В этом году 23 февраля празднуется по-особому, более масштабно, ведь 2025-й был объявлен Годом защитника Отечества. И, конечно, особое внимание будет уделено участникам и ветеранам специальной военной операции. В Забайкалье для помощи героям и их семьям работает фонд “Защитники Отечества”. О его работе, сотрудниках, видах помощи, отзывчивых забайкальцах и жизненном чуде в интервью ИА ChitaMedia рассказала руководитель филиала фонда Татьяна Лоншакова.
Миссия — помогать
— Татьяна Алексеевна, какие виды помощи оказывает фонд “Защитники Отечества”?
— У фонда десятки направлений деятельности. Это назначение мер социальной поддержки, санаторно-курортное лечение, реабилитация, медицинская помощь в приоритетном порядке, переобучение ветеранов, в том числе и членов их семей, а также трудоустройство, юридическая и психологическая помощь. Есть несколько новых направлений деятельности — это адаптация жилья под индивидуальные нужды и протезирование. Кроме того, мы занимаемся патриотическим воспитанием подрастающего поколения. Среди направлений деятельности и прославление подвигов участников СВО, увековечение их памяти.
— Новые направления, о которых вы сказали, как давно они появились?
— С прошлого года, хотя протезирование было всегда. Протез выдаётся за счёт фонда "Защитники Отечества". Также обеспечивается проезд к месту, где будет проходить протезирование, полностью оплачивается изготовление самого технического средства реабилитации. Как правило, при таких крупных центрах, таких, ЦИТО (Центр разработки инновационных технологий в ортопедии, — прим. ред.) проводится и обучение ношению протеза. С недавнего времени появилось второе направление: когда к сертификату Социального фонда от фонда “Защитники Отечества” выплачивается необходимая сумму на тот протез, который желает получить человек. Допустим, ему требуется более высокотехнологичный, спортивный.
Что касается адаптации жилья, мы занимаемся его переоборудованием под индивидуальные потребности героя. В перечне оборудования, который мы используем, более 83 наименований. Это система "Умный дом", различные датчики, кухонная мебель, сантехническое оборудование, специализированное рабочее место, где человек может работать удалённо. Система "Умный дом" управляется со смартфона, которые мы также выдаём. Можем провести расширение дверных проёмов, установить пандусы. На сегодняшний день уже адаптировали более 30 жилых помещений не только в Чите, но и в районах Забайкальского края.
Ещё одна из мер поддержки — это выдача автомобилей с ручным управлением ветеранам, которые получили тяжёлое ранения, ампутацию нижних конечностей или травму позвоночника. На сегодняшний день мы выдали две таких машины, ещё шесть находятся в очереди. Это отечественный автомобиль “Лада Гранта”, он оснащён ручным управлением и автоматической коробкой передач. В прошлом году мы заключили соглашение о сотрудничестве с одной из автошкол, где ветераны, которые получают автомобиль, проходят бесплатное обучение.
"У нас нет морального права говорить, что мы устали"
— Сколько сотрудников работает в фонде?
— Сотрудников у нас 44, в основном это социальные координаторы фонда, которые непосредственно работают с семьями, с ветеранами. С начала года штатную численность увеличили на 22 единицы. Сейчас мы находимся в процессе поиска, подбора социальных координаторов. К ним предъявляются высокие требования. Работа сложная, требует большой стрессоустойчивости и высокого уровня эмпатии, сострадания, сопереживания. Люди к нам идут с бедой, отчаянием, горем, и нужно каждую беду уметь пропустить через себя, при этом сохранить себя как специалиста, как человека и продолжать помогать. Кандидаты у нас есть, на данный момент проходят собеседование и проверку документов.
— А какие требования предъявляются к кандидатам?
— Наличие высшего образования приветствуется. Приоритет при приёме на работу отдаётся ветеранам специальной военной операции, вдовам, матерям погибших бойцов, а также тем, кто работал в социальной сфере. Отмечу, что двери нашего фонда всегда открыты, мы не отказываем никому, попробовать может каждый.
— Вы сказали, что приоритет отдаётся участникам специальной военной операции и их родственникам. Есть ли такие люди среди сотрудников?
— Да, конечно, у нас трудятся и ветераны СВО, вдовы погибших. 30% сотрудников фонда — это люди, которые непосредственно имеют отношение к специальной военной операции. Им не нужно ничего объяснять, они прошли через всё это сами, поэтому как никто готовы помогать нашим защитникам.
— Все ли районы Забайкальского края охвачены работой фонда?
