Расчёт самоходной артиллерийской установки 2С3 "Акация" группировки войск "Восток" выполняет боевые задачи в зоне СВО уже более 3 лет. Экипаж признаётся, что в надёжности и эффективности советская гаубица не уступает современной технике.
Военнослужащие расчёта на несколько дней вернулись в пункт временной дислокации их батареи для ремонта самоходки. В течение последнего месяца воины из Забайкалья поддерживали наступление штурмовиков на южнодонецком направлении и вели контрбатарейную борьбу. В ходе боёв за посёлок Разлив FPV-дроны противника атаковали машину, повредив её корпус. Установка осталась на ходу, а экипаж успешно выполнил задачу.
— К налётам с воздуха мы всегда готовы. Опыт прошедших лет показал, что с БПЛА можно бороться, в том числе и силами расчёта. Тем не менее две "Бабы Яги" всё же нас зацепили в ходе работы по огневым точкам ВСУ, — рассказывает командир экипажа с позывным "Бор".
По его словам, профессиональные действия подчинённых, а также доля везения помогали подразделению выходить из самых сложных ситуаций на поле боя невредимыми. Бор добавляет, что на протяжении 3 лет расчёту явно сопутствует удача.
— Боевой путь нашей "Акации" — это харьковское, херсонское и южнодонецкое направления. О первых двух вспоминать тяжело. Боевое крещение экипаж прошёл под Купянском, где вэсэушники по нам наносили удары тяжёлой артиллерией и РСЗО. Уцелели лишь потому, что всегда действовали хладнокровно: приезжали на позиции, стреляли, быстро уходили. Затем слушали, как эту точку противник разносил из всех орудий. На следующий день туда больше не возвращались. Первые осколочные прилёты случились в ходе одной из таких задач: не успели уйти, и один из снарядов взорвался рядом.
Через несколько месяцев мы оказались в Херсонской области. Там, подбирая удобную позицию в лесу для стрельбы, наехали на мину. "Акация" загорелась, едва не сдетонировал боекомплект, но экипаж, рискуя жизнью, приложил все усилия, чтобы сохранить машину. Спустя неделю после ремонта она уже была в строю.
На южнодонецком направлении ни одна активность врага не обходится без применения дронов. Бор тщательно следит за тем, чтобы внешняя защита 2С3 отвечала самым современным требованиям. Первые делали самостоятельно, дальше — уже на заводе.
— Если посчитать количество случаев, когда мы имели дело с беспилотниками ВСУ, то наберётся не менее ста. И каждая такая встреча могла стать для "Акации" финальной, но защита помогла.
Военнослужащий рассказывает, как в боях за Курахово в декабре прошлого года самоходка выдержала четыре удара дронов-камикадзе в течение нескольких минут. Расчёт в очередной раз занял позиции, чтобы выпустить снаряды по засевшим в городе боевикам, но вскоре увидел нависшую в воздухе опасность:
— Первый удар даже не почувствовали, а вот последующие три — очень даже. На секунду показалось, что сейчас уже ничего не спасёт. Враг обнаружил позицию и всерьёз взялся за нас, оставалось уходить. Кругом выжженная земля, и лишь в полукилометре справа виднелся лес. Следующую атаку мы могли не пережить, поэтому более 3 часов выжидали, укрыв гаубицу под густыми деревьями. Почему-то именно в тот момент я понял, что кто-то оберегает нас свыше и даёт возможность спастись из почти безвыходной ситуации.
Бор уверен, что бронемашина, давно ставшая для него родной, прослужит до конца спецоперации и принесёт ещё много пользы на фронте.
— Первоочередная задача расчёта — подготовить "Акацию" к новым боям. На нас огромная ответственность перед теми, кого мы прикрываем огнём, поэтому не будем терять времени. Продолжим сражаться дальше! — обещает Бор.
По материалам газеты "Суворовский натиск" (16+) Автор, фото: Ярослав Титов.