Дальневосточный МедиаСаммит (12+)
4–5 июля 2024

осталось 64 дня

Дом на улице Боровая, 6
Фото: пресс-служба Минстроя Забайкалья

"Дом всё равно восстановят". Страховщики не заплатили за взорванную квартиру в Антипихе

Корреспондент ИА ChitaMedia поговорил с читинцами, чьи квартиры пострадали от взрыва бытового газа 9 марта

В читинском посёлке Антипиха 9 марта 2023 года около 15.00 взорвался бытовой газ. По предварительной информации и словам хозяйки жилья, это была квартира под номером 15. Взрыв уничтожил несколько балок между этажами и несколько квартир на верхних этажах дома. В июне подрядная строительная организация “РУС” начала его демонтировать, но, по словам некоторых жителей — с недочётами. Их квартиры либо не включили в общий план демонтажа, либо не проводили осмотр вовсе. 

Кроме проблем ремонтных жильцы столкнулись с проблемами финансовыми — владельцам одной из пострадавших квартир страховая компания отказалась выплачивать деньги. Корреспондент ИА ChitaMedia поговорил с читинцами и теми, кто ответственен за демонтаж дома и выплаты страховки.

В соседних домах после взрыва выбило стёкла

В соседних домах после взрыва выбило стёкла. Фото: пресс-служба правительства Забайкалья

Мастер ушёл. Через 2 часа прогремел взрыв

В день взрыва 9 марта жительница 27 квартиры Татьяна Кевролетина, которая находится через одну квартиру от той, в которой прогремел взрыв, была дома вместе с годовалой дочкой, муж — на учёбе. В своей однокомнатной квартире они живут примерно с 2020 года, тогда же и сделали в ней ремонт. Также Татьяна с мужем оформили на жильё ипотеку, которую застраховали в одном из государственных банков страны.

По словам девушки, газа в доме не было порядка 2 лет из-за долгов управляющей компании (УК) перед газовой службой города "Читаоблгаз". Чтобы что-то приготовить Татьяна по несколько часов стояла рядом с электрической плитой, которая очень медленно нагревалась. Она связывает это с плохой проводкой, которую, как утверждает девушка, нужно было менять во всём доме. Спустя пару лет разбирательств с долгами УК и газовики нашли точки соприкосновения, и с начала 2023 года стали приходить в квартиры жильцов, проверять газовую систему дома. 

В её квартиру специалисты службы приходили всегда, когда шла проверка. Но была и квартира, в которую газовики не попали ни разу, как утверждает Татьяна и сама хозяйка этой самой квартиры Алёна Заскина. Во время проверок её либо просто не было дома, либо девушка была на работе. Сын, который оставался дома один, говорит, что в дверь им никто не стучал.

9 марта в доме планировался запуск газа. Подключать квартиру к общей системе сама Татьяна побоялась и попросила это сделать специалиста газовой службы. Когда газ пошёл, то девушка даже обрадовалась. Думала, что теперь можно будет готовить еду не по несколько часов, как это было с электрической плитой, а за пару десятков минут. Но примерно через 2 часа после того как ушёл мастер, прогремел взрыв. По версии следствия, ответственные за запуск газа знали, что были осмотрены не все квартиры. Но не смотря на это, всё равно подали газ.

“Когда произошёл взрыв, то ребёнок это почувствовал и закричал. Я, конечно, тоже напугалась сильно. Дочка недавно проснулась, мы с ней сели обедать. Я ненадолго зашла в ванную, чтобы убрать вещи и тут взорвалось. Дочка кричит, я вся в панике, ничего не понимаю”, — вспоминает Татьяна день 9 марта.

Вечером 9 марта, после взрыва, во время срочного заседания комиссии по чрезвычайным ситуациям краевые власти установили компенсацию за утерю или повреждение имущества. Глава Ингодинского района Читы Михаил Шибаев говорит о таких цифрах — 10 тысяч рублей всем пострадавшим жильцам и 100 тысяч рублей тем семьям, чьи квартиры были повреждены. Так семья Татьяны получила порядка 130 тысяч рублей — на себя, мужа, дочь и за повреждённые квартиры. По словам Шибаева, эти выплаты уже получили все жители дома. Информацию подтвердили и сами читинцы, с которыми удалось поговорить корреспонденту агентства.

