Дальневосточный МедиаСаммит (12+)
4–5 июля 2024

осталось 60 дней

Самые популярные новости ChitaMedia 3 мая
3 мая, 22:38
Читинец отправился в ИК строго режима из-за угроз жене трубой от пылесоса
3 мая, 22:05
Дождь и ветер до 20 м/с ожидается в районах Забайкалья 4 мая
3 мая, 21:30
Двух нарушителей выявили сотрудники УМВД и УФСБ при проверке документов у мигрантов в Чите
3 мая, 21:25
Приём заявок на компенсацию за дрова  для бойцов СВО и их семей заканчивается в Забайкалье
3 мая, 21:02
Читинец спас ребёнка, на которого напали бродячие собаки
3 мая, 20:32
Приход храма Рождества Иоанна Предтечи в Чите соберёт пасхальные наборы для нуждающихся
3 мая, 20:04
Народный фронт Забайкалья открыл сбор для системы радиоэлектронной борьбы бойцам СВО
3 мая, 19:36
Два "УАЗа" и квадроцикл отправили для бойцов СВО от Забайкалья
3 мая, 19:03
Двоим жителям Чернышевска грозит до 2 лет колонии за ловлю рыбы сетями
3 мая, 18:33
Прокуратура помогла сторожу школы Забайкалья пересчитать компенсацию за отпуск 
3 мая, 18:02
Забайкалка погибла при падении автомобиля в ущелье реки Быйки
3 мая, 17:31
Группа ВТБ: спрос на продукты для шашлыка растет на фоне снижения общих продаж мяса
3 мая, 17:10
Глава СКР по Забайкалью возбудил уголовное дело в отношении главы сельского поселения
3 мая, 17:00
Роспотребнадзор Забайкалья дал рекомендации при покупке продуктов к Пасхе
3 мая, 16:38
Большинство российских бизнесменов оптимистично смотрят в будущее 2 мая, 18:05
Председатель Байкальского банка Рушан Сахбиев посетил завод в Чите 27 апреля, 18:40
Стартовал прием заявок на Научную премию Сбера 2024 27 апреля, 18:20
В Байкальском банке рассказали о том, какой бизнес чаще открывают предприниматели 27 апреля, 15:55
Стало известно о режиме работы Сбера в майские праздники 27 апреля, 15:25
В Сбере рассказали об упрощении процедуры банкротства 27 апреля, 14:15
Сбер объявил о старте международного детского конкурса AI Challenge 26 апреля, 17:45
Сбер и Ассоциация недропользователей Забайкалья подписали соглашение о сотрудничестве 26 апреля, 12:15
Количество платежей через сервис "Дом" в Сбербанке Онлайн выросло на 123% за полгода 25 апреля, 13:23
Возможности Kandinsky 3.1 стали доступны всем пользователям 23 апреля, 17:55
Книгу для начинающих руководителей презентовала топ-менеджер Сбера 23 апреля, 17:10
Председатель Байкальского банка Рушан Сахбиев посетил стройлощадку завода "Новин" 19 апреля, 18:05
В Чите состоялась первая встреча председатель Байкальского банка с губернатором Забайкалья 19 апреля, 12:07
Экспорт грузовиков, легковушек и запчастей из Японии в Россию стремительно падает 18 апреля, 08:10
20 млн россиян воспользовались мобильными сервисами Сбера по противодействию мошенникам 17 апреля, 18:30

Ценовое безумие или ФАС уполномочен наказать

Микаил Гойгов о проверках, дефиците товаров и почему Китай может нас спасти
16 апреля 2022, 10:01 Общество
Микаил Гойгов Анета Абрамченко
Микаил Гойгов
Фото: Анета Абрамченко

С началом спецоперации и введением всё новых пакетов санкций цены в магазинах значительно изменялись: сегодня один товар стоит столько-то, а завтра уже на 30, 50, 100 рублей дороже. Порой из магазинов пропадали некоторые товары, потому что охваченные паникой люди скупали их в неимоверных количествах. Кто виноват в сложившейся ситуации — предприниматели, поставщики или контролирующие органы? И, главное, что теперь с этим делать.  ChitaMedia встретилось с руководителем Забайкальского УФАС России Микаилом Гойговым, который расставил точки над "i" в этой ситуации.

