Дальневосточный МедиаСаммит (18+)
4–5 июля 2024

осталось 47 дней

Столб перед въездом на ДАПП
Фото: Николай Шевченко, ИА ChitaMedia

"Фрукты и конфеты у вас вкусные". Что монголы везут из России домой через Верхний Ульхун

Корреспондент ИА ChitaMedia побывал на самом не загруженном российско-монгольском пограничном пункте пропуска

Общество

11.07.2023

В Забайкальском крае, который граничит сразу с двумя государствами — Китаем и Монголией, есть несколько пограничных пунктов пропуска. На слуху у многих Международный автомобильный пункт пропуска (МАПП) Забайкальск в Забайкальском районе и Двусторонний автомобильный пункт пропуска (ДАПП) Староцурухайтуй в Приаргунском округе, которые стоят на границе с КНР. Среди забайкальцев они считаются самыми популярными и частопроходимыми. Но кроме них есть ещё несколько других немаловажных пунктов пропуска, например, ДАПП Верхний Ульхун.

Он находится на границе России и Монголии в Кыринском районе Забайкалья и является одним из самых незагруженных пунктов пропуска. Как утверждает начальник таможенного поста Сергей Уваров, с начала 2023 года границу пересекли всего 1,2 тысячи человек и 385 машин, зачастую — личных, а не грузовых. Это, по словам начальника, сильно отличает Верхний Ульхун от МАПП Забайкальск. 

Чаще границу пересекают жители Монголии — они ездят в Россию за самыми разными товарами, к родственникам или на общие праздники, говорит Сергей Уваров. Корреспондент ИА ChitaMedia побывал на пункте пропуска, а также поговорил с жителем соседней страны о том, как устроено сотрудничество двух стран.

Двусторонний автомобильный пункт пропуска от Международного автомобильного пункта пропуска отличается тем, что на двустороннем границу могут пересекать только граждане стран, между которыми установлен пропускной пункт. То есть, на ДАПП Верхний Ульхун, стоящем на российско-монгольской границе, пункт пропуска могут пересекать только жители России и Монголии. Международный пропускной пункт же пересекать могут и иностранные граждане. Условно, на МАПП Забайкальск, который стоит на границе между РФ и КНР, пункт пропуска сможет пройти человек, с гражданством любой страны, например, Турции.

Флаг России

Флаг России. Фото: Николай Шевченко, ИА ChitaMedia

Монголы в России

Большегрузы, а вместе с ними и торговцы ширпотребом, на Верхнем Ульхуне не появляются. В частности, это может быть связано с плохими дорогами как на российской стороне, так и на монгольской, говорит Уваров. Также между Россией и Монголией на этом пропускном пункте в основном установлен акцент на личный транспорт. 

Утверждение таможенников о том, что монголы ездят в Россию за картошкой, капустой и пшеницей, так как им из-за традиций запрещено что-либо высаживать в землю, у специалиста делового совета Монголии по сотрудничеству с Россией Базарвааня Чулуунсуха вызывает только искренний смех. По его словам, этот стереотип уже давно себя изжил и монголы уже давно научились высаживать ту же картошку на своих участках. Этому их научили жители Советского Союза, которые часто приезжали в Монгольскую народную республику (МНР, существовала с 1924 по 1992 годы).

“До конца 19 века всё примерно так и было, но в 20 веке, после революции в 1921 году и помощи со стороны СССР, которые освободили нашу страну от японского и китайского правления, в стране началось развитие. Например, перешли на кириллицу и стали засеивать поля. Сейчас наше поколение, старшее, очень скучает по советским временам и отношениям между МНР и Советским Союзом”, — говорит Чулуунсух.

Жители восточной части Монголии зачастую ездят в близлежащие к границам забайкальские посёлки, например, в Дульдургу. Они закупаются рыбой, сладостями и иногда спиртным. По словам Уварова, порой монголы с собой всё же везут мешками картофель, майонез и даже бытовую химию с тазиками. Чулуунсух добавляет, что многим монголам нравится российские фрукты и ягоды, в частности вишня и черешня. Зимой он привозил своим четверым детям целую коробку вишни, которую они никогда не видели. Коробку дети умяли за 1 день.

Также собеседники отмечают популярность у монгол забайкальских национальных парков и дацанов. С Верхнего Ульхуна почти все туристы ездят на Алханай, который расположен всего в 180 км от ДАПП. Нацпарк для буддистов — святое место, утверждает Уваров. Ещё одна туристическая зона — Агинский дацан, его кроме обычных туристов из Монголии посещают ещё шаманы в национальных одеждах для религиозных обрядов.