— На сегодняшний день в четырёх районах нет социальных координаторов. Это Тунгиро-Олёкминский, Каларский, Приаргунский, Акшинский — отдалённые районы, но тем не менее без внимания они у нас не остаются. Там есть ветераны, мы о них знаем, тесно сотрудничаем с муниципалитетами, с главами администраций. Помогают и наши сотрудники из соседних районов.
— А есть ли нехватка сотрудников в фонде? Бывают ли увольнения?
— На самом деле да, текучка небольшая есть, но уходят те люди, которые, наверное, изначально не предполагали, насколько это непростой труд. Возможно, кто-то не ожидал, что придётся столкнуться с такой огромной нагрузкой. Некоторые сотрудники, которые от нас уходили, выбирали семью. Потому что на сегодняшний день наша работа не заканчивается в 6 часов вечера. мы постоянно на связи. Любая ситуация требует большой самоотдачи, включённости. Не каждый выдерживает такой ритм, не каждый муж готов, допустим, мириться с тем, что жена постоянно на телефоне. И тех, кто выбрал семью, мы ни в коем случае осуждаем, это тоже правильно.
— Как в такой работе, где важная эмпатия, сочувствие и внимание к чужой беде, сохранить эмоциональное равновесие?
— Мы регулярно проводим встречи с психологом, тренинги по командообразованию. Я всегда вспоминаю стюардесс, которые предупреждает о том, что в случае разгерметизации судна сначала нужно надеть маску на себя, потом на ребёнка. Говорю сотрудникам, что если мы сейчас не сохраним себя, не сможем собраться, то не сможем и помогать другим. У нас нет морального права говорить, что мы устали, что нам тяжело. Мы понимаем, что нашим ребятам в окопах сейчас гораздо труднее или тем, кто получил ранения. Нужно максимально собраться и свои профессиональные знания, навыки направить на помощь этим ребятам.
— А вы как руководитель тоже работаете в режиме 24/7?
— Да, конечно. С 1 июля 2024 года фонд перешёл на новый формат работы — без перерыва и выходных. Внутри мы установили график, и если сотрудник в субботу, воскресенье работал, соответственно, в понедельник и вторник он отдыхает. Ну, а руководители, заместители, у них вроде бы номинально есть эти выходные, но, как правило, если мы говорим о патриотическом воспитании или каких-то мероприятиях, все они проходят в выходные дни. Поэтому полностью включаемся в работу. Мы понимаем, что сейчас очень сложное время для страны, а наш труд крайне важен. Отдохнём потом, после победы.

Поздравление ветерана Великой Отечественной войны. Фото: фонд "Защитники Отечества"

Поздравление ветерана Великой Отечественной войны. Фото: фонд "Защитники Отечества"
Поддержка в самых трудных ситуациях
— Вернёмся к вопросам помощи участникам СВО. Как фонд помогает найти работу вернувшимся ветеранам?
— За этим направлением закреплён сотрудник, который занимается организацией переобучения и трудоустройством ветеранов. Работа проводится большая, сотрудничаем с Министерством труда и социальной защиты населения Забайкальского края, проводим совместные ярмарки. За весь период более ста человек трудоустроены, и это не только ветераны, но и члены их семей.
Мы ищем и новые форматы. Недавно заключили соглашение о сотрудничестве с Центром опережающего развития. Совместно проводим мероприятия “СВОя ярмарка” (6+), где представлены не только крупные предприятия, но и малый, средний бизнес. Также помогаем ветеранам составлять бизнес-планы, консультируем, как начать своё дело.
Проводится обучение совместно с партнёрами. Их очень много, в том числе это вузы, которые в нашем регионе представлены и московские. Более 60 человек проходит обучение сейчас либо уже закончили учиться. Проблем с трудоустройством ветеранов нет. Регулярно проходят встречи с такими работодателями, как, БТРЗ, РЖД, “Удоканская медь” и другими. Все они предлагают определённые преференции для трудоустройства ветеранов СВО, в том числе имеющих инвалидность.
— Какая помощь оказывается родственникам погибших участников СВО?
— Когда человек обращается к нам, в первую очередь здесь включается социальный координатор, который может сориентировать, что нужно сделать, какие выплаты положены, куда направить обращение или запрос. На базе фонда работают клинические психологи, которые закончили обучение в Центре психиатрии имени В.П. Сербского. Они всегда готовы оказать необходимую помощь. Кроме того, организовано направление по увековечению памяти погибших бойцов. Для родных это важно. Это может быть высадка "Сада памяти", открытие мемориальных досок, форматы есть разные.