Изначально краевые власти не знали, что делать со взорванным домом. Но после исследования дома специалистами Всероссийского научно-исследовательского института Гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России стало ясно, что дом восстановить можно. Они установили специальные маячки по всему зданию, которые должны были показать двигается ли конструкция дома после взрыва или нет. По результатам стало ясно, что дом не двигается.

Выплаты по ипотеке за пострадавшую квартиру Татьяне почти сразу приостановили. А спустя некоторое время банк, в котором она оформляла страховку на жильё, полностью погасил задолженность, которая составляла порядка 3 млн рублей. По словам Татьяны, в момент взрыва видимых разрушений внутри квартиры она не заметила. Только в конце мая, когда некоторым жильцам разрешили зайти в свои квартиры и забрать пару вещей, Татьяна увидела трещины в стене и на потолке кухни, которая как раз граничит с квартирой напротив взорванной. Возвращаться в квартиру после её восстановления они не хочет. Это связано и с самим взрывом газа, которого теперь девушка побаивается, и с качеством восстановления дома.

Почти сразу после взрыва Татьяну вместе с годовалой дочкой забрал отец, позже подъехал и муж. С марта вся семья Татьяны живёт в съёмной квартире. Её, как и многим пострадавшим жителям, арендует городская администрация. Она же подписывает все договора на съём с арендодателями. Предельный срок договора — 4 месяца, но их, по словам жильцов, скорее всего будут продлевать на такое же время так как дом пока находится в стадии демонтажа.

1 / 2

Меня беспокоят не сроки. Меня беспокоит качество

Некоторых жителей пострадавших квартир, в том числе и Татьяну Кевролетину, волнует восстановление дома. Поводов для переживаний у читинцев было не мало. Так, жительнице дома Валентине не ясно, почему в её квартире будут демонтировать все стены и окна, но при этом в спальне трогать ничего не будут. Женщине хотелось бы вернуться в своё жильё, но при условии, что она будет уверена в качестве ремонта дома.

“Меня беспокоит, как все это будет восстановлено качественно, не столько сроки, сколько качество. Потому что жить потом в этом доме и бояться”, — говорит жительница одной из квартир Валентина.

Также повод для переживаний по демонтажу и восстановлению дома был у Татьяны, квартиру которой изначально даже не включили в общий план демонтажа. Более того, по словам девушки, её даже не осматривали. Как утверждает Татьяна, о том что скоро начнутся работы по демонтажу, она узнала уже по факту. Написала письмо в городскую администрацию и “Службу единого заказчика” (СЕЗ) с просьбой включить её квартиру в общий план демонтажа, перед этим осмотрев. Ответили ей только в СЕЗ, сказав, что с ней пытались связаться, а девушка им не отвечала. При этом, по словам Татьяны, никаких запросов и писем от ответственных за демонтаж дома организаций она не получала.

С опозданием квартиру всё же осмотрели и включили в общий план, но только 20 июня — спустя восемь дней с начала демонтажных работ. Из-за подобных не очень ясных читинцам ситуаций они в середине июня написали обращение в прокуратуру Забайкальского края с просьбой проверить качество демонтажных работ. В пресс-службе надзорного ведомства журналисту ChitaMedia ответили, что жалоба пока ещё на рассмотрении как минимум до конца июля.

Сосед Валентины Иван занимает более радикальную позицию по поводу восстановления дома и рассления жильцов. Он говорит, что лучше бы всех переселили в новые квартиры по сертификатам, а сам дом снесли полностью и на его месте построили бы новый, так как “вся инфраструктура для обустройства уже есть”. Он также предлагает местным властям изучить опыт других регионов, в которых случались подобные ситуации, чтобы более грамотно подойти к проблеме жильцов.

Падающим домом в Чите называют многоэтажку в мкр Северный, 39. В 2021 году жильцы пожаловались губернатору Забайкальского края Александру Осипову на свой дом, сказав, что он наклонён. После исследований краевым властям стало ясно, что дом и вправду наклонился. После расселения жителей падающей многоэтажки в новые квартиры дом подлежит сносу. Всё это должно произойти в этом году.

По словам руководителя районнной администрации Шибаева, строители будут разбирать пятый, четвёртый и часть третьего этажа. Все их также будут восстанавливать. На плиты, упавшие с пятого на четвёртый этаж, идёт сильная нагрузка, и прежде чем их сдвинуть, с них нужно убрать мусор. Как говорят местные жители, в железном контейнере, с помощью которого и спускают строительный мусор с верхних этажей, также лежат и их вещи. После спуска мусора и вещей их сортируют — деревянные предметы в одну сторону, батареи в другую, уцелевшие вещи в третью.