Любители доминировать

— Микаил Багаудинович, давайте для начала разберёмся, что такое ФАС и как этот орган работает. В глазах потребителя эта некая структура, которая не совсем понятно, чем занимается, но чем-то связанным с ценами. Человек видит, что стоимость продуктов в магазине растёт, и тут в информационном пространстве появляетесь вы и говорите, что ФАС разберётся с ростом цен. Соответственно, человек представляет, что в магазин придёт некий дяденька, погрозит пальцем, и цены сразу пойдут вниз. А как на самом деле это всё происходит?

— За повышение цен ФАС действительно может наказать, но нужно понимать, что это возможно, когда идёт необоснованное повышение цен. То есть когда в действующих рыночных условиях, субъект пытается получить сверхприбыль. Вообще антимонопольное законодательство направлено на помощь бизнесу — развитие конкуренции, создание условий для развития самого рынка. Вот в чём суть такого органа, как ФАС. При этом у нас есть рычаги давления на отдельные субъекты, которые необоснованно повышают цены. Но для этого должны выполняться несколько условий — например, доминирующее положение на рынке. То есть субъект влияет на цены или наличие товара в других точках. Давайте возьмём, к примеру, сахар. Его можно приобрести в любом магазине и даже крупный по читинским меркам "Абсолют" далеко не является доминантом на рынке и не может диктовать другим, более мелким игрокам, ценовую политику.

— Отсюда вопрос, какой субъект может считаться доминирующим? И вообще, за что ещё может наказать ФАС?

— Субъект должен занимать на рынке долю как минимум 35%. Но при этом по законодательству нам нужно ещё и доказать, что имея на рынке такую долю, предприятие может влиять на цены в других магазинах. Если оно изымает товары или поднимает цены на него — может ли это повлиять на другие субъекты рынка. При этом доминирующее предприятие не может поставить ни максимально высокую, ни максимально низкую цену. Ведь если цена на какой-то товар сильно упадёт, то покупатели пойдут в этот магазин, а более мелкие предприниматели, которые не могут снизить цену из-за своих оборотов, будут вынуждены закрыться. Я, работая в другом регионе, был свидетелем такого "выдавливания": пришёл хозяйствующий субъект, не занимающий доминирующее положение (антимонопольный закон на него не распространялся) и установил "нулевую" цену за услугу, работая себе в убыток буквально 1-1,5 года. Все остальные предприниматели делали наценку в 5-10%, он — работал без неё. В итоге его конкуренты с рынка были вынуждены уйти, а он поднял цену сразу на 15%, покрывая те расходы, которые понёс раньше, но конкурентов у него уже не было. Да, на место ушедших могли прийти новые предприниматели, он никого не ограничивал, но пока появились желающие зайти на рынок и "укрепиться" там, это предприятие продолжило "снимать сливки". 

ФАС также может наказать за нарушение, которое выразилось в изъятии товара, например, сахара. В России в отношении нескольких сахарных заводов уже возбуждены дела ввиду того, что при тех же самых издержках вместо 13-15% они подняли рентабельность до 54%. При этом, как мы считаем, были моменты намеренных задержек с отгрузкой сахара, что создало панику и дефицит среди оптовиков, а потом это перекинулось на розницу. Эти заводы находятся не в Забайкалье, но рассмотрение дел в отношении них, может сказаться на цены и у нас, потому что сахар мы получали за пределами края. Наказание для таких недобросовестных производителей очень серьёзное —  штрафы до 15% оборотной выручки за год. С учётом объёмов продаж — сумма очень большая, а если будет установлен сговор хозяйствующих субъектов, то для должностных лиц это уголовная статья. 

Цепочка с гнилым звеном

— Из того, что вы говорите, получается, что если предприниматель не занимает лидирующее положение, то он вправе повышать цены на столько, насколько хочет?

— Если подходить с точки зрения законодательства, то в этом нет никаких нарушений. Конечно, предусмотрены механизмы воздействия при необоснованном росте цен. Когда я говорю, что в настоящий момент Забайкальское УФАС России не нашло нарушений, я имею в виду, что мы не нашли необоснованного повышения цен. А проверки мы проводим регулярно — в день в среднем по нескольку десятков запросов отправляем по жалобам забайкальцев. На самом деле нужно отдать должное нашим предпринимателям. В других регионах были выявлены факты сговора торговых сетей, а забайкальские "крупные игроки" стараются делать минимальные наценки. Они держатся не за счёт повышения наценки, а за счет больших оборотов. 

