Забайкалье надеется на запуск Чинейского месторождения полиметаллов

Реализацию проекта осложняет дефицит трудовых ресурсов и отсутствие инфраструктуры

Общество

25.07.2022

Компания "Забайкалстальинвест", одним из владельцев которой является ОАО "РЖД", не оставляет планы разработки Чинейского месторождения титаномагнетитовых и медносульфидных руд в Забайкалье. Проект предполагается реализовать в рамках режима ТОР, но доступные в этом случае льготы и преференции не решают всех проблем, сообщает ИА ChitaMedia.  

Перспективный проект находится на контроле у губернатора Забайкальского края Александра Осипова, регион которого буквально завален природными ресурсами, большинство которых трудноизвлекаемые.

"До конца (2022) года нам пообещал инвестор, что разработает полностью план освоения, разработки этого месторождения. И мы надеемся, что с участием Минвостокразвития, КРДВ он уже будет загружен в территорию опережающего развития со всеми взаимными обязывающими обязательствами сторон и государства, и инвестора по его освоению", — отметил глава региона в начале июня.

Что есть в наличии

Чинейское месторождение — одно из крупнейших в мире по запасам и прогнозным ресурсам железных и медных руд. Расположено на северо-востоке Забайкальского края (660 км от Читы) на территории Каларского района, в 38 км юго-восточнее железнодорожной станции Новая Чара ВСЖД и в 15 км к югу от Удокана. На месторождении находятся два лицензионных участка — "Магнитный" и "Рудный".

"Магнитный" участок представляет собой месторождение ванадийсодержащих титаномагнетитовых руд с поставленными на баланс запасами 936,6 млн тонн, "Рудный" — месторождение медно-платинометальных руд, с поставленными на баланс запасами 102,6 млн тонн.

Инициатором проекта разработки Чинейского месторождения выступила управляющая компания "Союзметаллресурс", входящая в состав группы "Базовый элемент". Лицензия на освоение Чинейского месторождения принадлежит "Забайкалстальинвесту" с сентября 1993 года.

Согласно списку аффилированных лиц "Забайкалстальинвеста", по состоянию на 31 июня 2021 года, 58,9% акций ОАО принадлежало кипрской компании Thornstreet Ltd., 25,1% — АО "РЖД "Управление активами" (100% — 1 акция находится в собственности ОАО "РЖД"). С февраля 2022 года "Забайкалстальинвестом" руководит Юрий Ушаков, сменивший на этой должности Сергея Дружнева.

На сегодняшний день на Чинейском месторождении построен вахтовый посёлок и проложены основные технологические дороги.

Из истории вопроса

По данным портала NEDRADV, в 2007-2008 годах компания международная инжиниринговая компания WorleyParsons (сейчас — Worley) изучила все стадии освоения Чинейского месторождения и разработала проект металлургического комбината. Предварительный проект предусматривал переработку 5 млн тонн руды в год и производство 2,5–2,6 млн тонн железорудного концентрата. Стоимость строительства комбината WorleyParsons на тот момент оценила в $4,5 млрд. В 2019 году проводилось изучение возможности металлургического передела ванадийсодержащих титаномагнетитовых руд по участку Магнитный, ног пока по этому направлению особых перспектив не видно.

Проблема в том, что для освоения Чинейского месторождения необходимо обустроить транспортную и энергетическую инфраструктуру.  Дело в том, что существующая система энергоснабжения не может удовлетворить потребности новых объектов, а для вывоза концентрата необходимо достроить железнодорожную ветку.

Энергоснабжение объектов Чинейского железорудного месторождения было предусмотрено за счёт Ленской ТЭС в районе г Усть-Кут Иркутской области. Но этот проект на данный момент заморожен. Суммарная потребность месторождения в электроэнергии на данный момент оценивается в 50-70 МВт, которых на данный момент нет. И это проблема.

Текущее состояние

Инвестор уже завершил геологоразведочные работы на месторождении и продолжает вести инжиниринг по развитию.

"В 2022 году планируется продолжение технологических испытаний по повышению извлечения благородных металлов из медного концентрата с целью принятия окончательного решения о технологии и месте передела концентрата. Планируются также инженерные изыскания, включающие комплекс работ, необходимых для проектирования строительства ГОКа, ремонт и строительство объектов инфраструктуры", — говорится в отчёте "Забайкалстальинвеста" за 2021 год.

Также отмечается, что в связи с финансовыми трудностями из-за наложенных на компанию санкций и пандемийных ограничений, до 2021 года работы на участке Магнитном были остановлены.

"Перспективы развития предприятия на 2022-2023 гг. связаны с разработкой проекта строительства ГОКа на базе медно-платинометальных руд участка Рудного", — поясняет компания.

Для реализации проекта освоения Чинейского месторождения с мощностью комбинатов 5-8 млн тонн в год по оценке инвестора потребуется создание до 5 тысяч новых рабочих мест на период строительства и до 3 тысяч уже в период эксплуатации. "Как ожидается, предприятия будут испытывать дефицит трудовых ресурсов. Социальная инфраструктура для реализации проекта отсутствует", — отмечает "Забайкалстальинвест".

Не решен транспортный вопрос. Построенная ещё в 2001 году ж/д ветка Новая Чара (БАМ) — Чина протяженностью 74 километра, естественно, требует реконструкции, которая оценивается, минимум, в 11 млрд рублей. Не определены срок и финансирование достройки дороги непосредственно до месторождения.

Среди факторов, тормозящих развитие проекта, также называлось отсутствие в России заводов металлургического передела высокотитанистого железорудного сырья.