По словам Ивана, на собраниях с жильцами местные власти обещали, что помогут снять вещи пострадавших с верхних этажей. Но такого организовано не было. Михаил Шибаев уточнил, что забрать все свои вещи жильцы смогут только тогда, когда будет доступ к верхним этажам. В конце мая некоторых читинцев всё же пустили в незначительно пострадавшие квартиры. Так, Татьяна смогла забрать пару вещей, документы и заметить образовавшуюся трещину у себя на кухне. Соседка Татьяны, квартира которой находится через стенку от взорвавшейся, проявила личную инициативу. С началом демонтажных работ она долго уговаривала местных рабочих снять хотя бы какую-то часть её вещей. После долгих уговоров и вознаграждения в виде торта, часть вещей, в том числе драгоценных, девушке всё же сняли.

Взрыв прогремел около 15.00

Взрыв прогремел около 15.00. Фото: пресс-служба правительства Забайкалья

Зачем платить. Дом ведь всё равно восстановят

Если жильцы пострадавших от взрыва квартир столкнулись с ремонтными проблемами, то у хозяйки жилья Алёны Заскиной, в котором предположительно взорвался газ, появились проблемы финансовые. Страховая компания “Страховой дом ВСК” отказала девушке в выплате компенсации за пострадавшую от взрыва бытового газа квартиру. Живёт Алёна в квартире вместе с мужем и семилетним сыном с 2020 года и не так давно оформили на неё ипотеку, параллельно застраховав в “ВСК”.

"Страховой дом ВСК" — страховая компания. На сайте организации указано, что лицензией ей получена в 2015 году от Банка России. У компании есть свои филиалы с офисами по всей стране, в том числе в Чите. Головной офис находится в Москве. Как указано на сайте, у них можно застраховать здоровье детей или себя самого, оформить Каско и ОСАГО на авто, а также застраховать путешествие, имущество, ипотеку или жизнь.

Во время взрыва девушка была на работе в больнице, мужа в квартире тоже не было. О том, что дом взорвался, Алёне сообщили родственники мужа, живущие неподалёку от Боровой, 6. В квартире оставался семилетний сын девушки, который был тяжело ранен. В конце марта его госпитализировали в больницу Москвы. Сейчас, по словам Алёны, с ним всё в порядке.

Всего от взрыва пострадало 11 человек, четверо из которых дети. Семилетний сын Алёны пострадал больше всех. Во время взрыва его накрыло матрасом и плитой, он получил множество травм. 11% его тело было обоженно. 29 марта вместе с отцом и медиками мальчика перевезли на самолёте в столичную больницу и провели операцию.

Документы на рассмотрение компанией страхового случая девушка направила в середине марта. Ответ с отказом пришёл только в мае около часа ночи по СМС, причины отказа в выплате страховки в сообщении указаны не были.

По словам Алёны, прежде чем ответить, “ВСК” запрашивали информацию по дому у городских властей и министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта региона. В госучреждениях компании, как утверждает читинка, говорилось о том, что дом будет восстанавливаться. Также компании ответили о выплатах по 10 и 100 тысяч рублей для пострадавших. В “Страховом доме” корреспонденту агентства ничего по ситуации с невыплатой страховки не ответили.

“Они мне написали, что им ответил Минстрой, что якобы дом всё равно будет восстанавливаться, что как будто бы нам возместили все убытки. Сумма ипотеки осталась в 3 млн ещё”, — говорит девушка.

В договоре, который заключала Алёна с компанией, одной из причин выплаты страховки указан взрыв бытового газа — то, что по версии следствия и произошло в доме. Никакой веской причины, по словам читинки, в отказе выплаты страховки нет. Девушка считает, что в “ВСК” просто боятся выплачивать такую большую сумму. Сейчас девушка направила в компнаию претензию, в которой требует обосновать причины отказа выплаты срахового случая.

После взрыва ипотеку за квартиру Алёна вместе с мужем платила ещё 2 месяца. Ежемесячный платёж составлял 27 тысяч рублей, сейчас выплаты временно приостановили. В данный момент, также как и Татьяна, Алёна вместе со всей семьёй живёт в снимаемой администрацией двухкомнатной квартире, за такую помощь она благодарит местные власти.

Возвращаться в квартиру семья не хочет. По словам девушки, в ней не сможет жить ребёнок. Пользоваться газом Алёна также категорически больше не хочет.