В августе 1945 года советские войска наступали на Квантунскую армию. Жители Читинской области наряду с другими красноармейцами участвовали в войне на Забайкальском фронте и Дальнем Востоке. В тылу забайкальцы перевыполняли планы работы, чтобы помочь фронту и Красной Армии, обеспечить всем необходимым для скорейшей Победы и окончания Второй мировой войны. Редакция ИА ChitaMedia совместно с другими агентствами сети партнёрских сайтов PrimaMedia продолжает проект "Вахта Победы". Он посвящён 80-летию Победы. Сегодня расскажем, о чём писали журналисты Читинской области с 18 по 24 августа 1945 года. Продолжаем листать страницы газеты “Забайкальский рабочий” (16+) того времени.
В номере газеты от 18 августа 1945 года было опубликовано сообщение Генштаба Красной Армии. Командующий войсками на Дальнем Востоке маршал А.М. Василевский передал командующему войсками Квантунской армии радиограмму. Ранее Япония предлагала СССР прекратить военные действия, однако о капитуляции сказано не было. Василевский же предложил японской армии все боевые действия, сложить оружие и сдаться в плен с 12 часов 20 августа. Как только это произойдёт, советские войска прекратят боевое наступление.
В одной из заметок рассказывалось о воинах-дальневосточниках, которые в разные годы совершили подвиги и стали героями. В 1918 году японские интервенты сожгли в топке паровоза главу партизан Сергея Лазо. Во время военных действий у Хасана и Халхин-Гола отличились политработник Пожарский, пограничник Котельников и красноармеец Баранов. А в 1945 году дальневосточники воевали с Японией. Красноармеец Василий Колесник повторил подвиг Александра Матросова. Он подполз к японскому доту, бросил связку гранат, но пулемёт продолжал стрелять. Тогда Василий Колесник своим телом закрыл амбразуру японского дота. Это позволило его товарищам уйти вперёд и уничтожить сопротивление противника.
18 августа в СССР праздновался День Сталинской авиации. По этому поводу в газете был выпущен материал под названием “Сталинская авиация в Отечественной войне”, написанный генерал-полковником авиации К. Шимановым. Автор отмечает, что несмотря на численное превосходство противника в начале войны, советские лётчики оказывали ожесточённое сопротивление. А в битве под Москвой советская авиация достигла почти двукратного превосходства по численности самолётов над вражеской. С воздушных боях Сталинградской битвы противник потерял более 500 самолётов. На Кубани в 1943 году в воздухе ежедневной происходило до ста боёв. За годы войны советские лётчики совершили более 3 млн боевых вылетов. Более 1 тысячи лётчиков получили звание Героя Советского Союза, в том числе 9 девушек. После окончания Великой Отечественной войны лётчики продолжили борьбу с новым врагом — Японией.

Лётчики-герои. Фото: ТАСС / заметка из газеты
В очерке “Хозяева неба” рассказывается о командире эскадрильи Степане Архиповиче Яковенко. Он был награждён орденом Красного Знамени, медалью “За оборону Кавказа” и орденом Отечественной войны I степени. Во время войны он совершал по 3-4 боевых вылета в сутки, на Кавказе совершил 125 вылетов и ни разу не был подбит.
Трижды Герой Советского Союза, лётчик-ас и полковник А.Покрышкин в заметке рассказывает, что советские лётчики сыграли важное значение в Великой Отечественной войне и воют на Дальнем Востоке с Японией. Он выразил уверенность в скорой капитуляции Японии и окончании Второй мировой войны.
На страницах газет публиковались материалы о подвигах красноармейцев. Так, капитан гвардии Катаев благодаря грамотному манёвру развернул танковую колонну. Боевые машины достигли вражеских позиций, японцы не успели применить противотанковые средства и бежали с позиций, но большинству из них спастись не удалось. Удивило советских танкистов, что вооружение японцев оказалось немецким.
Совершил подвиг и ефрейтор Муковкин. Японцы предприняли атаку на артиллерийскую батарею. Командир поручил нескольким бойцам отбить атаку врага. В составе группы ефрейтор Муковкин истребил из автомата десять вражеских солдат.
В одной из заметок рассказывается о жестокости японцев, которые пытали и замучили сержанта Дмитрия Калинина. В боях за посёлок Малый Хунаган, получив ранение, он попал в плен. В тексте описываются тяжёлые раны и увечья, которые были нанесены красноармейцу врагами. пыткам подвергся и ефрейтор Козлов, который вместе с другими советскими пограничниками попал в японское окружение. Он первым ворвался во вражеские ряды и расстреливал японцев, бился до последнего патрона. После чего попал в плен, где погиб от множества ран и увечий.
Моряки-тихоокеанцы захватили порт Расин, который был одним из форпостов готовящегося нападения на Советский Союз и расположен в 100 милях от Владивостока. Отступая, японские войска не успели взорвать свои склады. И в одном из помещений красноармейцами были найдены ящики с орденами и медалями, адмиральская сабля с золотым эфесом. Не успевшие бежать японские офицеры, переодевшись в гражданскую одежду, выдавали себя за рыбаков и огородников. Советские патрули задерживали таких офицеров.
В опубликованной сводке указано, что войскам Забайкальского фронта в районе Хайлара сдался в плен окружённый укрепрайон японского гарнизона в составе 5 тысяч солдат и офицеров, во главе с японским генералом Номура. Всего к 19 августа 1945 года войскам фронта сдались в плен более 20 тысяч вражеских солдат и офицеров. К 21 августа — более 71 тысячи, в том числе 20 генералов.

