Великая Отечественная война — одна из самых трагических и вместе с тем героических страниц в истории нашей страны. Она затронула каждую семью, вошла в каждый дом и оставила неизгладимый след в сердцах миллионов людей. Кто-то ушёл на фронт, не вернувшись домой, кто-то трудился в тылу, приближая Победу каждой каплей пота и усилием. Письма с фронта, фотографии, рассказы родных — всё это стало частью семейной памяти, бережно передаваемой из поколения в поколение.
Помнят и чтят память предков и сотрудники редакции ИА ChitaMedia. В преддверие главного праздника страны мы хотим рассказать истории наших родных и близких. Тех, кто пришёл, тех, кто не вернулся, тех, кто отдал всего себя служению своей Родине.
Яна Шатских

Шатских Иван Петрович. Фото: предоставлено Яной Шатских
В моей семье с трепетом относятся к тем, кто 80 лет назад защищал нашу страну от вражеских сил, ведь среди этих людей были и наши родственники. Сегодня я расскажу о своём прадедушке Иване Петровиче Шатских. Он не был участником ВОВ, но его история не менее интересна.
Я не застала своего прадеда живым, поэтому и рассказ будет строиться не на моих воспоминаниях, а на воспоминаниях родственников и вырезке из газеты "Ононская правда" (16+), которую мне удалось найти дома при просмотре старых альбомов. Родился Иван Шатских 21 ноября 1927 года в селе Кулинда Кыринского района в семье колхозного конюха. Помимо него в семье было шесть детей, но прадедушка был первенцем.
Когда началась война Ивану исполнилось 14 лет, в армию его призвали в 1944 году — на тот момент было ему только 16. Из-за гренадёрского сложения прадед попал в морской флот, а там попросился в учебку подводного плавания во Владивостоке. После служил трюмным машинистом на подводной лодке "Щука" №106.
Удивительно, но "морская" болезнь" обошла выросшего в тайге прадеда стороной. В то время, как молодые и даже опытные моряки лежали "зелёными" от качки, у Ивана появлялся зверский аппетит.
Я уже упоминала выше, что прадедушка не был участником Великой Отечественной войны. Однако он принимал участие в морском десанте на северные острова Курильской гряды. Это произошло 9 августа 1945 года, когда началась советско-японская война. В одном из боёв Иван был ранен и контужен, тогда молодой организм справился, но с годами травма давала о себе знать. После войны с Японией прадед продолжил военную службу до 1951 года. Был награждён орденом Отечественной войны II степени и медалью "За победу над Японией".
Женился прадед в 1953 году, а спустя год окончил платную вечернюю школу. После школы поступил в один из Читинских техникумов. Знания давались прадедушке очень легко — пятилетний курс техникума он закончил за три года. Сдав экзамены экстерном и получив диплом, Иван Шатских поступил в пединститут на географический факультет. В 1961 году вместе с женой и тремя сыновьями прадед переехал в село Алтан, где принимал участие в строительстве средней школы. Её откроют в 1962 году, и прадед отдаст ей 25 лет своей жизни в качестве директора и учителя географии. В 2015 году на территории школы установят мемориальную доску в память о прадедушке.
Мой прадед был одним из тех, кто возглавил восстание против белых казаков. Он также организовал дружину самообороны в сёлах Кулинда и Былыра. О прадедушке писал забайкальский писатель Георгий Граубин в книге "На берегах таинственной Силькари" (6+).
К сожалению, мой прадедушка ушёл из жизни 4 августа 2003 года. Но память о нём жива по сей день. Иван Шатских оставил после себя богатое наследие, которым наша семья гордится до сих пор.
Анастасия Москалёва

