Вот и настала пора отдыха, отпусков и каникул. Многие забайкальцы уже составили планы, куда можно поехать. Москва, Санкт-Петербург, Сочи, Казань, Владивосток — список городов, популярных среди российских туристов, из года в года практически не меняется. А может ли попасть в него Чита и чем удивляет гостей из других регионов? Может быть, и сами читинцы слишком мало знают о родном городе и считают, что в нём нет ничего интересного? Об этом и многом другом мы поговорили с профессиональным гидом Анной Скажутиной, которая проводит экскурсии и знакомит туристов с Читой.

Анна Скажутина. Фото: из личного архива Анны Скажутиной
Как увлечение стало работой
— Анна, по образованию вы юрист и преподаёте эту дисциплину для студентов. Почему решили стать ещё и экскурсоводом?
— Во-первых, я человек, который любит экскурсии. Для меня отдых и отпуск — это не на море поехать, на пляже полежать, а сходить в музей, на экскурсию, погулять. История меня всегда привлекала. В школе не было краеведения, поэтому я ничего не знала о крае, о Чите, кроме общей информации, которую знают все. Но мы ведь и занимаемся тем, что нам нравится. Если есть возможность выбрать, то почему бы нет?
— Для вас это всё-таки хобби или ещё одна работа?
— Работа, ведь я официально аттестованный гид-экскурсовод. Как самозанятая зарегистрирована, налоги государству плачу. В колледже преподаю как совместитель по договору гражданско-правового характера. Поэтому там совмещаю и вот экскурсии провожу. Естественно, зимой экскурсий меньше, больше нагрузки в колледже. Вот сейчас больше экскурсий. В июле-августе будут только экскурсии, у студентов в это время каникулы.
— С чего вы начали, чтобы стать экскурсоводом?
— В 2019 году уезжала жить в Новосибирск. В 2020-м была пандемия, режим самоизоляции, мы все сидели дома. В жизненные планы я внесла коррективы и вернулась в Читу. И 16 июля опубликовали постановление, что государство разрешило людям выходить гулять. Можно было пойти на экскурсию по городу, но в Чите таких не было. Я тогда подумала: “Если этого нет, я же могу сама организовать”. Наверное, есть ещё люди, кому интересно ходить на экскурсии по Чите. Сначала ориентировалась на местных, а не на туристов, у меня была откуда-то взявшаяся чёткая уверенность, что я буду проводить экскурсии. Я понимала, что небыстро всё получится, а постепенно мы будем ходить, гулять, изучать город. Просто писала на своих страницах в социальных сетях, приглашала на бесплатные экскурсии по городу. Тогда я никак не аттестовывалась, ни с кем ничего не согласовывала, ничего не спрашивала. А люди стали откликаться, приходить.

Анна Скажутина. Фото: из личного архива Анны Скажутиной
Осенью 2020 года прошла бесплатные курсы туризму в ЗабГУ. Тогда я вынужденно осталась без работы, а без дела не могу сидеть. Почему бы не походить? В общем, какой-никакой опыт приобрела. В 2021 году вышли поправки в закон о турдеятельности, что нужна аккредитация. Три дня длилось обучение, тогда нас первый раз аттестовали, выдавали бейджи. В этом году, в связи с поправками в федеральный закон, снова аттестовали, с 1 марта без аттестации работать нельзя, иначе это административное правонарушение.
Узнать город с новой стороны
— Теперь вы уже профессиональный гид-экскурсовод. Какие именно экскурсии проводите?
— Сейчас много маршрутов, но в приоритете пешеходные. Больше семи направлений, самая первая была по купеческим кварталам. Я думала, что для людей, вдруг если кто-то город плохо знает, это будет интересно. Некоторые живут в одном районе годами, никуда не ездят.
