Читинка заменяла новые вещи на старые в одном из маркетплейсов
20:03
Забайкальцы стали охотнее брать детей-сирот благодаря социальным сетям
19:02
Почти 3 млн рублей потерял забайкалец при попытке купить машину через Интернет
17:43
Агинчане впервые передали на СВО автомобиль с антидроновым навесом
16:49
Простой и вкусный ужин. Рагу с капустой, картошкой и тушёнкой
16:00
10 читинцев эвакуировались из-за пожара в одном из домов города
15:03
Массовые катания на коньках пройдут в ледовом дворце в Чите
14:33
Новая пожарная часть появится в посёлке Даурия
13:52
Читинец во время застолья украл телефон и спрыгнул из окна второго этажа
13:02
Более 2 млн рублей долгов по зарплате выплатили учителям Могойтуйского района
11:58
Рысь была замечена в гаражном кооперативе читинского посёлка
11:14
Сотрудники природного парка в Забайкалье заготовили сено и корма для диких животных
11:00
Читинка призвала агинчан помочь 80-летней бабушке с котятами
10:03
Более 26 тысяч самозанятых женщин зарегистрировано в Забайкалье
09:03
Только единицы справляются на 10 из 10, а вы пройдете хоть половину? — ТЕСТ
08:01
Валентина Матвиенко обсудила с врио главы ЕАО Марией Костюк перспективы развития региона 19 ноября, 08:20
Игорь Шутенков вступил в должность мэра Улан-Удэ 18 ноября, 17:25
Доходы бюджета Иркутска на 2025 год превысят 34 млрд рублей 15 ноября, 15:20
Специализированный спортзал для получивших ранение бойцов СВО может появиться в ЕАО 14 ноября, 10:40
Иван Федюк: В Якутии создана благоприятная почва для цифровой трансформации 13 ноября, 17:00
Как построить дом мечты: в Чите пройдет день ИЖС  8 ноября, 15:32
Депутат думы Иркутска Оксана Жучкова: Открытый диалог всегда полезен 31 октября, 18:10
Вахта – дело семейное 30 октября, 13:45
СберСтрахование застраховала 17 млн человек за 10 лет 23 октября, 21:55
Kia стала самой страхуемой маркой по каско в СберСтраховании за 3 года  23 октября, 21:35
Госдума приняла в первом чтении ряд законопроектов по совершенствованию миграционного законодательства 22 октября, 08:20
Мегасреда в Иркутске: для продавцов и предпринимателей пройдет форум 21 октября, 19:40
Предприниматели и власти муниципалитетов Бурятии обсуждают пути цифровизации Республики 21 октября, 12:00
Два рейса из Читы отменили и три задерживаются из-за погодных условий 21 октября, 11:55
Шесть новых школ Забайкалья откроют свои двери в 2025 году  18 октября, 17:45

"Миссия Владивостока – быть восточной столицей России"

Эксперты дискуссионного клуба "Тихоокеанская Россия" совершили первый подход к глобальной теме развития города в новых исторических условиях
7 апреля 2022, 12:45 Общество
Владивосток ИА PrimaMedia
Владивосток
Фото: ИА PrimaMedia

Геостратегическая роль Владивостока в Азиатско-Тихоокеанском регионе и обусловленная ей стратегия пространственного и инфраструктурного развития города — эти и ряд сопутствующих тем обсудили участники круглого стола "Владивостокская агломерация: главная точка роста на востоке России", который состоялся 1 апреля на площадке ДВО РАН во Владивостоке. Мероприятие прошло в рамках проекта дискуссионной площадки "Тихоокеанская Россия" (12+), который реализует Приморское отделение Союза журналистов России и Дальневосточное отделение Российской академии наук, сообщает ИА PrimaMedia.

Открывая дискуссию на правах ее модератора, председатель ПРО СЖР Виктор Суханов отметил, что внимание, уделяемое руководством страны, бизнесом и научным сообществом Азиатско-Тихоокеанскому региону (а вместе с ним — и российскому Дальнему Востоку) неуклонно растет на протяжении как минимум последнего десятилетия.

