Периодически на улицах Читы, а также крупных город Забайкальского края можно встретить бездомных людей. Однако реакция у большинства прохожих на них одна: увидел, отвёл взгляд, ускорил шаг и забыл то, что только что было. Некоторые даже считает бездомных за людей второго сорта, просто потому что они не имеют крыши над головой и выпадают из привычного социального уклада жизни. На самом деле не так важно по своей ли воле бездомные лишаются жилья или это происходит из-за недобрых родственников. Отходя от вопроса кто виноват, мы приходим к тому — что делать.
Корреспондент ИА ChitaMedia попытался выяснить, кто же из государственных служб помогает этим людям снова вернуться к привычной жизни, и как вообще работает система помощи бомжам. И пришёл к весьма неприятному выводу — для целого Забайкалья с населением в 992 тысячи человек работает только один бесплатный приют для приёма людей без определённого места жительства. И его постояльцами далеко не всегда становятся поборниками "зелёного змия".
В приют иногда приглашают аниматоров. Фото: группа Соцприюта Забайкалья во "ВКонтакте" (12+)
На улице такого не встретишь
Располагается социальный приют, куда и могут обратиться бездомные, по улице Труда, 15, на КСК, прямо напротив Читинского академии МВД России. Принимает он не только БОМЖей, но тех, кто находятся в трудной жизненной ситуации: с утерянными документами, с плохим здоровьем или если жить с родственниками уже невозможно. Работает учреждение почти 30 лет — с 1995 года. В нём есть три отделения: ночного пребывания, стационар и отделение для инвалидов “Милосердие”.
Попасть в ночное отделение, которое работает с 18.00 и до 9.00, может совершенно любой желающий, в том числе и человек без определённого места жительства. Тут требования невелеки — нужна действующая не менее полугода флюорография или рентгенография. Как говорит штатный психолог учреждения Анастасия Крылова, получить этот анализ в больнице можно и без документов, просто сказав: “Мне нужна флюорография для соцприюта”. В краевом министерстве здравоохранения уточняют, что медицинская помощь оказывается всем, несмотря на социальный статус человека. В первую очередь переночевать пустят людей старшего возраста и инвалидов. Максимум — 25 человек на семь двух— и четырёхместные комнаты. По словам заместителя директора приюта Виктории Кадлубовской, сейчас в учреждении живут от 16 до 25 “ночников”, в основном это читинцы среднего возраста. Как отмечает руководитель учреждения, летом поток людей меньше, так как на улице тепло, но зимой из-за морозов всё меняется.
На ночлег в приют люди приходят либо сами, либо их доставляют полицейские из читинского отдела полиции, в 2022 году таких случаев было около семи, в этом — один. В основном это связано с жалобами жителей домов, в подъезды которых бездомные пришли переночевать. Но, как уточнили в региональной управлении, статистики преступлений, фигурантами которых становились бездомные, в ведомстве не ведут. Причина этому не уточняется.
Ночное отделение бесплатно для проживания 10 дней подряд не более 30 дней в году, потом — 150 рублей за одно посещение. Как объясняет Кадлубовская, если люди частые и уже по несколько лет тут живут, то их впускают в долг, до пенсии, например. Потому что не могут бросить их на улице, тем более зимой. Бывает и так, что человека могут не долечить и с ампутацией или обморожением привезти в приют, хотя он недавно вышел из стационара. Его берут в ночное отделение. Бывает, что администрация пускает пожить на год, хотя такого юридического понятия нет.
Посетителям сначала проводят небольшое медобследование, если всё хорошо, то отправляют в душ, дают сменную одежду и выделяют койко место. Также за время ночлега бездомных кормят завтраком: это может быть омлет или злаковые каши с чаем. Для каждого отделения есть своя отдельная столовая на соответствующем этаже. По словам одного из бездомных, ожидающих, когда его впустят в приют, учреждение он посещает потому что больше идти ему некуда. Он добавил, что здесь ему комфортно, просто приходишь, ночуешь, можно помыться и поесть. “На улице такого устройства не встретишь”, — уточнил 33-летний читинец.
