Совсем скоро забайкальским зрителям представят новый современный спектакль "Снежная королева" (0+) по мотивам сказки Ганса Христиана Андерсена, где грозная королева хочет оставить в своём царстве мальчика Кая, навеки заморозив его сердце. Ещё до запуска рекламной кампании спектакля билеты в Чите уже были полностью раскуплены. В преддверии премьеры мы поговорили с новосибирским режиссёром Вячеславом Бердышевым, чья постановка и будет показана в Чите, и узнали, как его работа получила успех в других городах, и что было подготовлено именно для забайкальского зрителя. О том, растопит ли новая "Снежная королева" сердца посетителей забайкальского драматического театра — в интервью ИА ChitaMedia.
Как детское воображение воплотилось на сцене
— Расскажите, как создавался современный спектакль "Снежная королева", который в этом году вы представите забайкальскому зрителю?
— Сходили мы один раз с дочерью на спектакль "Снежная королева" (0+). Это была оригинальная сказка, и после этого мы вышли с него, и она говорит: "Ой, мне так понравился спектакль, но только одно меня разочаровало: Снежная королева. Какая-то тётка вышла и Снежная королева? Ну какая она Снежная королева". И после этого я задумался, а что же может быть интересно ребёнку? У меня у самого двое детей — сыну 8 лет, дочери уже 16 лет и постоянно мы с ними общаемся. Я замечаю, какие они мультфильмы смотрят, что им нравится, какие фильмы и вообще, какой контент они потребляют, в игры играют и всё остальное. И понимаю, что очень мало театрального продукта — направленного, злободневного, который и интересен детям, и через который можно донести определённые смыслы о дружбе, о любви, о взаимопомощи. Его практически нет. Мы привыкли, если постановка, то это классическая постановка. Я столкнулся с тем, что в регионах почему-то возникают сложности с техническими решениями, поэтому я решил сделать современную постановку, которая будет очень динамичной, с быстрой сменой картинки, сцен и чтобы она сочетала в себе историю мультфильма, фильма-экшена и так далее. В общем, вот эти все злободневные истории, которые привлекают внимание ребёнка, соединить вместе.
Спектакль "Снежная королева" Вячеслава Бердышева. Фото: из репертуара режиссёра
— Вячеслав, а постановка всегда была такой, какой её увидит забайкальский зритель, или она всё такие трансформируется в течение времени?
— Вообще постановка родилась в 2018 году. Тогда был первый спектакль, но он уже модернизировался много раз. И каждый год контент мы переделываем, потому что уже прошло достаточно много времени с создания картины. Мир меняется, технологии меняются, зритель меняется. Когда была первая постановка в 2018 году, мы поняли, что идём в правильном направлении. То есть та режиссёрско-постановочная группа, которую я собрал, она включилась максимально. Мы очень много анализировали, изучали, что смотрят дети, что им нравится. Постановка вообще абсолютно не похожа на классическую сказку "Снежная королева". От неё осталось только название, ну и сама королева. Это всё современная история, но она сделана с классическим уклоном — для этого мы пригласили композитора Наталью Лукуниру и она написала музыку по классическим канонам. Дальше мы эту музыку оркестровали и написали партитуры для симфонического оркестра. Весь звук записан полностью симфоническим оркестром в полном составе. Таким образом мы соединили то, что нравится детям, но с классическим уклоном в музыкальном плане, и у нас получилось масштабное действие в плане аудиального восприятия и визуального. То есть ты сидишь и тебе не хочется встать и выйти, потому что картинка очень быстро меняется. Также и по музыке идут эмоциональные всплески, которые используются в кинематографе. Здесь мы тоже самое постарались сделать.
— Вячеслав, вы несколько раз говорили о том, что при создании изучали то, что смотрят и читают современные дети, в шоу которое увидят забайкальцы, отголоски каких фильмов или мультиков можно будет узнать?
