Торжественная церемония награждения финалистов и победителей шестого сезона Общероссийской литературной Премии "Дальний Восток" им. В.К. Арсеньева (12+) состоялась 6 декабря 2024 года в Москве в здании традиционного партнера Премии — Российского фонда культуры. Участие в церемонии приняли финалисты сезона, члены жюри Премии, представители литературного сообщества и крупнейших российских издательств, органов власти регионов ДФО. Почетными гостями и участниками мероприятия стали заместитель полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Григорий Куранов и заместитель министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Эльвира Нургалиева.
На старте нового сезона (заявочная кампания которого, напомним, началась 1 февраля этого года и продлится до 30 июня) ИА PrimaMedia проводит интервью с лауреатами Премии сезона предшествующего, и сегодня предлагает вниманию читателя беседу с победителем конкурса в номинации "Короткая проза" за рассказ "Слово мужика (Старик и чудище)" (16+) Григорием Кубатьяном.
Справка: КУБАТЬЯН Григорий Степанович родился 28 февраля 1977года в Ленинграде. Российский путешественник и журналист. Окончил Санкт-Петербургскую государственную инженерно-экономическую академию. С 1994 года занимается журналистской деятельностью. С 2000 года — действительный член Русского географического общества. Постоянный автор журналов "Эхо Планеты" (16+), "Geo" (16+), где публиковал серии репортажей о своих путешествиях, в том числе "Автостоп до Антарктиды" (16+). Публиковался в журналах Discovery (16+), "Отдых в России" (16+), газетах "Московский комсомолец" (18+), "Российская газета" (18+), "Комсомольская правда" (18+), "Моя семья" (16+). Автор книг "Жизнь в дороге" (16+), "В Индию на велосипеде" (16+), "Великий африканский крюк" (16+) и др. Участник экспедиции "Неизвестный мир" (16+). Посетил все континенты Земли. В 2020 году участвовал в этапе кругосветной экспедиции на паруснике "Паллада".
— Григорий, а когда вы начали писать художественную прозу?
— Я, как мы понимаем, журналист из Санкт-Петербурга. И сначала я стал писать журналистские заметки и очерки. Ну а литературой — вот так всерьез, с написанием каких-то художественных произведений — я не занимался.
Рассказы я пишу крайне редко. По сути, я их начал писать всего несколько лет назад. И поначалу это вообще была более художественная форма моих же собственных публицистических заметок.
И рассказ, который был отмечен Премией имени Арсеньева, наверное, — мой первый по-настоящему художественный рассказ, где нет меня самого в качестве героя. Есть некая история, пусть и на базе реальных историй, но все-таки вымышленная.
— Этот рассказ под названием "Старик и чудище" можно найти в Интернете. Но у рассказа есть и второе название — "Слово мужика". Как это произошло?
— Дело в том, что оригинальное название было "Старик и чудище", но в газете "Моя семья" (16+) рассказ был опубликован под названием "Слово мужика" (16+). Это было желанием редакции газеты. Тогда как раз вышел сериал "Слово пацана" (16+), а поскольку у меня в рассказе главный герой был с криминальным прошлым, хотя уже постаревший, редакции такая аналогия показалась интересной. Поскольку именно от газеты я номинировался на Премию, я сохранил газетный вариант названия. В итоге получилось два названия.
— Ну, есть и другие культурные коды. В свое время повесть Эрнеста Хемингуэя "Старик и море" произвела большое впечатления на поколение 60-70-х годов. Своею мощью, ощущением общей связи человека со все, что его окружает: Океаном, Землею, Вселенной. В вашем рассказе есть момент, когда главный герой вместе с косаткой ловит рыбу в море. Косатка загоняет рыбу в сети, а рыбак достает ее из сетей и кормит косатку. То есть морское чудище, хищник, по сути, и человек объединяются общей работой. И рассказ от этого приобретает какой-то притчевый и даже вселенский, я бы сказал, масштаб.
— Именно поэтому мне хотелось сохранить оригинальное название, и я его сохранил. И, наверное, было бы правильнее так его и оставить. Пусть будет всё-таки "Старик и чудище".
— Но далее после такого притчевого начала в рассказ врываются совершенно иные реалии. Появляются "спортсмены", люди, в обычной жизни, может быть, и хорошие, но в данной конкретной ситуации творящие зло. Они не просто добывают икру красной рыбы, идущей на нерест, но делают этой с какой-то изощренной жестокостью и цинизмом. Вы сразу задумали такой финал "на переломе" или так получилось по законам "художественной правды"?