 — На фоне последних событий и обострившихся отношений с так называемым "Западом" этот тренд становится, на наш взгляд, еще более актуальным. В связи с этим закономерно возникают вопросы. Есть ли основания говорить о том, что "азиатский вектор" станет основным в геополитическом развитии России в ближайшем будущем? И если такие основания есть, то как в этих условиях должна развиваться столица российского Дальнего Востока — Владивосток? Есть ли у Владивостока сегодня шанс стать городом федерального значения? Учитывают ли новые проекты пространственного развития города наработанный ранее опыт? На эти темы мы сегодня и попросим высказаться уважаемых участников нашего дискуссионного клуба "Тихоокеанская Россия", — сказал Виктор Суханов. 

Виктор Суханов

Виктор Суханов. Фото: ИА PrimaMedia

Заместитель председателя ДВО РАН, заведующий Центром глобальных и региональных исследований Института истории ДВО РАН Виктор Ларин напомнил участникам встречи, что для жителей стран АТР, таких как КНР, Республика Корея, Вьетнам, Япония, Владивосток — это очень знаковый город.

 — С точки зрения многих наших соседей по АТР, в России есть Москва, Петербург, Владивосток — и все остальное. То есть в нашем макрорегионе на Россию многие смотрят именно через Владивосток.

И поэтому, когда мы будем говорить о будущем Владивостока, мы, по сути, должны говорить и о том образе, через который наши соседи в значительной степени воспринимают всю Россию,

— подчеркнул академик РАН.

Виктор Ларин

Виктор Ларин. Фото: ИА PrimaMedia

"Нынешняя ситуация дает нам шанс"

Вице-президент РАН, председатель ДВО РАН Валентин Сергиенко высказал мнение, что в настоящее время Владивосток — прежде всего, по уровню развития инфраструктуры — еще далеко не "дотягивает" до своего геополитического и даже административного статуса. 

 — Действительно, для наших соседей по Азиатско-Тихоокеанскому региону Владивосток — это ближайший к ним европейский город, куда в принципе можно легко приехать, например, для посещения музея, театра, знакомства с природными красотами и кулинарным искусством нашей страны, — отметил председатель ДВО РАН. — С недавних пор Владивосток — это и столица Дальневосточного федерального округа. Но так ли это на самом деле? Несет ли город "отпечаток столичности" сегодня? Мне кажется, что еще нет. И причин здесь много, прежде всего, это состояние городской инфраструктуры, качество архитектурно-планировочных решений, экология города и, наверное, главное — контроль за развитием города. 

Валентин Сергиенко

Валентин Сергиенко. Фото: ИА PrimaMedia

По оценке академика, наиболее острая проблема в городе — это, конечно же, транспортный коллапс, для разрешения которого десятилетиями предпринимаются лишь полумеры вроде переформатирования сети светофоров и расстановки новых дорожных знаков. При том что мировой опыт, по словам Сергиенко, уже имеет достаточное количество готовых отработанных решений и проблем транспортной перезагруженности, и в целом пространственного развития городов.

 — Я, может быть, резко скажу, но если бы не Богом данные природные ресурсы в виде Амурского и Уссурийского заливов, то внешний вид Владивостока составлял бы устойчивое впечатление стихийно застраивающегося провинциального города, — высказал свое мнение Сергиенко. 

Также академик напомнил, что Владивосток — это признанный и в России, и за рубежом центр науки и образования на востоке России. Однако в городе до сих пор нет ни соответствующего музея, ни Дома ученых, ни научного Конгресс-центра. 

 — Факт присутствия во Владивостоке 14 институтов Дальневосточного отделения Российской академии наук, Дальневосточного федерального университета и еще более чем десятка вузов не используется пока в формировании положительного и привлекательного образа города. Также мало используется огромный интеллектуальный потенциал академической и вузовской науки при обсуждении проблемных вопросов развития города, выработки оптимальных со всех точек зрения путей решения этих проблем, — подытожил председатель ДВО РАН. 

— Мне кажется, что нынешняя ситуация дает нам шанс совершить перелом в вопросах развития города и сделать, наконец-то, энергичные шаги в направлении исправления ранее допущенных "перекосов", сделать наш город городом федерального значения, комфортным для жизни и бизнеса, а также привлекательным и по-настоящему европейским городом в Азии.

