ИА Nakhodka.Media продолжает цикл публикаций в рамках проекта "Вахта Победы" — серия специальных материалов в год 80-летия Победы состоит из периодики, документов и фотографий военных лет. Материалы публикуются на основе документов, предоставленных Городской библиотекой-музеем. В 1943 году Находка была отнесена к категории рабочих поселков и входила в состав Буденновского района Приморского края.
В те годы в Буденновском районе выходила газета "Будённовец" (16+), в которой публиковались материалы о том, что происходит в тылу, пока бойцы Красной Армии сражаются на передовой.
В годы Великой Отечественной войны (1941–1945) советские школьники, наравне со взрослыми, трудились в тылу, помогая стране выстоять в тяжелейших условиях. Одной из важнейших задач было обеспечение армии и населения продовольствием, поэтому дети активно участвовали в сельскохозяйственных работах, включая прополку полей.
В номере газеты "Будённовец" от 11 июля размещен досрочный рапорт о том, как идет прополка и обработка всех культур.
На 9 июля колхоз "Крещенка-Лес" закончил прополку и междурядную обработку всех культур. Из плана первого укоса 100 гектар скошено 70 и застоговано 50 гектар. Фронтовой двухнедельник косари и полольщицы ознаменовали напряженным трудом от темна до темна. Особенно отличилось комсомольско-молодежное звено Гридиной Зинаиды. На ее участке прополка закончена раньше всех — 7 июля. До 2,5 норм вырабатывал каждый член звена. По уходу за посевами звено получило отличную оценку.

Тематическое фото. Колхоз им. Сталина (Ленина). Школьники Рябов А., Ким А., Ли В.. Фото: Из Госкаталога. "Камчатский краевой объединенный музей"
Трудовая мобилизация школьников
С началом войны многие мужчины ушли на фронт, а женщины и подростки заняли их места на заводах и в колхозах. Ученики городских и сельских школ во время летних каникул отправлялись на поля, где выполняли различные работы: сажали овощи, убирали урожай и, конечно, пропалывали посевы от сорняков.
Прополка была особенно важна — от неё зависел урожай зерновых, картофеля и других культур. Без своевременного удаления сорняков растения не получали достаточно питательных веществ, что могло привести к потере значительной части урожая.
Как проходили работы?
Школьников организовывали в бригады, которые трудились по несколько часов в день. Младшие классы чаще работали на огородах при школах, а старшеклассники отправлялись в колхозы. Дети вручную выдёргивали сорняки, окучивали картошку, пололи свеклу и пшеницу. Работа была тяжёлой — приходилось проводить долгие часы под палящим солнцем или в дождь, а питание было скудным.
Несмотря на усталость, многие школьники понимали, что их труд помогает фронту. Ведь без хлеба и овощей нельзя было прокормить ни солдат, ни рабочих на заводах, ни жителей городов.
На прополке работало 9 школьников. Учительница Ковалева Полина Васильевна сумела организовать труд ребят так, что каждый из них перевыполнял нормы в полтора раза. Учащиеся заготовили 4 тыс. веников веточного корма.
Наряду с уходом за посевами успевали заготавливать корма колхозному животноводству.
На сенокосе работают две сенокосилки и девять косарей. Со второй половины двухнедельника организована ночная косьба на двухсменных лошадях. Выросли нормы выработки. 5 косарей дают ежедневно по 2,5 нормы. По 5,5 гектара скашивает каждая косилка. Сенокосная бригада обязалась закончить первый укос к 12 июля. К этому же сроку бригада МТФ дала слово выполнить второй план закладки силоса, а школьники решили заготовить 2 тыс. веников.

Тематическое фото. Прополка посевов на колхозных полях. Фото: Из Госкаталога. "Музей верховых чувашей" Моргаушского муниципального округа Чувашской Республики
Память о подвиге детей войны
Тыловой труд школьников в годы войны стал частью общего подвига советского народа. Многие из них получали медали "За доблестный труд в Великой Отечественной войне". Сегодня их самоотверженность служит примером мужества и патриотизма.
В послевоенные годы тема труда детей на полях часто освещалась в литературе и воспоминаниях ветеранов.
Подвиг школьников военных лет — это не только страница истории, но и важный урок о том, как даже самые юные граждане могут внести вклад в общее дело.