За одну неделю на пункте пропуска оформляют порядка 25-30 машин, Наплыв туристов случается во время больших праздников, таких как фестиваль Алтаргана (12+). В 2022 году праздник проходил в посёлке Агинском, который находится в 220 км от Верхнего Ульхуна. За неделю до праздника, который проходил с 22 по 24 июля, через пункт пропуска прошло почти 200 машин с участниками, туристами и делегацией.

Алтаргана — это международный бурятский фестиваль, который проводится с 1994 года раз в 2 года, первые 4 года он проводился в Монголии. Впервые в России он прошёл в 2002 году. С того времени каждые 2 года место проведения праздника чередуется между Монголией, Забайкальем, Республикой Бурятией и Иркутской областью.

Ближайший населённый пункт от пункта в Верхнем Ульхуне на монгольской территории находится более чем в 50 км, тогда как на российский уже через 12 км туристы окажутся в самом селе Верхний Ульхун, а ещё через 20 км в посёлке Мангут.

Знак зоны таможенного контроля

Знак зоны таможенного контроля. Фото: Николай Шевченко, ИА ChitaMedia

Россияне в Монголии

Забайкальцы, по словам начальника таможенного пункта, чаще путешествуют в Монголию для религиозных обрядов и на национальные праздники. Сейчас в стране готовятся к началу Надома, или Наадама — традиционного монгольского соревнования (12+), которое в этом году пройдёт с 11 по 15 июля. На русский язык название праздника переводится как три мужские игры. В состязания входит монгольская борьба (12+), скачки (12+) и стрельба из лука (12+). Базарваань Чулуунсух уточняет, что на праздник к нему в гости приехали четыре друга из Якутии.

По наблюдениям жителей Монголии с начала специальной военной операции России в Украине, объявленной 24 февраля 2022 года президентом России Владимиром Путиным, россияне стали чаще ездить в его страну. Такое изменение Чулуунсух связывает с введением санкций. Теперь в Монголию россияне зачастую ездят, чтобы купить брендовую одежду, технику, различные запчасти для автомобилей, которые, по словам специалиста совета по сотрудничеству с РФ, в три раза дешевле.

Крайний раз на Алтаргану в Монголию приезжали люди из разных регионов России: Якутии, Забайкалья, Иркутской области, Бурятии. Также были гости из Чехии, в которой проживает порядка 10 тысяч этнических монгол. Также многие россияне, которые уже побывали много раз на Байкале, приезжают в Монголию на озеро Хубсугул. 

Если для монголов святым местом в Забайкалье считаются нацпарки и дацаны, то россияне ездят в Монголию искать мифическую Шамбалу. Это место силы манит многих, в том числе и читинцев, которые приезжают в страну не в первый раз.

Шамбала —  мистическая страна, описанная под разными названиями в текстах многих религиозных конфессий. По преданиям в Шамбале живут мифические существа, с высоким уровнем духовного развития. Также это мистическое место считают центром мира и источником, дающим жизнь всем существам на планете.

Во время объявленной в России частичной мобилизации 21 сентября 2022 года, начальник таможенного поста не заметил особого наплыва забайкальцев, желающих перейти в Монголию, так как это было на пропускном пункте в Верхнем Ларсе на границе России с Грузией. Хотя, по его словам, отдельные люди, который переходили границу через ДАПП Верхний Ульхун во время мобилизации были.

На территории ДАПП Верхний Ульхун много сосен, но встречаются и другие деревья

На территории ДАПП Верхний Ульхун много сосен, но встречаются и другие деревья. Фото: Николай Шевченко, ИА ChitaMedia

Пропуск через ДАПП

Конечно, чтобы посетить ту или иную страну, человек сначала должен пройти через досмотр на пропускном пункте. На территории ДАПП Верхний Ульхун работают сразу несколько представителей от государственных служб: таможенники, пограничники, специалисты региональных управлений Россельхознадзора и Роспотребнадзора. Почти у всех рабочий день длится с 9.30 до 18.00, в субботу и воскресенье ДАПП не работает. Всех сотрудников, которые живут в Верхнем Ульхуне или Мангуте, к пункту на работу и обратно домой развозит водитель. Почти все работники местные.

После въезда посетителя на территорию пропускного пунута специалист Роспотребнадзора осматривает всех, кто переходит границу. Во времена пандемии коронавируса, меры безопасности усиливали, на какое-то время пропускной пункт даже закрывали. Представители же от Россельхознадзора контролируют санитарные нормы для товаров и животных, проходящих границу. Так, за пару дней до начала празднования Алтарганы в Агинском в 2022 году через Верхний Ульхун прошли 13 лошадей. Пограничники же в свою очередь следят за государственной границей, чтобы через неё никто не пробрался нелегально. На территории ДАППа нет скважины и трубопровода, поэтому воду к пункту привозят в цистернах либо по надобности, либо сами работники по желанию. 

