Ежедневно сотрудники МЧС спасают жизни жителей Забайкалья, прилагая при этом огромные усилия. Это опасная работа, требующая не только специальной подготовки, но и огромной силы воли сопряжённой с самоотверженностью. Корреспондент ИА ChitaMedia побывала на МЧСовском квесте "Реальный спасатель" и теперь готова поделиться теми тяготами и сложностями, с которыми ей с коллегами пришлось столкнуться.

Журналисты в роли спасателей. Фото: Фото: пресс-службы ГУ МЧС России по Забайкалью
Первое испытание, которое для журналистов подготовили забайкальские пожарные, было достаточно простым, но очень важным: реанимировать человека, который оказался без сознания. В нашем случае мы приводили в чувства манекена Максимку, который по задумке, как выяснилось позже, был с нами в спасательной группе во время пожара, но поднявшись на второй этаж, упал без чувств.
До приезда скорой помощи, каждый из испытуемых — журналисты ChitaMedia Анастасия Москалёва, "ГТРК Чита" Александр Носиков и Чита.Ру Дарья Кливенкова — должны были оказывать сердечно-лёгочную реанимацию. На самом деле здесь тоже есть определённый алгоритм действий. Перед тем, как подойти к пострадавшему нужно убедиться в отсутствии угрозы, окликнуть его и понять, что он точно находится без сознания, проверить пульс и дыхание, а после начать оказывать первую помощь.

Журналисты в роли спасателей. Фото: Фото: пресс-службы ГУ МЧС России по Забайкалью
Для реанимации нам нужно найти на груди мечевидный отросток и отступить от него два пальца вверх, после сложить руки в замок и 30 раз аккуратно надавить на грудь так, чтобы глубина давления не превышала 5-6 см. Итак, 100-120 в минуту, но при этом после каждых 30 надавливаний руками на грудину пострадавшего необходимо осуществить искусственное дыхание методом "Рот-ко-рту" — зажать его нос двумя пальцами, сделать два вдоха искусственного дыхания и снова приступить к давлению на грудь.
Каждый журналист во время учения сделал только по одной манипуляции и это было не так уж и легко даже в нашем "лайтовом" темпе, а что же происходит в реальности? Если посчитать, что в среднем "скорая" приезжает в районе 20-30 минут (а иногда и того больше), то это очень тяжёлая нагрузка, когда ты на протяжении этого времени совершаешь подобные манипуляции и при этом останавливаться для передышки нельзя ни на минуту.
На следующем этапе требовалось перевоплотиться в спасателей — необходимо было быстро надеть на себя форму пожарного по сигналу. Это важно делать оперативно, так как в случае чрезвычайных ситуаций каждая минута на вес золота. Сами спасатели справляются с этой задачей за 27 секунд, тогда как журналистам понадобилось около минуты, потому что боевая одежда сильно отличается от обычной. В костюмах и куртках пожарных было трудно даже двигаться, особенно если нужно было спешить по тревоге.

Журналисты в роли спасателей. Фото: Фото: пресс-службы ГУ МЧС России по Забайкалью
Надеть штаны для меня было одной из самых лёгких задач, потому что далее необходимо было натянуть на себя тяжёлую куртку и не менее тяжёлый ремень, который застигнуть удалось только с третьего раза из-за веса и сложности застёжки.А когда справилась и с этим, надо было "с божьей помощью" как-то взять в руки шлем и закрепить его на голове. Этот этап, как я думала на тот момент, дался мне достаточно тяжело, потому что вес всего обмундирования в итоге составил примерно одну шестую от моего веса тела.
Пройдя это испытание, дальше я уже была готова к тому, что будет гораздо сложнее. На нас надели дыхательный аппарат и 16-килограммовый баллон с воздухом, от которого меня очень сильно клонило назад и в некоторых случаях при передвижении даже потребовалась помощь. Маска на нашем аппарате была заклеена для того, чтобы ощутили полную слепоту, как в реальных условиях при сильном задымлении. Этот момент был одним из наиболее страшных — ты абсолютно ничего не видишь, очень плохо слышишь из-за костюма и дышать крайне сложно. Из-за этого невольно включалась паника.

Журналисты в роли спасателей. Фото: Фото: пресс-службы ГУ МЧС России по Забайкалью
На заключительном этапе перед нами поставили задачу спасти нашего манекена Максимку, который находится на втором этаже. Для этого через препятствия на лестнице нам нужно было подняться наверх с пожарным рукавом, напомним — в полной слепоте, найти пострадавшего и спустить его вниз по тем же препятствиям.
Здесь мы с журналистами работали уже в команде. Каждый отвечал за идущего сзади. Я же лично во время всей полосы препятствия больше переживала не за себя, а за то, чтобы идущая за мной Дарья справилась со всеми помехами без последствий. Командир нашего звена — идущий впереди, преодолевая каждую преграду, оповещал нас о ней, но в этот момент у меня, кажется, выключались все чувства и я просто шла на ощупь, то ли от страха, то ли от большой ответственности от того, что нужно справиться и никак иначе.
И так вслепую наша команда добралась до нужного этажа и мы начали искать манекен. Притом что мы знали и видели заранее его местоположение, несколько минут мы бродили по залу и всё ощупывали. Лично я даже пару раз встретилась со стеной и "поприветствовала" её, ударившись своей головой. Сейчас, представляя то, что на настоящем пожаре спасатели не знают ни местность ни того, где находится пострадавший, это задача лично для меня кажется невыполнимой. Найдя нашего Максимку, мы взяли его в "шесть рук" и потащили, а иногда и поволокли, вниз. Но, по правде говоря, настоящий человек после нашего "спасения" навряд ли бы сказал спасибо. Мы несколько раз уронили ноги манекена и порой тащил его на себе только наш командир Александр. Посмотрев видео с нашим "геройством", уже после становится понятно, что тащил он иногда и не только манекен, но и нас — обессиленно волокущихся сзади и хватающихся за Максимку, как за последнюю надежду на то, чтобы выбраться вниз.
На всё испытание по времени от силы ушло примерно 30 минут, тогда как в моей голове мы поднимались и спускались, как казалось вечность. При этом наши "учения" были на самом упрощённом уровне. Мы заранее знали о том, на какой ступеньке будет преграда, столько пострадавших и где они находятся. Но как оказалось в реальности — это нам совсем не помогло, и "выживали" мы на уровне инстинктов, руками ощупывая нашу полосу препятствий.
Самое интересное, что в момент прохождения заданий я не чувствовала ни усталости, ни веса костюма и баллона. О том, что я действительно прошла со всеми этими тяжестями, стало понятно только после того, как мы выполнили задачу. Руки невольно тряслись и отказывались поднимать, что-то тяжелее ложки ещё, наверное, сутки.
В завершении нашего квеста мы совсем как настоящие спасатели по тревоге пробежались по двору во всём нашем обмундировании, сели в пожарную машину и выехали к "месту пожара".
После такой "реальности" становится совершенно ясно, что для того чтобы быть спасателем недостаточно просто храбрости. Нужна хорошая физическая форма, командный дух, смелость, хладнокровность, а иногда необходимо забыть про себя и быть всегда готовым прийти на помощь коллеге, соседу и просто незнакомцу.

Журналисты в роли спасателей. Фото: Фото: пресс-службы ГУ МЧС России по Забайкалью