Ещё из экскурсий есть “Женские судьбы в истории Читы”, “Прогулка по саду” — это Театральная площадь, Дом офицеров, “От окраины до окраины”. У омских коллег увидела экскурсию на трамвае, подумала: “Как хорошо, но у нас нет трамваев. Но есть троллейбусы, надо работать с тем, что имеем”. Поэтому мы начинаем с Новобульварной, с Нагорной и заканчиваем площадью Революции, то есть два раза перемещаемся на троллейбусах. Хочется всё больше и больше территорий города охватывать новыми экскурсиями. “Полутовский квартал”, “Еврейский квартал”, ”Чита медицинская” — маршрутов много разных, их становится больше. Зима холодная у нас, длинная, в ноябре уже особо не походишь, до марта сидим дома, поэтому появился формат лекций. Мы собираемся, и я что-то интересное рассказываю.
— Вы работаете экскурсоводом уже почти пять лет. За это время заметили, большинство посетителей ваших экскурсий — это читинцы или гости города?
— Вообще формат досуга в виде экскурсии в последние годы набирает популярность. Всё больше-больше читинцев думают: “Я, например, в Екатеринбурге, в Москве, в Питере был на экскурсии, а в Чите не был. Надо сходить, дело интересное”.
У этой работы есть явная сезонность. Например, бывают годы, когда в марте много экскурсий — к 8 Марта заказывают, коллективы друг другу дарят, много именинников. Бывает, что наоборот. Июль тоже — вроде лето, вроде сезон, но в последние пару лет явно проседает. В прошлом году отчётливо было заметно, что экскурсионный сезон закончился в середине ноября. 15 ноября провела последнюю экскурсию, потом затишье было.
Ненужная прослойка между информацией и человеком
— По вашим наблюдениям, туристов из других городов становится больше в Чите?
— Могу сравнить, сколько было туристов за последние пять лет, и явно видно, что их стало больше. В этом году заметен интерес соседних регионов. У меня с начала года уже были гости из Бурятии, Иркутска, Красноярска, которые не просто по делам приехали, по работе, а целенаправленно в Забайкалье. Алханай и "Тужи” — это точки притяжения, по пути туристы смотрят ещё и город. В марте на экскурсии у меня был архитектор с супругой, они приехали в “Тужи” по личному приглашению Даши Намдакова. Гости остались под приятным впечатлением, не знали, что здесь столько архитектуры начала века, деревянной архитектуры. Очень сильно удивились, экскурсия одна перетекла в другую, и мы полдня проходили.
Ещё я часто вижу, что люди или аудиогид слушают, или фотографируют, или вдвоём обсуждают, куда идти. Вообще мне кажется в этом году самостоятельных туристов как никогда больше, потому что много сервисов, можно почитать про достопримечательности, посмотреть маршруты, блоги о туризме. Мы живём в век цифровых технологий, и вообще есть мнение, что гиды — это профессия, которая должна уйти прошлое, потому что её заменит искусственный интеллект. Ненужная прослойка между информацией и человеком, но, пока этого не случилось, работаем.
Есть ещё такая мода, тренд — проехать по Транссибу. Люди садятся в Петербурге или в Москве и выходят в крупных городах: Екатеринбург, Новосибирск, Иркутск, Улан-Удэ, Чита, Благовещенск. Таких туристов тоже стало больше. Из иностранцев в прошлом году было много белорусов. Кто-то раньше здесь жил, у кого-то друзья, семья, родственники, кто-то путешествует. Был ещё мужчина из Ирака. Он по-русски говорит, но плоховато, ведёт свой видеоблог, очень любит Россию, поэтому по ней путешествует. Ещё приезжал француз. Я не проводила экскурсию, но помогала найти гида, который говорит на французском языке. Тогда спасла кафедра туризма, там оказался сотрудник, который владел языком.

Экскурсия. Фото: из личного архива Анны Скажутиной
— Вы постоянно изучаете, читаете, узнаёте новое о нашем городе, чтобы наполнять экскурсии, делать их интересными. Какие факты о Чите наиболее вас поразили?
— Много интересного. Про Кропоткина я не знала, хотя мемориальную доску на штабе видела много раз, но вот как-то не задумывалась о том, что он здесь служил. Про Войно-Ясенецкого тоже. Я так глубоко не была погружена в его биографию, понятно, что слышала, знала, но о том, что он венчался с супругой в нашей церкви Михайло-Архангельской, я потом ещё долго всем рассказывала. Ещё про декабристов мы все знаем, но что события на Сенатской площади и ссылки описаны в книге Александра Дюма “Учитель фехтования” (16+) — об этом мало кто знает. Фактов разных много, много разных личностей было в Чите. Лилия Брик с мужем приезжали в Читу. Они даже видели, как горел Дацан в парке Дома офицера, тогда ещё в парке Жуковского.