Прапрадед Раков Илларион Андреевич с правабушкой Раковой Марией Иннокентьевной. Фото: предоставлено Анастасией Москалёвой
В нашей семье единственная память, сохранившаяся о Великой Отечественной войне — это история моего прадеда Ракова Иллариона Андреевича. Долгое время мы не знали подробностей его службы и гибели, единственное, что было известно по рассказу моей бабушки — это то, что его призвали на фронт в 1941 году. И только спустя почти 80 лет двоюродный дедушка решил узнать судьбу прадеда и написать книгу о нашем семейном древе. Рассказы о родных вышли на четыре тома. Ему удалось найти информацию об Илларионе Андреевиче, однако большая часть утеряна, ведь единственным живым свидетелем тех лет остаётся только моя бабушка Москалёва Нина Илларионовна, которой на момент его хода на войну было всего 3 года. По её словам, в семье никогда не поднимался вопрос войне, а мама в детстве старалась не рассказывать о погибшем отце.
Бабушка помнит, что её детство прошло в маленьком селе Чечеул Канского района Красноярского края, которое было основано в 1932 году, за 7 лет до её рождения. В её памяти остался небольшой дом и беззаботные походы с двумя сёстрами в лес за ягодами, а вот лицо отца, к сожалению, она не помнит. После его ухода на фронт и пропажи они всей семьёй из-за голода переехали в Забайкалье, где остановились в посёлке Оловянная.
И только спустя 80 лет благодаря архивам Канского района нам стало известно, что прадедушка с середины 30-х годов был председателем Чечеульского сельского Совета. Далее мы уже знаем, что он женился на Марии Иннокентьевне (моей прабабушке) и вместе они воспитывали троих дочерей — Галину, Нину и Нелли.
Из книги семейного древа нам удалось узнать, что дедушка воспитывался и рос в семье с 11 братьями и сёстрами, судьба которых нам уже неизвестная. Сам он был третьим ребёнком. С 2 лет прадед жил в деревне Гремучая Падь. У родителей Иллариона было большое хозяйство, на которое он работал с малых лет. После окончания гремучепадинской начальной школы он продолжил обучение в семилетней школе города Канск. По воспоминаниям родных, он всегда очень старался получить хорошее образование, так как его родители не были грамотными. После призыва на службу прадедушка стал сержантом миномётчиком в 85 морской стрелковой бригаде, он сражался на самых горячих участках фронта. 27 августа 1943 года Илларион Андреевич погиб, сражаясь на боях в Карелии. По данным архива, место гибели зарегистрировано на 13 км от 34 разъезда станции Лоухи по дороге на гору Ганкошваара. Моему прадедушке было всего 33 года. Он захоронен в братской могиле посёлка Сосновый Лоухского района.

Вырезка фото с места захоронения. Фото: предоставлено Анастасией Москалёвой
О его медалях и званиях мы, к сожалению, ничего не знаем, так как после ухода на войну, связь прапрадеда с родными была потеряна. Но даже несмотря на это, память о нём продолжает оставаться в нашей семье и передаваться молодому поколению. Уже сейчас мои племянники и его праправнуки знают и гордятся им.
Моя бабушка Нина Илларионовна является ребёнком войны, сейчас ей уже 86 лет, но даже несмотря на свой преклонный возраст, она продолжает оставаться самой очаровательной и элегантной женщиной в нашей семье. Воспоминаний о детстве у бабушки всегда было много, и за семейными разговорами она часто вспоминала истории из того, уже далёкого, тяжёлого прошлого. Я решила, что память должна остаться с нами навсегда и сделала с ней интервью. К нему бабуля готовилась очень тщательно, в жемчужных бусах и изумрудном платье она с теплом и гордостью рассказала о том, как наша семья жила в послевоенное время.

Интервью ИА ChitaMedia с рёбёнком войны о том, как потеряли отца и голодали после войны
Юлия Юдина
Оба моих прадеда прошли Великую Отечественную войну до последнего дня, вернулись домой с Победой. Но, к сожалению, они умерли ещё до моего рождения, поэтому мне так и не удалось их увидеть, поговорить с ними о войне. Остались лишь короткие воспоминания старших родственников и отрывки из наградных приказов.