Петр Бакланов, академик РАН, научный руководитель Тихоокеанского института географии ДВО РАН, в своем докладе сделал обзор сделанных ранее дальневосточными учеными наработок по превращению Владивостока в полноценную агломерацию. 

 — В разработке всех программ мы исходили и исходим из того, что это город, расположенный на побережье залива Петра Великого. И это — самый освоенный район не только Приморского края, но и всего Дальнего Востока. В данном случае Владивосток и его агломерация составляют более 50% социально-экономического потенциала Приморья, а если говорить о научном и о культурном потенциале, то это, наверное, и все 80%, — отметил Бакланов. 

Петр Бакланов

Петр Бакланов. Фото: ИА PrimaMedia

Также докладчик напомнил, что Владивосток сегодня выполняет и очень важные для всего российского Дальнего Востока функции, такие как транспортное обеспечение, научное обеспечение, подготовка кадров, размещение дипломатических представительств сопредельных стран, управленческие функции и т.д. 

 — Главной же особенностью развития Владивостока — и нельзя программы по его развитию вообще строить как-то иначе — является формирование агломерации, — заявил Петр Бакланов. — Владивосток ведь развивается уже не сам по себе. Он развивается вместе с окружающими территориями — он влияет на них, а — на него.

Одним же из ключевых препятствий к агломерационному развитию Владивостока Бакланов назвал пресловутый "земельный вопрос".

 — То, что земли в пределах этой агломерации в основном уже распределены и распроданы — за исключением, может быть, земель Минобороны — это очень серьезный фактор, сдерживающий планомерное, нормальное развитие и реализацию тех или иных градостроительных архитектурных идей, и, в конце концов, сдерживающий создание удобной, комфортной среды.

Это главный "тормоз" — то, что земля распродана,

— высказал свое мнение докладчик. 

Заседание дискуссионного клуба 1 апреля 2022 года

Заседание дискуссионного клуба 1 апреля 2022 года. Фото: ИА PrimaMedia

Тем не менее, уверен Петр Бакланов, работы по проведению функционального зонирования территорий будущей агломерации необходимо проводить, и, в том числе, уже сегодня рассматривать вопрос о включении в агломерацию, например, часть территорий Надеждинского муниципального района и территорию ТОР "Надеждинская".

 — То есть модель будущей Владивостокской агломерации  — очень конкретно пространственно выраженную, пространственно содержательную — бы очень было здорово построить. И потом наше реальное формирование города Владивостока, его пригородов уже приближать к этой расчетной модели, — предложил научный руководитель Тихоокеанского института географии ДВО РАН.

"Город идет на север"

Заместитель генерального директора Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики по экономическому развитию Дарья Кирьянова предложила участникам дискуссии взглянуть на пространственное развитие Владивостока под несколько другим углом. 

 — У нас городами и градостроительством занимаются люди, которые мыслят красиво, которые занимаются тем, что создают архитектурные формы, думают о дорогах, думают о другой инфраструктуре, но, к сожалению, в этой схеме очень многие забывают про роль предпринимателя, который дает рабочие места, генерирует прибыль и создает ту экосистему, которая позволяет предпринимателям друг с другом общаться, кооперироваться, создавать нечто новое, — отметила Дарья Кирьянова.

Дарья Кирьянова

Дарья Кирьянова. Фото: ИА PrimaMedia

И именно "предпринимательская первооснова", по представлению представителя КРДВ, должна указывать пути для пространственного развития как Владивостока, так и в более широком смысле — агломерации в южном Приморье. 

— И в этом смысле я говорю о городе как о системе разделения труда. И самую важную, главенствующую роль в этой системе разделения труда играет предпринимательская деятельность, которая создает revenue (выручку — ред.), а также — создает рабочие места и привлекает людей, которые в этой экосистеме работают и которые, соответственно, имеют основной запрос на формирование города, — пояснила свою мысль Кирьянова. 

В этой связи замгендиректора КРДВ привела в качестве примера такого подхода проект города Спутник, которые планируется создать недалеко от города Артема. 