Приведу простой пример — цен по офисной бумаге, по которым сейчас как раз идут проверки. Раньше оптовики покупали бумагу за 250 рублей и делали наценку 10-20%, продавая её за 275-300 рублей. В последнее время закупочные цены поднялись с 250 до 500 рублей. Предприниматели делают ту же самую наценку уже не в %, а в рублях, и на выходе получают те же самые 25-50 рублей. Следовательно, потребитель видит резкий скачок цен, а предприниматель, сколько прибыли получал, столько и получает, без дополнительного накручивания. 

— Но если повышение не на розничной торговле, то где?

— В этом и задача ФАС — найти на каком этапе происходит повышение. Данный процесс довольно-таки длительный, во-первых, нужно всю цепочку просмотреть, во-вторых, работать приходится с межрегиональным рынком, поскольку на уровне розницы забайкальские предприниматели необоснованно стоимость не повышали.  Например, несколько наших пекарен, видя, что происходит с ценами, объединились, вышли напрямую на сахарный завод и закупили вагон сахара для производства, за счёт чего была сдержана цена на хлеб. Определенно, они могли бы пойти лёгким путём — закупить сахар по отдельности и повысить цены, но люди подошли ответственно. 

— С повышением цен на новые товары понятно — где-то не на розничной цепочке есть повышение, но ведь у предпринимателей должны оставаться товары, купленные по старой цене. Почему растёт их стоимость?

— В данной ситуации, нужно понимать, что там, где они закупались вчера за 50 рублей, продавая по 70 рублей, сегодня они закупают товар уже за 100 рублей. Следовательно, оборотных средств у них нет. Вариант кредита не решит проблему, поскольку ставка выросла больше чем в 2 раза, и данный фактор скажется на розничной цене. Поэтому они вынуждены при реализации  "старой" партии товара ориентироваться на закупочную цену следующей "новой" партии. Либо уменьшится объём закупки, что создаст дефицит. А дефицит — это опять скачок цен. 

Дешёвый бензин — дорогие запчасти

— И снова возникает закономерный вопрос — за счёт чего такой подъём цен? Скачки валют?

— Скачок валют, конечно, есть и сказывается. Но тут большое значение играет логистика. Сейчас идёт снижение цен на топливо, и по логике грузоперевозка должна стать дешевле, что скажется на цене. Но мы забываем, что есть запчасти, многие иностранного производства, цены на которые очень сильно выросли, что отразится на стоимости привозимых продуктов. Иностранная составляющая есть не только в логистике, а почти в каждой цепочке производства товара. В качестве примера. Россия — страна с огромными запасами леса, из которого получают бумагу. И с чем мы столкнулись? С дефицитом бумаги, который связан именно с нехваткой химии, которая эту бумагу отбеливает. Вот вам и иностранная составляющая. Аналоги ищут, но для этого нужно время. В конечном итоге ситуация всё равно стабилизируется, рынок сам это сделает. 

—  С бензином и запчастями вроде бы разобрались, и всё же, что касается роста цен в связи со скачком валют. Сейчас на фоне заявлений президента о покупке газа иностранными предприятиями за рубли, доллар и евро стали дешеветь. Это скажется в итоге на стоимости товаров?

 — Это может привести к снижению. Но тут ведь тоже нужно понимать, что сразу цена не упадёт. Потому что магазины будут продавать товар, который они закупили сейчас по более высокой цене. Как пример — бензин, стоимость которого упала, но не на заправках. Почему? Потому что распродаются старые запасы. И только сейчас цены немного поползли вниз. Понятно, что у всех АЗС разный оборот топлива и снижение стоимости будет неравномерным. Что касается запасов топлива, для того чтобы не допустить продажу новых поставок по старой высокой цене, мы разослали запросы по остаткам. Но опять же, это рынок. При большом числе его участников нет смысла покупать дешевый бензин и продавать его дороже. Потому что другие АЗС так делать не будут, а потребитель "голосует рублём" и, конечно, пойдёт туда, где дешевле. А если будут все "покупать дешёво — продавать дорого", то это уже сговор. А, значит, повод вмешаться ФАС.

Ежовые рукавицы

— Многие задаются вопросом — почему государство не установит предельно допустимую цену на продукты?