— По сюжету это "Холодное сердце"(0+), фильм "Книга мастеров" (0+), есть частичка от "Муаны" (6+) , марвеловские фильмы (16+) — там прям чётенько узнаете: есть антагонисты, злодеи и есть проблема, которую нужно решить. Ещё мы взяли "Снежную Королеву" (0+) — наш российский мультфильм. И когда я представил сценарий на суд главного зрителя — моих детей, они сказали: "Блин, я бы посмотрел такое!".Это значит уже маленькая победа — если главный зритель говорит, что это интересно, значит мы идём в правильном направлении.
Было очень много критики. Даже сейчас кто-то считает, что картина недостойна театральной сцены. Такое мнение переодически высказывается, но мы спокойно к этому относимся. Главное это то, как зритель на неё реагирует. Наша сверхзадача — чтобы дети, которые пришли на сказку, вышли с ощущением, что важно другим помогать, важно дружить, важно не только о себе думать, но и о других и вот это транслировать дальше в школе, в саду. А для взрослых очень важно, чтобы они вспомнили, что существует вообще такое волшебство, как настоящая безусловная любовь — любовь к своей семье, к своему городу, к своим корням, к традициям.
Спектакль "Снежная королева" Вячеслава Бердышева. Фото: из репертуара режиссёра
Сила и красота культурного наследия
— Вы говорили про то, что в забайкальской постановке будет этническая составляющая. Что в итоге увидят зрители и насколько это вообще может сочетаться с Marvel?
— Мы ввели этническую тему, но мы её осовременили и модернизировали, чтобы детям было интересно сравнивать. Так, там будет эвенкийская история. Мы постарались это максимально отразить в костюмах карде-балета, в костюмах персонажей, которые будут появляться. Посмотрим, насколько это получилось. Честно сказать, вообще история культурного национального кода любого народа — это очень сложная история. И мы здесь не ставили задачу прям в лоб дать, а помочь зрителю вспомнить, что у нас есть это и оно интересно. И кроме того, один из центральных персонажей, который помогает Герде проходить сложности, как раз из национальной эвенкийской истории, а также кульминационная сцена будет завязана на этом.
— Насколько было оправдано внедрять эвенкийскую историю?
— Вообще, "Снежная королева" — это северная история. Северная история очень близка к теме Забайкальского края, к Сибири, к Камчатскому краю, вообще к истории Дальнего Востока и северных народов. Поэтому это логично здесь. То есть если мы говорим про "Снежную королеву" — это замороженный край. И, конечно, Герда у нас не будет эвенкийкой, потому что всё-таки это сказочное королевство. Мы же погружаем людей в другую реальность немножко, что где-то, в каком-то королевстве произошла эта волшебная история, и так мы аккуратненько эту линию проводим, но это будет оправданно.
— У нас недавно прошёл кастинг на детские роли, но, к сожалению, от этой идеи пришлось отказаться. Расскажите, как всё-таки показали себя забайкальские дети?
— Да, кастинг прошёл и очень много талантливых ребятишек на самом деле, и многие из них очень хорошо вписались в постановку. Однако у нас есть ответственность и мы понимаем, что 32 спектакля за несколько дней — это очень много. И психика взрослого человека не всегда выдерживает, а что уже говорить о детях и их родителях. И так как идёт очень большой ажиотаж на билеты, пришлось добавлять ещё спектакли. Здесь то мы и начали понимать, что мы просто не можем себе позволить даже по трудовому законодательству использовать детский труд. Кроме того, я точно знаю, что это адский труд и, скорее всего, ребёнок отыграет максимум девять спектаклей, а потом он обязательно заболеет. Поэтому мы отказались от этой идеи и всю постановку отдали в руки профессиональных актёров театра.
Забайкальские артисты спектакля "Снежная Королева". Фото: Вячеслава Бердышева
— То есть маленькие Кай и Герда будут всё-таки взрослыми?
— Ну, тут ведь у нас совсем другая история. И Кай и Герда в нашей истории — это влюблённые юноша и девушка. Поэтому здесь всё в порядке.