“В работу таможенников входит осмотр провозимых товаров, машин, личного багажа. Под запретом провоз служебного и гражданского оружия, наркотиков, шифровальных и радиоэлектронных средств, лекарств. Был случай, что человек долго возил таблетки и даже не знал, что они запрещены для провоза. Специально контрабанду никто не возит”, — рассказывает Сергей Уваров.

Сам Уваров работает начальником поста с начала 2023 года, живёт в служебном отапливаемом дровами деревянном доме в Верхнем Ульхуне. Раз в две недели старается посещать жену и сына, которые живут в Чите. 

В обязанности таможенников также входит контроль электроэнергии, которая через пункт идёт в Монголию. Щиток с ним стоит поодаль от территории ДАППа. Принимать грузовые машины пропускной пункт не обустроен. По словам Уварова, чаще тут бывают легковые авто, либо пешие туристы. После въезда на территорию ДАППа товар отправляют на осмотр. В среднем пройти пункт можно за 15-20 минут.

Летом сумки с вещами и продуктами пропускают через передвижную рентгено-телевизионную установку. Принцип работы схож с теми же аппаратами, что в аэропорту — вещи кладутся на дорожку, которая прокатывает их через аппарат, дальше специалист уже смотрит на экране компьютера на отображаемые предметы — то, что перевозит человек. Для каждого определённого предмета и металла есть свой цвет для обозначения на экране установки.

1 / 3

Зимой установку консервируют и досматривают вещи уже лично, с этим специалистам таможни помогает справиться специально обученная собака по кличке Пикси. Хозяйка собаки, специалист первого разряда кинологического отдела таможни Виктория уточняет, что животному уже 3 года, на службу её взяли в 1 год.

“Она ищет наркотики, такие как героин, амфетамин, каннабис, кокаин. За время работы на ДАПП подобного она пока не находила. Пикси осматривает каждый груз, багаж, личные вещи. Собака стоит на довольствие в таможне, поэтому её кормят особым кормом. Живёт она со мной и тремя другими моими собаками”, — рассказывает Виктория.

По всей длине госграницы как с монгольской, так и с российской стороны стоит забор. Расстояние между ними порядка 20 метров и всё это пространство разровнено граблями. Так пограничникам проще будет заметить нарушителя, решившего незаконно пройти через границу.

Щиток, который передаёт электроэнергию в Монголию

Щиток, который передаёт электроэнергию в Монголию. Фото: Николай Шевченко, ИА ChitaMedia

Необычные кочевники 

Есть категория туристов из Монголии и России, которым можно беспрепятственно переходить границу сколько угодно раз. Это мигрирующие животные, зачастую — дзерены. Они постоянно пересекают госграницу, то в одну сторону на зимовку, то в другую для пропитания. Уходить животные могут вглубь страны от границы от 100 до 500 км. По словам заместителя директора по научным исследованиям Сохондинского заповедника Юрия Баженова, пограничники почти никогда не сообщают о переходе дзеренами границы.

Когда-то дзеренов в Забайкалье почти истребили, но сейчас их популяция постепенно растёт. Так в середние 2010-х в Забайкалье насчитывали порядка 2 тысяч дзеренов. По информации Даруского заповедника, в 2020 году в Забайкалье насчитывали уже около 30 тысяч голов дзеренов. Хотя в сравнении с летом 2019 года этот показатель уменьшился почти на 10 тысяч животных. Рождённые и мигрирующие в Монголию дзерены также сталкиваются ещё с одной проблемой. За последние два десятилетия, в Монголии стали разводить огромное количество крупного рогатого скота. Как уточняет Чулуунсух, в стране с населением чуть больше 3 млн человек водится порядка 70 млн скота. Домашние животные становятся главным конкурентом у дзеренов для доступов к водоёмам.

“Переходы в последнее время стали массовыми, более 100 тысяч особей мигрируют. Многие из них родились в Монголии и соответственно будут возвращатся туда же, чуть поменьше новорождённых есть и в России. Во время миграции дзерены, как правило, расселяются вдоль реки Онон, в Даурском заповеднике и в приграничных районах от Акшинского до Забайкальского и части Кыринского”, — говорит специалист.

Кроме дзеренов через границу также могут переходить волки и рыси, но их значительно меньше чем дзеренов.

Не смотря на то, что через пропускной пункт в Верхнем Ульхуне за неделю проходят от силы 20-30 человек, что в значительной мере меньше чем на тех же пунктах в Староцурухайтуе и Забайкальске, он остаётся одним из главных транспотрных, культурных и экономических узлов между жителями Забайкалья и Монголии.