С приходом тепла на дорогах появились они, головная боль многих автомобилистов — байкеры и самокатчики. И если по весне своих железных коней седлали единицы, то чем жарче становится на улице, тем "горячее" на проезжей части. ChitaMedia вместе с заместителем начальника управления госавтоинспекции УМВД России по краю, подполковником полиции Петром Скорняковым разбиралось в текущей ситуации и на дорогах, и в том, кто же больше прочих пренебрегает ПДД.
Четыре колеса возят тело, а два душу?
— Мы ежедневно видим сводки нашей Госавтоинспекции о том, что в районах края и Чите разбиваются мотоциклисты, зачастую это — школьники. При этом нередко есть ДТП и с летальным исходом. Пётр Сергеевич, расскажите статистику происшествий, связанную с этим видом транспорта с начала этого года?
— Только за 5 месяцев 2025 года у нас в крае было зарегистрировано 65 дорожно-транспортных происшествий с мотоциклистами. Этот год отличителен от прошлого, так как у нас наблюдается снижение количества ДТП на 13,8%, а число погибших в таких авариях уменьшилось — на 9%. Понятно, что в цифрах, это кажется небольшим снижением, но не стоит забывать, что это касается человеческой жизни.

Они госпитализированы
— Как показывает практика, какие категории участников дорожного движения вызывают наибольшее беспокойство у сотрудников УГИБДД региона — мотоциклисты или всё-таки самокатчики?
— Если опираться на статистику, конечно, у нас много аварий на краевых дорогах происходит с участием мотоциклистов. Среди них действительно очень много несовершеннолетних, которым, в том числе, разрешают управлять транспортом сами родители, покупая им мотоциклы. Помимо того, что чаще всего они не имеют совсем никаких навыков вождения этим транспортным средством, не используют защитные шлемы при движении, также они всячески пытаются нарушать ПДД.
— Для борьбы с опасной ездой сотрудники проводят не только ежедневную работу во время патрулирования, но и организуют рейды. Расскажите, какие результаты они приносят?
— С наступлением тепла мы начинаем проводить профилактические мероприятия. Что касается мотоциклистов это — "Мотостоп". Так, с начала ранней весны за два рейда было зарегистрировано порядка 300 административных нарушений, касающихся отсутствия прав, также 74 водителя у нас находились в состоянии опьянения при управлении мототранспортом.
Рейды проводятся в крае точечно, после анализа определённых обстоятельств дорожных транспортных происшествий. Первое мероприятие у нас прошло уже в марте. Но помимо рейдов сотрудники Госавтоинспекции работают в этом направлении постоянно, потому что в "Мотостоп" главной задачей стоит профилактика ДТП, а не пресечение правонарушений.
Дрифт канул в небытие?
— Опасная езда у нас часто ассоциируется с мотоциклом, но есть и водители автомобилей, которые намеренно нарушают правила для развлечения, чаще всего их можно встретить ночью на открытых больших площадках — так называемые дрифтеры. Расскажите, этот вид нарушения тоже популярен в крае и как часто на них поступают жалобы?
— В прошлые годы у нас действительно это было острой проблемой, сейчас ситуация обстоит гораздо лучше. Мы ежедневно отслеживаем СМИ, а также мессенджеры. Выявляем, где люди участвовали в опасной езде под названием "дрифт". В этом направлении мы работаем точечно. После получения информации мы уже выходили непосредственно на самих нарушителей, привлекали их к административной ответственности.
— В каких районах города сейчас это ещё осталось?
— Ну, как правило, сейчас в части незаконных опасных вождений у нас возникают небольшие очаги. Таких нарушителей можно встретить в Центральном, Ингодинском, Черновском районах. Кстати, как показал последний рейд, к районам, где организуются такие мероприятия с "дрифтом", у нас ещё присоединился и Читинский район.

Он понесёт наказание по трём статьям
Самокат — детское развлечение или опасность для всех
— С бешеной скоростью в крае набирает популярность не только мотосфера, но и почасовой прокат самокатов, который появился в столице Забайкалья ещё в 2022 году. Сейчас же в крае работает уже четыре компании по аренде. Новый вид средств индивидуальной мобильности буквально заполонил весь город. СИМ можно встретить у торговых площадок, во дворах домов и даже на парковках для автомобилей. Как часто в крае происходят ДТП с самокатчиками?
— По сравнению с мотоциклистами, здесь у нас противоположная картина. По средствам индивидуальной мобильности в крае за 5 месяцев зарегистрировано 21 ДТП. Рост составил 160%. Погибших в этих авариях нет, но возросло число раненных на 33%. Также с начала года было зафиксировано одно ДТП с несовершеннолетними.

Они заплатят штраф
— Какие происшествия чаще всего происходят с СИМ в крае?
— Если говорить по видам, то это наезд на пешеходов на тротуарах, столкновение с другими участниками движения при пересечении проезжей части, а также опрокидывание. В общем, у нас зарегистрировано три основных вида ДТП, случаев аварий с электросамокатчиками, которые находились у нас вдвоём на одном транспорте, в крае не было.
— Дети часто используют электросамокаты под родительскими картами. Какая ответственность грозит родителю, который предоставил доступ к своему аккаунту по аренде СИМ ребёнку?
— Если ребёнку от 7 до 14 лет, то он должен кататься на этом самокате, только при присмотре взрослых — это прописано в правилах дорожного движения. Если происходит ДТП, то вся ответственность беспрекословно ложится на родителей. Использование аккаунтов мы не контролируем. Как правило, в этом случае мы работаем только по нарушениям. Конечно, если сотрудник видит, что ребёнок ездит один на самокате без присмотра, то он может сделать предупреждение и проводится соответствующие, разъяснение, профилактика по правилам управления этим СИМ.

Мальчик переходил дорогу вне пешехода
— Ведётся профилактическая работа с владельцами электросамокатов? Есть ли с ними взаимодействие у УГИБДД региона?
— Да, мы работаем с арендодателями в обязательном порядке. Проводили с ними рабочие встречи. Так, сейчас благодаря взаимодействию на электросамокатах появились регистрационные номера. Также за нарушение ПДД и пользования у предпринимателей предусмотрены свои штрафы.
В контроле с безопасностью дорожного движения у нас участвуют не только наши сотрудники, но и специалисты других ведомств и министерств — администрации Читы, министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта края, "Народного фронта", а также сотрудники комиссии по делам несовершеннолетних и подразделения по делами несовершеннолетних.
Не только дети и подростки
— Какие категории в крае чаще всего становятся нарушителями в ДТП с мотоциклами и самокатами — школьники, студенты или взрослые?
— Чаще всего нарушают ПДД совершеннолетние молодые забайкальцы — от 18 до 25 лет. Основные нарушения среди взрослых — езда без прав и вождение в состоянии алкогольного опьянения. Несовершеннолетние тоже есть, но их всё сильно меньше. Как пример, два школьника 12 и 14 лет праздновали день рождения, где употребляли алкоголь, а после один из них сел за руль мотоцикла, а второй на пассажирское сидение. Подросток не справился с управлением, пострадал сам и его пассажир.

Составлены 60 административных протоколов
Важно знать, что любой участник дорожного движения своими действиями подвергает опасности не только свою жизнь, здоровье, но ещё и других. Поэтому, прежде чем совершать необдуманные поступки, нужно задуматься о том и о тех, кто находится рядом.