“Некоторые бездомные буянят, особенно после получения пенсии. Люди разного возраста дебоширят — от 30 лет и до самого пожилого. Некоторых даже снимали со стационара за непристойное поведение. На год заключён контракт с частной охранной организацией “Импульс”, также есть тревожная кнопка от компании “Сократ”. Контракт заключали сами”, — говорит замдиректора приюта Виктория Кадлубовская.
Она добавляет, что на ночь в учреждении остаётся дежурить пост охраны, медицинский работник и администратор, которые следят за порядком в приюте и здоровьем пациентов.
Иногда волонтёры приносят вещи и продукты. Фото: группа Соцприюта Забайкалья во "ВКонтакте" (12+)
Станция "Последний путь"
Работает региональное учреждение за счёт бюджета края. В 2022 году на его содержание выделили 6,8 млн рублей. В этом году финансирование сократили на 500 тысяч рублей до 6,3 млн рублей. В профильном для приюта министерстве социальной защиты и поддержки населения Забайкалья не уточнили причину снижения затрат на учреждение. Деньги выделяются на содержание Соцприюта, зарплаты работников и пациентов учреждения, закупку инвентаря и продуктов. Как уточняет психолог Соцприюта Анастасия Крылова, на праздники в учреждение приходят волонтёры, которые приносят разные подарки, начиная от простых сладостей и заканчивая одеждой. Она говорит, что принести свои старые и ненужные вещи может любой житель Читы и Забайкалья.
По словам Кадлубовской, бывает случается так, что гости приюта умирают во время пребывания в соцприюте. Администрация учреждения сначала пытаемся найти родственников умершего, если таковые были им указаны во время регистрации в приюте. Если находится, то тело умершего передают им, если нет — то в бюро судебной медицинской экспертизы. С ними у приюта заключён контракт. Позже тело уходит в патологоанатомическое бюро, с которым у приюта также есть договор. Как уточнили в бюро, так как в Забайкалье отсутствуют крематории, умерших людей хоронят на городском кладбище Читы.
По данным регионального Минсоцзащиты, в прошлом году приют посетили 231 человек, за первые полгода 2023 года — 107 человек. По словам замдиректора учреждения Виктории Кадлубовской, в этом году по разным причнам умерло восемь постояльцев в стационарном отделении и пять в ночном. Чаще всего это связано с разного рода болезнями и преклонным возрастом пациентов. Статистики общей смертности и заболеваемости среди бездомной категории забайкальцев ни краевой Минздрав, ни полиция не ведут. Причину в пресс-службах ведомств не уточнили.
По словам замдиректора Кадлубовской, даже при полной загрузке приюта в него всё равно могут принимать постояльцев. Кровати в таких случаях ставят даже в коридорах. По госзаданию в учреждении установлен максимум — 25 мест для ночного отделения и 100 для стационара, но сейчас есть небольшой перебор в стационарном отдельнии на шесть человек.
Попасть в сложную ситуацию может любой
Помимом ночного стационара, куда в основном попадают бомжи, в "Милосердии" есть ещё и дневной стационар. Туда в основном попадают пенсионеры, инвалиды, а также те, кто частично утратили способность к самообслуживанию и нуждаются в постоянном уходе.
Однако если в случае с ночным стационаром обходятся двумя медицинскими документами, то тут список гораздо обширнее: российский паспорт, медицинский полис, СНИЛС, справка о доходах, акт обследования жилищно-бытовых условий. Если какие-либо документы человеком утеряны, то руководство Соцприюта помогает их восстановить. Также нужно написать заявление на приём в приют, а людям, которые признаны инвалидами — предоставить справку медико-социальной экспертизы о подтверждении инвалидности, и иметь при себе индивидуальную программу реабилитации.
Всем, кто хочет попасть в стационарное отделение нужно пройти медобследование и сдать анализы на ВИЧ-инфекцию, на гепатиты В, RW, на дифтерию. Также пройти анализы на кишечную группу и сдать кал на наличие яиц глистов, флюорография или рентгенография, при этом перед подачей заявления должно пройти не более 6 месяцев после крайнего обследования. От столбняка или дифтерии человеку нужно будет поставить прививку АДСМ, а также сдать анализ на коронавирус, который должен действовать не более 2 суток.