Оказывается также духовная поддержка. Мы сотрудничаем с Русской православной церковью, вместе организовываем поездки по паломническим местам. Для семей проводятся различные экскурсии, концерты, выставки, походы в ботанический сад, театр, на природу и так далее.
В этой работе очень важна эмоциональная поддержка и вовлечённость. У нас в фонде проходят душевные встречи за чаепитием, чтобы просто узнать, как друг у друга дела. И обычное человеческое внимание намного важнее. Также жёны погибших участников СВО сами проводят встречи, готовы поделиться опытом, как пережить горе, с такими же женщинами, матерями.
Благородная и сложная миссия
— А как вы стали руководителем фонда? Кем работали раньше?
— До этого я работала директором Черновского центра помощи детям, оставшихся без попечения родителей, в посёлке Восточный. В принципе, всю жизнь работала с детьми, с трудными подростками. И предложение возглавить фонд было, конечно, для меня неожиданным. Далось это решение очень сложно, я не могла оставить детей, так как это мои дети, а не просто воспитанники, я их воспринимала как своих собственных. Но потом, когда уже ознакомилась с уставом учреждения и поняла, что одно из направлений деятельности — это патриотическое воспитание, и сама себя успокоила, и детей. В результате решили охватить патриотической работой все сиротские учреждения.
Мы понимаем, что в каждой семье пример для подрастающего поколения — это папа, дедушка, брат. А у этих ребят нет близких родственников. Поэтому мы решили взять шефство над ними, выезжаем часто с уроками мужества, с разговорами о важном, ездим в госпиталь. Ребята с большим энтузиазмом и воодушевлением показывают творческие номера. Дети приезжают, и нужно видеть реакцию бойцов, они порой даже плачут, когда видят, что стоит маленький ребёнок в форме танкиста, рассказывает стихотворение. Это очень трогательно.
Я сама жена военнослужащего вот уже 22 года. Мой сын учится на втором курсе Дальневосточного высшего командного училища. Так что по-другому, наверное, и быть не могло. И почему-то я раньше себя представляла, думала, что буду военнослужащей. Военнослужащей не стала и всю жизнь работала в социальной сфере, помогала людям, но всё-таки, видимо, это желание привело меня к тому, чего я подсознательно хотела. Теперь моя работа связана с помощью ветеранам и их семьям. Это очень благородная и сложная миссия.
Чудо и знак свыше
— Расскажите об уникальных случаях помощи, оказанной фондом.
— На самом деле, сложно выбрать что-то одно, потому что у каждого человека, который к нам приходит, своя история. И любая такая история достойна полнометражного фильма.
Есть герой, который прошёл большой путь от тяжёлого ранения и ампутациии ног, от полной изоляции, непринятия себя и до того, что сейчас он активно участвует во всех мероприятиях, готов на своём собственном примере показывать, что всё в жизни возможно. Он ездит на машине, которую получил благодаря фонду, начал заниматься спортом, у него появился стимул и интерес жить дальше, развиваться. Ставит для себя новые цели, хочет стать предпринимателем. На это потребовалось время — больше года.
Если говорить про семьи наших бойцов, то в районах тоже ведётся большая работа, и зачастую координатор решает вопросы буквально в ручном режиме. Это даже какие-то бытовые вещи, когда, например, мама погибшего бойца остаётся одна, и она физически не может ухаживать за огородом, наши координаторы подключают волонтёров, которые приходят и помогают. Благодаря работе сотрудников ветераны ездят в лучшие реабилитационные центры, проходят медицинское обследование.
— Есть ли место чуду в вашей работе?
— Да, конечно. Совсем недавно нам удалось познакомиться с ветераном, он потомственный казак. Его прадед был казаком, участвовал в русско-японской и Первой мировой войне, отец тоже был ветераном боевых действий в Чечне. Брат — участник СВО. И он сам решил отправиться на защиту Родины.
Во время боевых действий в одном из зданий на деревянном настиле, сделанном украинцами, он увидел что-то непохожее на дерево, необычную дощечку. Поднял, очистил от грязи, и это оказалась икона. Старинная икона, а на оборотной стороне написано: "Рабу Божьему Александру". Имя этого бойца — тоже Александр. И он действительно посчитал это чудом. После пошёл к батюшке, показал икону, спросил, куда можно передать, может быть, нужно в храм. Батюшка ему сказал, что это знак — общение с Богом, икона сама его нашла, теперь это оберег. Её освятили, и она действительно оберегала. За два года военных действий, обстрелов у него не было ни одного ранения.