Юдин Владимир Сергеевич. Фото: предоставлено Юлией Юдиной
Юдин Владимир Сергеевич родился в селе Ерёмино Читинской области 24 августа 1915 года. Был призван на фронт 20 сентября 1941 года в состав 111-го артиллерийского полка в Мальте, командир отделения. С 1942 года держал оборону Сталинграда в составе 41-й Гвардейской пушечной, артиллерийской ордена Красного Знамени дивизии.
Владимир Сергеевич воевал на Украинском фронте, участвовал в Сталинградской битве, боях за город Белгород, рядом с Курской дугой и в освобождении Европы (Хатлан, Будапешт, Братислава, Тестерборг, Яромержич, Прага и другие). Победу встретил в городе Табор под Прагой. Он был, по рассказам родственников, артиллеристом, командиром батареи, по данным в наградных приказах — командиром отделения связи.
Будучи сержантом, 28 августа 1943 года совершил подвиг, за который был награждён медалью “За отвагу”. Он переправился на правый берег реки Днепр и, несмотря на сильный артобстрел противника и бомбёжку авиации, сумел провести связь с батарей. Благодаря этому удалось за 20 дней удалось отбить 10 контратак, были уничтожены более 100 солдат и офицеров противника, подбиты два танка.
Ещё одну медаль он получил за выполнение боевой задачи по разрушению моста через реку Северная Двина (Михайловка — Белгород). Под сильным артобстрелом мой прадед обеспечил связь, благодаря этому удалось разрушить мост.
Награждён двумя орденами Отечественной войны, медалями “За победу над Германией”, “За оборону Сталинграда”, “За взятие Будапешта”, благодарностью главнокомандующего СССР Иосифа Сталина и другими наградами.
После войны работал механизатором, награждён медалями “За освоение целинных земель” и “За доблестный труд”.
Как и многие фронтовики, о войне говорить не любил. Рассказывал лишь о том, как однажды смотрел через бинокль на пролетавший в небе самолёт, и шальная вражеская пуля попала прямо между окулярами бинокля. За всю войну не получил ни одного ранения. Старожилы села, участвовавшие в Гражданской и русско-японской войнах, перед тем, как его отправили на фронт, говорили, что обязательно вернётся с войны. Он переплывал Волгу — широчайшую реку, в холодной воде. Не любил смотреть военные фильмы, только кинохронику. Рассказывал, что сам видел, как брали в плен немецкого военачальника Фридриха Паулюса, который вместе со своей армией попал в окружение советской армией в Сталинграде в 1943 году. Мой прадед говорил, что стоял недалеко и видел, как сдавался вражеский командующий.
После освобождения Европы и Победы, летом 1945 года, Владимир Сергеевич вернулся домой в родное село. День Победы 1945 года был для него одним из самых счастливых в жизни. Рассказывал, что уставшая в жару лошадь, которая везла его домой, шла медленно, поэтому он спрыгнул с телеги и побежал домой. Дети, которые практически не видели отца и не помнили его (мой дедушка Владимир Владимирович родился в 1942 году, а ещё двое его братьев и сестра — до войны), долго привыкали к вернувшемуся с войны отцу. А старшие вспоминали, что лицо его ещё долго было в чёрных крапинках от пороха. Рассказывал прадед и голоде после войны, в 1946-1947 году. Тогда они ставили забор вместе с братом и падали в обморок от усталости и недоедания.
Каждый год, в День Победы, мой прадед надевал свои ордена, иногда украдкой плакал, а после возвращения с войны ещё несколько месяцев кричал во сне: “Батарея, огонь!”.
Во время войны, в 1943 году, на Курской дуге погиб старший брат моего прадеда Пётр Сергеевич Юдин, воевавший в пехоте, ему было 42 года. Ещё один брат, Михаил Сергеевич, тоже прошёл всю войну, был ранен, вернулся в родное село и работал шофёром. Их мать, Юдина Арина Ивановна, умерла в 1951 году.
Вместе с женой Елизаветой Георгиевной мой прадед Владимир Сергеевич воспитал девять родных и двоих приёмных детей, помогал растить племянников. В родным селе эту семью очень уважали.
До войны у Владимира и Елизаветы родились двое сыновей и дочь, в 1942 году — один сын, а после войны — ещё один сын и четверо дочерей. У одного из них — Владимира Владимировича — моего деда, пятеро детей, 12 внуков и уже 14 правнуков. И это только от одного сына моего прадеда. Все мы живём благодаря величайшему подвигу народа, частью которого стал и мой прадед Владимир Сергеевич. Он не только дал нам жизнь, но и обеспечил мирное счастливое будущее. В нашей семье чтят память об этом простом, но очень важном человеке. Его не стало в 1992 году.

Жеребцов Мануил Михайлович. Фото: предоставлено Юлией Юдиной
Другой мой прадед, Мануил Михайлович Жеребцов, тоже родился в селе Ерёмино Читинской области 14 июня 1907 года. На фронт был призван в 1941 году.
Прошёл всю войну, был ефрейтором, награждён тремя медалями “За отвагу”, орденом Отечественной войны II степени. В одном из приказов о вручении награды говорится, что ефрейтор Мануил Жеребцов вёл огонь по переднему краю противника. Несмотря на сильный вражеский обстрел, он готовил снаряды для стрельбы и подавал их заряжающему. В результате были подбиты две пулемётные точки противника и практически целый взвод вражеской пехоты.
Вернулся с войны в 1945 году, работал в колхозе в родном селе. Вместе с женой Клавдией Ивановной они воспитали девять детей. У одного из сыновей — Александра Маниуловича Жеребцов, моего дедушки, родилось четыре дочери, 10 внуков и 12 правнуков. И это только от одного из сыновей моего прадеда.
Мануила Михайловича не стало 12 февраля 1988 года. Родные говорят, что он не любил говорить про войну и с грустью вспоминал боевых товарищей.
Есть и обрывки воспоминаний о родном брате моей прабабушки, который, будучи полевым поваром, погиб от голода во время войны.
К сожалению, до нас, правнуков, не дошли те редкие рассказы Владимира Сергеевича и Мануила Михайловича, но мы бережно храним их старые фотографии, награды, участвуем в шествии “Бессмертного полка” (0+). Некоторую информацию о подвигах мне удалось найти с помощью онлайн-площадок (6+) “Память народа” и “Подвиг народа”, где размещаются краткие сведения из некоторых наградных документов. В нашей семье с благодарностью и гордостью вспоминают этих простых жителей села, наших прадедов, которые своими руками, как и миллионы соотечественников, завоевали долгожданную Победу. Спасибо вам, родные!