Экскурсия. Фото: из личного архива Анны Скажутиной
— Используете ли вы в своих экскурсиях местные легенды?
— Не знаю, но, видимо, потому, что у меня юридическое образование, я не люблю легенды. Могу рассказать, что есть мнение или в краеведческой литературе указано, на просторах интернета можно встретить какую-то информацию, но целенаправленно какие-то легенды, мифы, вымыслы я не рассказываю. Терпеть не могу, когда их выдумывают просто на пустом месте, сочиняют сами мои коллеги. Некоторые этим грешат. Я считаю, что реальных фактов настолько много и они настолько интересные, разнообразные, и личности разные были, что это лучше любых легенд. Реальные личности, их судьбы, они гораздо интереснее, часто гораздо драматичнее, наполненнее, и больше почвы дают для того чтобы задуматься и поразмышлять, нежели какие-то выдуманные истории, которые кто-то сочинил, дабы приукрасить сухие факты.

Экскурсия. Фото: из личного архива Анны Скажутиной
— Вы были во многих городах России. Когда только начинали работать гидом, наверное, ориентировались на опыт коллег из других регионов. Какая экскурсия для вас как туриста стала самой запоминающейся?
— В 2013 году мы с братом были в Санкт-Петербурге, шли по Невскому. Красивое здание, дом Строганова — известных купцов, промышленников, деятелей, в общем, знаменитая фамилия. Дом тогда только после реставрации открылся. Мой брат вообще не любит ни экскурсии, ни историю, он от этого далёк, но даже ему понравилась. Мы до сих пор женщину-экскурсовода вспоминаем, которая настолько интересно рассказывала, не просто банальные вещи и не монотонно. Она сама по себе очень харизматичная, и видно, что семья Строгановых и их история близки ей. Было очень интересно. Я не помню фамилию экскурсовода, но осталось приятное воспоминание, хотя уже 12 лет прошло.
Есть ещё маленький частный музей “Профессорская квартира” в Томске. Мне понравилась сама идея, что человек решил выкупить это помещение, реконструировать квартиру профессора, которая была в 19 − начале 20 века, создать этот антураж: приёмная, спальня, столовая, соответствующая мебель. Интересно, когда каждая деталь подобрана с любовью и вкусом. Поэтому я под большим впечатлением осталась. В Хабаровске есть музей "Говорящих машин", опять же, частный. Нам проводил экскурсию мужчина. Он вообще не экскурсовод, не краевед, не историк. Ребята, которые собирали коллекцию, обращались к нему за ремонтом, консультациями и привлекли его не просто в качестве консультанта или ремонтника, а в качестве экскурсовода. Плюс на всех этих устройствах включали музыку. Ну, а музыка — это один способ воздействия на человека, она создаёт настроение, влияет на наши мысли, впечатления, ощущения. И сама музыкальная подборка была очень хорошо сделана. Мечтаю, чтобы в Чите появились такие увлечённые люди и открыли какой-нибудь маленький музей. Такое культурное пространство, оно прям просится, но пока нет. Будем надеяться, что, может быть, когда-нибудь появится.

Экскурсия. Фото: из личного архива Анны Скажутиной
Нам есть чем удивить
— Что в Чите поражает гостей из других регионов?
— Вот даже вчера были гости из Екатеринбурга, всех поражает количество достопримечательностей. А мы только прошли по купеческому кварталу от сквера Геологов до Театральной площади. Нравится людям количество архитектуры, её разнообразие, стиль, исполнение, все удивляются. Мне даже иногда гости говорят, что Чита недооценённая, очень мало информации про достопримечательности. Приезжающие в командировки — очень часто люди интересующиеся, любопытные, желающие не только перемещаться между гостиницей, работой, магазином и кафешкой. Таких туристов особенно много на экскурсиях в несезон. И тоже, когда пришли на экскурсию, сказали, что в Чите бывали уже несколько раз, но ходили только по площади Ленина, максимум ещё в Музее декабристов были. А тут мы прошли, всё посмотрели, обсудили. И картинка совсем по-другому складывается, город совсем с другой стороны открывается.