— Потому что рынок нельзя регулировать. Допустим, государство установит планку цен на продукты, но не один предприниматель не будет работать себе в убыток. Большие компании, может быть, смогут остаться на рынке за счёт высоких оборотов, а более мелкие — нет. И в итоге они уйдут с рынка и останутся несколько гигантов, поведение которых невозможно предсказать. Президент тоже говорил о том, что нельзя сдерживать рынок искусственно.

При этом есть постановление правительства Росии № 530, включающее 24 наименования социально-значимых продуктов и порядок регулирования их цен. Скажем, при интенсивном и постоянном росте стоимости этих товаров правительство может установить предельно допустимые цены на эти продукты в магазинах. Но нужно понимать, что в магазинах цены будут сдерживать, а на опте они будут расти. Тогда розница просто не будет брать эти товары на продажу — зачем им работать себе в убыток. Есть очень хороший механизм регулирования цен на 808 жизненно необходимых и важнейших лекарственных препарата (ЖНВЛП), где регулируются цены и у производителя, и на опте и в рознице. То есть вся цепочка регулируется. И эта система показала свою жизнеспособность. Но у нас немного фармкомпаний. А сколько по стране производителей того же хлеба? И у каждого своя цепочка, поэтому контролировать такое может быть и возможно, но очень сложно. Субсидирование тоже не выход, потому что всем не поможешь. Но и не нужно никому помогать — предпринимателям просто не нужно мешать. Если им не мешать, уверяю вас, они сами всё сделают, потому что на сегодняшний день это самая активная часть населения. Они будут работать и выправят ситуацию.

— То есть предпринимателей проверять не нужно, всё исправится само?

— Конечно же, расслабляться нельзя. Предприниматель предпринимателю рознь. Помните, как в 2020 году во время пандемии цены на хлеб выросли? Тогда тоже предприниматели говорили, что выросла закупочная цена, но мы при проверке выяснили, что повышение было необоснованным. Опять же, мы же это не сразу доказали, а только после проверки. Но люди, конечно, хотят, чтобы всё случилось мгновенно. Были у нас такие случаи — звонят утром, жалуются на повышение цен в магазине. Начинаем готовить запрос — после обеда звонят снова: "Вот я утром звонил, а вы до сих пор не проверили что ли?" Но так это не работает. Мы должны запросить у предпринимателя — у кого он купил, за сколько купил сейчас, за сколько раньше покупал. Опять же время нужно дать, чтобы он ответил. Ну, допустим, он присылает ответ, из которого следует, что он сделал небольшую наценку. Идём к опту, у них запрашиваем и далее по цепочке. Но на всё это нужно время. Но даже если мы тут, на месте, выявили, что повышение было на стадии опта где-то, условно, на Алтае, мы должны либо запросить полномочия у федерального центра, либо передать материалы уже алтайским коллегам. А это снова время.

— Если честно, после разговора с вами у меня появилось ощущение, что снижения цен на продукты ждать не придётся.

— Нет, это не так. Понижение будет, но нужно понимать, во-первых, что разрешится всё не сразу, во-вторых, у нас есть главное — право выбора. Цены на товары разнятся в разных торговых точках, и покупатель может выбрать, что и по какой цене купить. Соответственно, со временем это отрегулирует цены на рынке — у предпринимателей, ставящих высокие цены, просто не будут покупать. И они будут вынуждены либо прекратить продавать этот товар, либо тоже снизить цены. Главное, что у нас нет пустых полок и дефицита. 

Есть ещё один момент. В 2020 году от пандемии сильнее всего пострадал Дальний Восток, потому что мы были по многим товарам ориентированы на Китай. Он закрыл границы, и нужно было переориентироваться. Предприниматели логистику поменяли, но увеличилось расстояние. Соответственно, это отразилось на цене. Сейчас из-за ситуации с санкциями, мы снова меняем логистику и перенастраиваемся снова на Китай. Но теперь и западная часть России тоже будет ориентироваться на КНР. Но чтобы выйти на эту страну, предпринимателям из других регионов нужно выходить, в том числе и через Забайкалье. И сейчас у наших бизнесмеов есть возможность развить и транспортную составляющую, и логистическую, и открыть оптовые перевалочные базы. Если они воспользуются этой возможностью, это приведёт не только к снижению цен на товары в крае, но становлению региона крупным оптовым перевалочным центром, потому что всё то, что мы закупали и везли с запада, теперь можем приобрести у наших "соседей", и поставлять в другие регионы страны. Главное воспользоваться этим моментом.