По словам психолога приюта Крыловой, для ВИЧ-инфицированных пациентов стационарного отделения приюта используют отдельную посуду. Объясняется это тем, что, как правило, пациенты вместе с вирусом иммунодефицита человека заражены и другими инфекциями.Сейчас в приюте проживает 106 человек в стационарном отделении, назвать число ВИЧ-инфицированных в учреждении не смогли.
На заднем дворе приюта летом высаживают цветы и небольшой огород. Как правило, за ним ухаживают сотрудники учреждения и изъявившие желание пациенты стационара, бездомных из ночного отделения чаще зовут помочь с высадкой и выкапыванием картошки. Некоторым бездомным, которым самим сложно передвигаться, Анастасия Крылова помогает спускаться и гулять во внутреннем дворе приюта. Также, по её словам, каждую неделю для всех сотрудников проводят тренинги, на которых обсуждают как и что можно сделать лучше в работе.
Летом на собственном огороде сотрудники и пациенты приюта выращивают овощи. Фото: группа Соцприюта Забайкалья во "ВКонтакте" (12+)
Судьба связала
Через каждые 3 дня в приюте для всех его пациентов устраивают телетерапию, то есть показывают фильмы. В основном это кинокартины советской эпохи. На протяжении уже двух месяцев на телетерапию вместе ходят 57-летний Константин Теряев и 63-летняя Ольга Селезнёва — пациенты стационарного отделения. В приюте они с марта 2023 года, последние 2 месяца они встречаются и даже живут в одной комнате. Говорят, что так они заботятся друг о друге и планируют в скором времени заключить брак.
Константина из дома попросила съехать его дочь, у которой уже есть дети. Он говорит, что понимает её. Приют мужчина нашёл сам и уходить из него не думает, так как идти ему больше некуда. К тому же, как говорит Константин, его уже связала судьба с Ольгой, которая долгое время жила в приюте во Владивостоке. Совсем недавно она вернулась в Читу и, как уточняет пара, ещё привыкает к новой местности. Но пока расписаться у них не выходит — у Константина до сих пор не расторгнут прошлый брак, который закончился порядка 30 лет назад.
Также в приюте свою любовь нашёл бывший тренер по вольной борьбе и по самбо 77-летний Валерий Кузнецов. Он находится в учреждении около 3 лет и там живёт теперь уже со своей женой Тамарой, которая старше Валерия. Точную причину жизни в приюте мужчина не назвал, сказав лишь, что так получилось. Валерий добавляет, что, несмотря на свой возраст и новый социальный статус про него не забывают его давние коллеги по спорту из Якутии и звонят ему, чтобы узнать как дела. У Валерия плохое зрение, поэтому за ним ухаживает Тамара, которая старше супруга на более чем 10 лет.
Также, как и Константин Теряев, по воле дочери в приюте оказалась Валентина Королёва, которой 7 июля исполнится 73 года. У женщины плохое зрение — катаракта на оба глаза и больная левая нога. Причиной болезней Валентина называет свою работу. Читинка 24 года бессменно проработала на прядильной фабрике на КСК. Жила в доме со старшей дочкой, но потом, по словам Валентины, она стала ей ненужной. Около 3 лет пенсионерка живёт в стационарном отделении в комнате с двумя другими пациентами. Временами её навещает младший сын и привозит букет её любимых цветов — розы и торт, которым Валентина делиться с другими пациентами и сотрудниками учреждения.
По словам Анастасии Крыловой, одного социального приюта на всё Забайкалье очень мало. С такой позицией сотрудника, работающего уже не первый год в учреждении, трудно не согласиться. Так, например, на входе в приют за час до разрешённого для пребывания в ночном отделении времени скапливаетя порядка 15 бездомных читинцев. Максимум, который может принять это отделение — 25 человек. И сейчас ещё не зима — там картина будет ещё более безрадостная.