— Этот рассказ как бы разбит на куски. Может быть, некоторые не совсем понимают эту структуру. В рассказе есть часть, составляющая воспоминания старика, а есть часть, повествующая о его текущей жизни. И вся история заканчивается тем, что происходит сейчас.
Как это все писалось? На самом деле рассказ — набор нескольких реальных историй, которые я просто объединил в одну. И получилась вот такая вымышленная история, но она базируется на том, что происходило на самом деле.
Поэтому мне ничего не нужно было особо придумывать. Поэтому я примерно знал, чем всё должно закончиться.
Добавлю еще пару слов. Дело в том, что я этот рассказ писал специально для Премии. Вячеслав Коновалов в свое время рассказал мне про Премию "Дальний Восток" имени Арсеньева, и я загорелся идеей написать что-нибудь такое, что могло бы позволить мне поучаствовать в конкурсе и побороться за победу. В противном случае я, может быть, и не стал бы писать этот рассказ. А тут мне стало интересно, и я написал его в 2022 году и отправил для публикации в журнал "Юность" (16+), если не ошибаюсь. Мне очень хотелось принято участие в конкурсе того года, но в журнале рассказ не опубликовали. Кажется, мне так и не ответили. А я тогда ушел на СВО, и помню, что оттуда, из зоны боевых действий, пытался выяснить, как там рассказ мой, вышел или не вышел. Ответа не было, мне было жалко, потому что я вроде как старался и надеялся, что у меня что-то получилось. Но вот оказалось, что это никому не нужно, и я тогда сильно расстроился.
А потом, спустя время, когда я после ранения лежал в госпитале, никак не мог этот рассказ нигде опубликовать, потому что он большой, такой неформатный, непонятно было, кому его отдать, кто такой рассказ может опубликовать. Однако в 2023 году "Моя семья" его опубликовала, может быть с небольшими сокращениями. И вот с этого момента я смог подать заявку на Премию. Конечно, я не ожидал, что рассказ будет отмечен Премией, что его так высоко оценят. В принципе, я хотел, чтобы его просто прочитали.
— А что можете сказать о самой Премии? Каково, по вашему мнению, ее значение для Дальневосточного региона, для всей страны?
— Мне вообще нравится, что есть такие премии, которые стимулируют авторов писать о родном крае. Это, конечно, важно, потому что мы живем в стране, которая очень богата историями, богата сюжетами, богата людьми, событиями и просто красотой. Ну и драматизмом, конечно, тоже.
И всё вот это нужно осмысливать, нужно об этом писать, нужно об этом говорить. Не менее важно, чтобы люди об этом не просто писали, а чтобы читали об этом, интересовались этим.
Долгое время нам давали какую-то внешнюю, западную и даже ненастоящую картинку жизни. Сколько человеко-часов было потрачено на просмотр голливудского кино, рассказывающей о жизни американской глубинки или жизни каких-то несуществующих суперменов! Мы всё про них знаем, но на черта они нам сдались! А собственно своей страны, своего края мы зачастую и не знаем толком. А она вот тут, рядом, ну пусть не сильно рядом, но добраться можно и посмотреть, как живут люди на Дальнем Востоке, как они живут в Якутии, в Сибири, как они живут в Мурманской области, в Калмыкии, в Карелии.
У нас столько красивых мест, столько всего интересного! И я на самом деле страшно рад, что вот сейчас, в последние годы, у людей просыпается интерес к своей стране, а у власти просыпается интерес стимулировать людей на то, чтобы стали изучать собственную страну, знакомиться с ней. Можно сказать, что сегодня мы открываем для себя Россию заново.
Мы уже немножко подзабыли, где живем, а сейчас мы открываем для себя заново все эти чудеса родной страны. Я считаю, что это очень здорово, что такие премии нужны, и хорошо бы, чтобы такие премии были в каждом регионе, ну хотя бы в каких-то крупных регионах, которые могут себе это позволить. Чтобы авторы имели возможность и желание писать.
Справка: Государственная Общероссийская литературная Премия "Дальний Восток" имени В.К. Арсеньева учреждена по инициативе Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации — полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Юрия Трутнева. Впервые лауреаты Премии были названы в декабре 2019 года в рамках комплекса воспитательно-патриотических мероприятий "Дни регионов Дальнего Востока в Москве" в здании Российского фонда культуры.
Главная цель Премии — поддержка российских и зарубежных писателей, посвящающих свои произведения Дальнему Востоку и содействующих формированию единого культурного пространства многонациональной России.