Все удивляются, говорят, что очень красиво. Удивляются архитектуре, истории, историческим личностям. Как-то были на экскурсии супруги из Москвы. Они говорили, что поклонники творчества Соломиных, в Малом театре были не раз и тогда впервые услышали, что Виталий и Юрий Соломины родом из Читы.
Приезжают к нам гости из Екатеринбурга, Казани, Москвы. Москвы. Вообще, когда я только начинала, было очень много москвичей. В последние годы много новосибирцев, Сибирь стала активно путешествовать.
— Есть ли то, что их неприятно удивляет?
— Состояние памятников архитектуры, что они разбиты, штукатурка отваливается, окна побиты, следы горения, утрата каких-то архитектурных элементов. Ещё про набережную интересуются, почему у нас её нет, и про пешеходную улицу спрашивают.
Многие спрашивают: “Почему ничего не ремонтируется?” Ну вот лавки продали, будут восстанавливать, обещают. В федеральный проект вошли, глядишь, кто-нибудь возьмёт дом за рубль, восстановит, чтобы можно было показывать. Читинцы часто вспоминают про 130-й квартал, в Иркутске созданный, тоже кивают, что в городе столько деревянных памятников, их можно в одном месте собрать Но я как экскурсовод, исследователь, считаю, что история интересна в своей естественной среде. 130-й квартал — прекрасная идея, но там же новоделы. Да, это для туристов, красивая картинка, а старые развалины с покосившимся крыльцом не всем интересны. Но ведь эта красиво седеющая старина, когда крыльцо покосившееся, она всё равно прекрасна.
Ещё что удивляет приезжих, если мы по Забрабочего идём, по Чкалова, что люди живут в домах, где нет воды, канализации, душа, туалета, за водой уходит на колонку. И это в XXI веке в столице огромного региона. Не должно быть такого. Про мусор, который набил оскомину, но центр сейчас чистят. Мне как-то раз писал мужчина, не провожу ли я экскурсию по свалкам Читы. Я даже отвечать не стала. Да, кто-то, может быть, ожидал худшего. Такое тоже бывает, а на деле оказывается, не так всё плохо, даже красиво и интересно.
Почему Чите не стать вторым Томском
— Наверное, невозможно, будучи экскурсоводом, не любить свой город. За что вы любите Читу?
— Люблю за компактность, у нас всё рядом. Ещё люблю, что близко к природе: вышел из дома, десять минут, и ты в сосновом лесу, сел на маршрутку — до сопки доехал или вообще пешком дошёл. Нравится спокойствие провинциального города, эта тишина, размеренность, неспешность, плюс близкий круг людей, которые тебя знают, с которыми ты дружишь, общаешься.
Если не люблю, то за удалённость. Нет возможности “мотнуться” куда-то на выходные, как, например, могут тебе позволить новосибирцы съездить в Красноярск, на Алтай, туда несколько часов займёт дорога, меньше суток. У нас ближайший крупный город — это Улан-Удэ. Понятно, что есть самолёт, да, это возможно, но вопрос в цене. Наверное, у нас никогда не будет так много туристов, как, например, в Томске. Томск — тоже город небольшой, но около него есть как минимум два миллионника. А если ещё и Екатеринбург считать, то три. У нас рядом миллионников нет, ближайший — это Красноярск. Но из Красноярска два дня ехать, и это двадцать с лишним тысяч рублей. Только если мы придумем что-то своё, изобретём, будет, конечно, здорово, но пока этого нет.
Удалённость сказывается на менталитете местных. Как-то не хватает современной динамики и развития города в целом. Хочется, чтобы мы быстрее развивались, ближе были к цивилизации в хорошем смысле слова. Что-то вот пытаемся делать, новшества появляются, но хочется, чтобы это было больше, быстрее, лучше и качественнее.
— На ваш взгляд, что нужно, чтобы в Забайкалье было больше туристов?