Он рассказывал, что ехал в машине со своим другом, и начался сильный обстрел. Каким-то чудом они спаслись, а машина была полностью обстреляна, на ней не осталось живого места. Но с людьми вообще ничего не произошло, никаких ранений. Он привёз эту икону сюда, в Забайкальский край, которая теперь стоит у него на почётном месте, оберегая семью. Вот такие чудеса тоже с нашими бойцами случаются.
Сплочённый и отзывчивый край
— Обращаются ли забайкальцы с желанием оказать помощь?
— Наш забайкальский народ, на самом деле, отличает это чувство сопричастности к общей беде. Столько обращений к нам, столько волонтёрских организаций, такого количества нет нигде. Мы входим в пятёрку регионов по объёму гуманитарной помощи на специальную военную операцию. К нам также приходят и сами бойцы, и пенсионерки, которые не могут сидеть дома, оставаться в стороне. Мы поставили стойку для плетения сетей в самом здании фонда, это была не какая-то вынужденная мера, а желание людей. Нас просили: “Вот есть у нас время, мы можем поплести сети”.
Пока ждут приём специалиста, чтобы скоротать минуты, то две-три ленты завяжут. И очень быстро, буквально в течение недели, сеть плетётся. Зачастую к нам ещё поступают обращения, которые не входят в компетенцию фонда. Допустим, выкопать картошку, в таких случаях на помощь приходят волонтёрские организации, с которыми мы сотрудничаем.
Например, ребята-спортсмены из клуба Рустама Байракова, у которых что ни попроси, они всегда сделают. Был случай, когда позвонила вдова, которая переехала с детьми из района в Читу. Нужно было помочь занести на пятый этаж коробки. Я позвонила Рустаму. Он приехал, привёз с собой ребят, и очень быстро всё занесли. Женщина расплакалась даже. И таких историй много. Нам помогают ОНФ, школа РДШ, “Движение первых”, юнармейцы, волонтёрские организации.
— А какие мероприятия проводятся для детей и семей участников СВО?
— Если мы говорим про культурные мероприятия, то тут, конечно же, Министерство культуры тоже с нами активно взаимодействует. Они всегда предоставляют билеты в театры, на выставки, приглашают на концерты, творческие вечера. Если говорить про спорт, то Министерство спорта приглашают на свои соревнования.
Также организуем свои спортивные мероприятия для семей, в том числе в районах. Проводятся походы, выезды, мастер-классы. Каждые выходные дни проходит что-то интересное. Например, компьютерная школа для детей, гончарное мастерство. Очень много организаций знают о нас и сами приходят, на безвозмездной основе оставляют билеты, пригласительные.
Главный праздник года
— Как ведётся подготовка к празднованию Дня защитника Отечества?
— Ежегодно проводится конкурс рисунков, конкурс литературных работ. Также по традиции поздравим бойцов, проходящих лечение в 321 госпитале. Каждый район активно включается в празднование, проводятся концерты. Так как 2025-й объявлен Годом защитника Отечества, то и праздник стал более значимой точкой для того, чтобы этот год торжественно открыть. Также в преддверии праздника в кинотеатре “Россия” прошла премьера фильма “Казачье воинство” (12+). Он был снят режиссёром Еленой Хзанян совместно с фондом “Защитники Отечества” и рассказывает о 19-летнем участнике СВО Романе Полухине. В картине снимались как действующие военнослужащие, так и ветераны, и даже сотрудники нашего фонда.
Также пройдёт много различных спортивных соревнований, конкурсов. Продолжаем фотопроект “Отец героя” (6+), подключаем к нему всё больше районов. Ещё один фотопроект, к которому уже готовимся, называется "Парни из стали". Он о ветеранах, защитниках Отечества, которые получили ранения на СВО, но активно социализировались, работают, занимаются спортом.

Фотопроект "Отец героя". Фото: фонд "Защитники Отечества"
— Что пожелаете забайкальцам в День защитника Отечества?
— Членам семей, всем, кто ждёт, я желаю дождаться. Всем нам терпения, мирного неба над головой, счастья! Мы должны быть сильными, должны показать пример мужества и стойкости русского народа для наших детей. Хочется, чтобы люди знали, что они не одиноки в своих проблемах, что есть фонд. Мы всегда рядом, к нам можно обратиться за помощью.