Плакат. Фото: рисунок И. Поликарпова / заметка из газеты
Одна из страниц уделена Маньчжурии, которую захватило японское командование у Китая и в 1931 году начало оборудование плацдарма для нападения на СССР. В течение 14 лет японцы строили сеть укрепрайонов, аэродромов, разворачивали армию. Половина Квантунской армии была сосредоточена на советско-маньчжурской границе. В 1932 году была создана маньчжурская армия.
19 августа 1945 года прошла встреча маршала СССР А.М. Василевского с представителями командования Квантунской армии. Встреча состоялась недалеко от советско-маньчжурской границы. Спустя несколько часов переговоров японцы заявили о своём согласии на капитуляцию. Были уточнены места разоружения и сдачи в плен японский войск. В этот день на большей части фронта японцы прекратили вооружённое сопротивление, но оружие сложить отказались, заявив, что ждут приказа от командования. И всё же некоторые части армии приступили к разоружению. В газете были опубликованы телеграммы, отправленные Иосифу Сталину от глав и правительств разных стран с поздравлением с грядущей капитуляцией Японии.
Тем временем в Читинской области, в тылу, колхозники занимались уборкой хлебов. Люди старались перевыполнять норму работы, чтобы помочь фронту. В честь Красной Армии было развёрнуто социалистическое соревнование комбайнёров. Больших успехов в этом добился Фёдор Черепанов из Чернышевского района. При номер 12 га он ежедневно убирал около 20 га пшеницы и овса. При этом к 19 августа жатва не была начата в нескольких районах: Акшинском, Балейском, Борзинском, Кыринском и Могочинском. Проходила в августе и уборка сена для заготовки кормов на зиму. Однако не во всех колхозах люди выполняли свою работу. В колхозе имени Кирова план к 10 августа был выполнен лишь на 29%. Созданная для ускорения работы сенокосная бригада из 13 косцов за 30 дней скосила лишь 76 га и заготовила 50 центнеров сена. Со страниц газет глав районов и председателей колхозов, самих работников призывали активно включиться в уборку урожая и заготовку сена, не допускать простоя техники, бороться с потерями урожая.
С осуждением и порицанием рассказывалось в некоторых заметках о председателе правления и председателе сельсовета колхоза имени Сталина, которые вместо начала работ по уборке урожая вместе со своими детьми отправились в лес за ягодами и косили сено для личного пользования. В результате колхоз попал в число отстающих. А в колхозе имени Калинина — одном из самых крупных в области — по плану нужно было убрать до конца сезона 900 га хлебов, но на 19 августа 1945 года было убрано лишь 35 га. Несмотря на достаточное количество техники и работников, работа по уборке урожая не была организована, трудовая дисциплина находилась на низком уровне, а некоторые колхозники вместо работы в полях занимались личными огородами. Похожая ситуация была в колхозе “Серп и молот”, где не были учтены ошибки прошлого года, когда из-за недостаточной и несвоевременной заготовки сена работники были вынуждены выгонять скот на выпас в соседние колхозы, закупать корма на стороне. И в 1945 году план по сенокосу на 19 августа был выполнен лишь 15%, а заготовка сена — на 2%. Председатель ссылается на нехватку людей, но в заметке написано, что колхозники свободно гуляют по территории и не заняты работами в полях. Не привлекались к сельхозработам и люди из правления.
Критике подверглась и газета “Сельский труд” (16+) Читинского района за то, что ранее писала о неподготовленности колхозов к уборке урожая, но спустя время “замолчала”, несмотря на то, что ситуация оставалась непростой, так как колхозы затягивали темпы работы, а некоторые и вовсе к ним не приступили. При этом не было заметок о недостатках, газета замалчивала о проблемах и не отмечала передовиков.
Несмотря на плохую подготовку к сбору урожая в некоторых колхозах области, большинство работников, желая помочь фронту, обещали перевыполнять нормы. Так, комбайнёр Надежда Перевозчикова, досрочно отремонтировав свой комбайн, взяла на себя обязательство убрать урожай в колхозе имени Чкалова за 20 рабочих дней и выработать 400 га. Она также вызвала на социалистическое соревнование комбайнёра колхоза имени Буденного Прасковью Будину, которая приняла вызов подруги.
Социалистическое соревнование проходило и в разных сферах промышленности. За июль 1945 года переходящее Красное знамя было передано шахте Новый Торм. План добычи угля они выполнили на 113%. Первенство среди электростанций завоевала Букачачинская ЦЭС, выполнив план на 115%. Петровск-забайкальский металлургический завод с 9 августа перешёл на ежедневную работу с выполнением плана на 110-120%.

Сигналист Иван Петин. Фото: М. Минеев/ заметка из газеты
В разделе международных новостей в газете была опубликована заметка об аресте бывшего коменданты концлагеря в Дахау. Под видом художника он скрывался в швейцарском лагере для интернированных в Герисау. Вместе с ним скрывался бывший охранник концлагеря в Бухенвальде, который утверждал, что он датчанин. Оба были переданы французским военным властям. Также в те дни в Вене был вынесен приговор другим военным преступникам.

Заметка. Фото: заметка из газеты