Большая ли здесь конкуренция?
— Вопрос просто в том, что основная точка продаж — это магазины, а там основной конкурент — это Китай. Естественно, вопрос качества и другие аспекты, которые влияют на цену. Каждый покупатель оценивает продукт по-своему.
— Где вы находите вдохновение для своих изделий?
— В путешествиях, в детях. Особенно когда ребёнок приходит после встречи с друзьями, а ты смотришь на его шорты, а там клок вырван. В такие моменты задумываешься, что надо по-другому сделать шов, чтобы этот клок было сложнее вырвать.
— Почему вы решили воспользоваться господдержкой и в какой момент вы поняли, что она вам нужна?
— Как говорится: "Дают бери, бьют беги". Я думаю, что начинающим предпринимателем есть смысл с ней работать. Когда человек начинает какое-то новое дело для себя, будь то производство пельмешек или туризм, везде есть тонкости и всё знать невозможно. В такие моменты есть смысл обращаться за помощью.
Мне господдержку предложили, рассказали, что есть такие программы и в них можно участвовать. После этого начался анализ того, что мы можем и что есть, подготовка документов, написание различных проектов.
Государственную поддержку малого и среднего предпринимательства осуществляет Минэкономразвития Забайкалья в рамках государственной программы региона "Экономическое развитие" нацпроекта "Эффективная и конкурентная экономика". Для предпринимателей предусмотрены следующие виды поддержки: информационно-аналитическая, финансовая, организационная, поддержка в области подготовки, повышения квалификации и переподготовки работников.
Так, по данным на июнь, общий объём финансовой поддержки в этом году уже составил 653,5 млн рублей. В 2024 году около 600 предпринимателей получили 2,2 млрд рублей, создав при этом почти 5 тысяч рабочих мест.
— Вы сказали, что господдержку вам посоветовали — кто это был?
— Я люблю такую фразу: "Когда ты идешь правильным путём, тебе встречаются правильные люди". Люди же не просто так приходят, они приносят какие-то идеи, мысли: капелька оттуда, капелька отсюда — вот и информация собирается. И сейчас сказать конкретно, что мне какой-то человек сказал: "Иди и получили", нет. Дали какие-то люди какой-то контакт, кто-то сказал, что мой друг там что-то получил и вот так постепенно я познакомилась с сотрудниками "Мой бизнес", с которыми мы сейчас, как и с министерствами, активно работаем.
Это непрерывно перетекающий из одного в другого процесс и сказать, что какой-то конкретный человек мне дал рекомендацию — нет. Очень много людей приложили к этому руку.
— Насколько господдержка вам помогла?
— Ощутимо. Например, на средства господдержки мы приобрели вышивальную машину — она позволила нам улучшить, дополнить ассортимент.
— Что для вас значит быть предпринимательницей в Забайкалье?
— Работать, работать и ещё раз работать.
— Есть ли у вас мечта, связанная с вашим брендом?
— Конечно, мы хотим захватить весь мир!
— И в завершение нашего интервью давайте представим: Если бы вы встретили себя в начале пути, то что бы вы себе сказали?
— Работай и получай удовольствие.