— Транспорт — конечно, он должен быть дешевле. Пока самолёты будут стоить 40 тысяч рублей, а билеты в плацкарт — 20 тысяч, у нас не будет большого турпотока. Даже если человек готов заплатить, то Чита должна предложить что-то такое, чтобы он понял, что деньги не зря потратит.
— Что Чита и Забайкалье могут предложить интересного, чем привлечь?
— Мне кажется, классно должны работать какие-то событийные фестивали, гастрономия хорошо привлекает людей. Надо работать с соседними регионами, у нас есть целый Дальний Восток. А люди очень мало знают о Забайкалье. Больше нужно писать, рассказывать, помогать землякам участвовать в каких-то мероприятиях, рассказывать о них.
Сейчас люди готовы платить, чтобы увидеть Чарские пески, но у нас очень плохо с транспортной логистикой, поэтому туристы летят из Иркутска и Красноярска. Несколько раз у меня на экскурсиях были люди, которые приехали сюда на сплавы по рекам: по Витиму, по Олёкме, например. Ещё очень много в последнее время тех, кто путешествует на машинах. Каждый год, особенно летом, приезжают ребята, которые едут по России на автомобилях.
Ещё приезжают к родственникам — к детям, к внукам или тем, кто остался где-то в районах, чтобы повидаться, пообщаться. Мне кажется, эта тенденция набирает обороты в последнее время — вспомнить, откуда ты родом. Были женщины, одна в Белоруссии живёт, другая где-то на западе России. У них здесь никого нет, уехали ещё в 80-х. И им так было приятно пройтись по этим улицам. Мы гуляли с ними в -30, и я замёрзла, а они нет.
Люди приезжают с искренним интересом узнать, как у нас. Я считаю, что надо ориентироваться в этом развитии как раз на соседей из Дальнего Востока, Восточной Сибири. Чтобы мы чаще пересекались, общались, приезжали. Мы, наверное, ещё до сих пор недооцениваем свою страну, даже свой регион. Я рада, что появилось много ребят, которые возят людей по Забайкалью: на Кадалинские дворцы, в Нерчинск, в “Тужи”, Сретенск и другие. Край у нас большой, богатый, есть и история, и природа, и достопримечательности.
Синдром местного
— Вы знакомите гостей и жителей города с Читой. Есть ли у вас идеи каких-то новых экскурсий?
— Идей много, я давно хочу по сталинкам сделать экскурсию, года два уже, но всё упирается в то, что пока не могу найти всю нужную информацию. Наверное, летом будет время, и я этим плотно займусь. Ещё бы хотела сделать экскурсию от метеостанции до парка МЖК. Казалось бы, там нечего рассказывать, а я бы попробовала собрать материал. Ну, и у каждого времени свои герои — про это тоже хочется рассказывать. Попробую, наверное, в июле в рамках эксперимента сделать.
— Как читинцу, много лет прожившему здесь, узнать город с новой стороны, открыть его заново?
— Наверное, нужно быть любопытными, как дети, чтобы нас всё интересовало. Быть любопытными к жизни своего города, к тому, что происходит сейчас, что будет дальше. Быть интересующимися и немножко влюблёнными в то место, в котором мы живём, понимать, что оно тоже хорошее, по-своему интересное, уникальное. Есть такая фраза: “Попробовать хотя бы раз почувствовать себя туристом в своём городе”. Посмотреть на то место, в котором мы живём не непривычным взглядом читинцы. Часто на экскурсиях обсуждаем, что есть такой типичный синдром местного. Например, человек живёт в Чите с рождения, ходит по улице Ленина каждый день много раз. Что он может о ней не знать. А на самом деле, оказывается, если начать изучать, то совсем ничего не знает.
Когда я занялась экскурсиями, для меня мир стал таким большим, разнообразным. Оказывается, в Чите много интересных людей, мероприятий, выставок, кто-то приезжает, уезжает, что-то происходит. Если ты уставший, замотанный, надо находить способ отвлекаться от мыслей о том, как всё у нас плохо. Мы всегда чего-то ждём: выходных, лета, отпуска, а жизнь, она раз, и прошла. Нужно позволять себе отдохнуть, расслабиться. И один из вариантов культурного досуга — это узнавать родной город с новой и хорошей стороны.
Все мероприятия, указанные в материале, имеют возрастное ограничение 6+.