Забайкальские волшебники сцены превращают слова в живые эмоции
— Можно ли ваш спектакль поставить в каком-нибудь сельском ДК или он не подойдёт из-за технической специфики?
— Нет, в любом месте можно это сделать. Главное — это хотя бы проектор, потому что основа — это медиадекорация, также нужен кусок баннера — экран. И ещё постановка адаптирована к тому, чтобы её можно было катать малым составом. В Читу мы ничего не привозили. Будет у нас только большой Led экран, на котором у будет медиадекорация. Нам не нужны спецэффекты, потому что у нас есть достаточно ресурса — это свет, музыка, декорации и самое главное — люди. Так, метель будет продемонстрирована на экране и в хореографии. То есть это очень большой человеческий ресурс, потому у нас до 30 человек одновременно на сцене будет. А всего будет участвовать почти 50 актёров и танцоров.
— Как вам работается с нашими актёрами и сталкивались ли вы с трудностями, когда только "притирались" с коллективом?
— Любой коллектив — это сплочённый коллектив, и когда в него инородное тело заходит то, конечно, сначала идёт притирка. Но, слава богу, опыт у нас большой, работаем всё-таки по всей стране, и с разными людьми. Поэтому находить общий язык с разными коллективами мы умеем. Конечно, ругались, но в итоге самое же главное — результат, а достигается он, когда есть уважение друг к другу. Что касается актёров — все они абсолютные профессионалы, и от этого очень просто и легко работать. Они всё понимают, все вовлечены, и это радует. Я точно могу сказать, что успех гарантирован хотя бы потому, что есть очень большая вовлечённость. На самом деле мы ставили перед собой задачу непросто приехать, поставить спектакль и уехать, а ещё и передать свой опыт, но а тот, кому он нужен, его возьмёт. Это одна из таких социальных тем. Так, хореограф Алексей прилетел специально аж из Гонконга для того, чтобы передать свои умения. И вот ребята молодые "впитывают" их. И это же очень круто, когда человек международного уровня приезжает и делится своими знаниями.
Вячеслав Бердышев. Фото: Вячеслава Бердышева
— Как проходили репетиции с нашими артистами?
— На удивление всё легко проходит. Вообще, любой конфликт — это всё точка роста. То есть, когда мы преодолеваем какую-то сложность, мы через это растём, сами становимся мудрее, умнее, поэтому я даже не воспринимаю сложность как сложность. Для чего-то я им дан, а для чего-то они мне даны, и вместе мы создаём что-то новое, что приведёт нас к результату. Вопрос же в том, как ты относишься к конфликтам. Ты же можешь обидеться, а можешь спокойно поговорить с человеком, понять, почему это произошло. Как говорил Станиславский, режиссёр должен быть для всех. Моя задача — передать смыслы и создать комфортную атмосферу, поэтому я не могу нервничать, кричать и обижаться, хотя иногда хочется, но опыт помогает сохранять спокойствие.
Смотреть на мир нужно со всех сторон
— Какой совет вы дадите нашим забайкальским зрителям?
— Нужно верить в волшебство, оно случается на каждом шагу. Понятно, что работа, учёба, какие-то бытовые сложности, но если ты веришь в то, что существует настоящее волшебство, то оно обязательно случается в жизни. Это я могу точно сказать, потому что у меня это проходит изо дня в день — когда ты на сцене работаешь и когда вдруг неожиданно случаются какие-то события, которые ведут тебя к новым горизонтам.
— Поделитесь личным опытом воспитания своих детей и тому, как вы приучаете их к искусству?
Когда мы смотрим мультфильм, фильм, идём в театр или даже просто по улице гуляем, я стараюсь всегда детям показать, как красиво падает листочек или как отражается солнце. Мало ходить по выставкам и театрам, нужно в себе воспитывать чувство искусства, чтобы оно было не рядом с тобой, не вокруг тебя, а именно в тебе. И поэтому замечать мелочи — это самое важное, это и есть искусство.