 — Это может позволить предпринимателям — не только тем, кто уже живет на территории Владивостока и агломерации, но и внешним предпринимателям, включая иностранных — быть привлеченными к деятельности внутри города.

Это новое образование создается не только для того, чтобы украсить "вход" на Дальний Восток со стороны Китая, но и стать ещё одной точкой роста для предпринимательской деятельности, которая вберет в себя не только какую-то инфраструктурную историю, но и объекты для предпринимательской деятельности — зоны безтаможенной торговли, офисные пространства и кластерное строительство, которое позволит в хорошем, тесном сотрудничестве создавать и созидать новую экономику, — рассказала Кирьянова. 

Юрий Авдеев, директор Азиатско-Тихоокеанского института миграционных процессов, ведущий научный сотрудник Тихоокеанского института географии ДВО РАН, выступил в защиту приоритета Владивостока для развития не только южного Приморья, но и всей Тихоокеанской России. 

 — Совершенно бесспорно, что Дальний Восток — это стратегический вектор развития России. Владивосток является плацдармом России для нового интеграционного взаимодействия со странами Азии. И с этой точки зрения совершенно очевидно, что мы должны видеть Владивосток, Владивостокскую агломерацию не просто "точкой роста" на востоке России, а как восточную столицу России — со всеми вытекающими отсюда решениями, — заявил Юрий Авдеев.

Юрий Авдеев

Юрий Авдеев. Фото: ИА PrimaMedia

По мнению ученого, исходя из озвученной им миссии Владивостока, сегодня очень важно "разобраться в том нагромождении функций", которое произошло при передаче статуса столицы ДФО от Хабаровска Владивостоку.

 — Хабаровск — и по географическим, и по историческим, и по многим другим показателям — это действительно столица Дальнего Востока. И никак не меньше. А Владивосток является восточной столицей России — именно так, и никак иначе, — развил свою мысль Авдеев.

— И это значит, что есть две разные функции: есть функция "вовнутрь", и это должен обеспечивать Хабаровск, а вот "внешнюю" функцию, то есть взаимодействие со странами Азии,  может и должен обеспечить Владивосток. Согласитесь, что и в инфраструктурном плане, и в плане управленческом, и во многих других планах это — две совершенно разные функции, и смешивать их ни в коем случае нельзя. 

"Внешняя" функция Владивостока, по Авдееву, требует радикально решать прежде всего вопрос транспортной перегруженности города. Решение здесь — за выносом административного центра (который сегодня, по выражению выступающего, расположен в самом "аппендиксе" города) на север полуострова Муравьева-Амурского. 

 — Город реально сегодня идет на север. Идет от Седанки, сегодня Де-Фриз застраивается, сегодня Надеждинский район застраивается, Артем и так далее. И нужно искать новое место для административного центра восточной столицы России, — продолжил ученый. — А такое место, в принципе, есть: в том же районе, где сегодня у нас ТОР "Надеждинская", примерно там и есть свободная площадка для размещения административного центра города. И, исходя оттуда, уже вести планомерную малоэтажную застройку. Это еще, если хотите, будет и решением демографических проблем.

Потому что мы в этих "человейниках" (то есть в многоэтажных домах, возводимых во Владивостоке в рамках уплотнительной застройки — ред.) никогда не добьемся решения этих проблем. И решать можно только таким образом: "посадить" людей на землю. Они и сами идут — дайте только возможность.

Экс-вице-мэр Владивостока Иван Аброськин поддержал высказанную Авдеевым идею о приоритете "северного вектора" в пространственном развитии города. По мнению участника дискуссии, той импульс к развитию в качестве настоящего международного города, который Владивосток получил в период подготовки и проведения саммита АТЭС в 2012 году, сегодня в значительной степени тормозится территориальной ограниченностью города в нынешних границах.

Иван Аброськин

Иван Аброськин. Фото: ИА PrimaMedia

 — Прирастая "изнутри", Владивосток никогда не поднимется экономически. Нужны "выносные" решения  для того, чтобы можно было нарастить потенциал города. И такие проекты есть, — сказал Иван Аброськин.  — Для того, чтобы развиться, нам необходимо сегодня (и для этого нужно принять решение на уровне краевом и, может быть, даже на уровне правительства РФ) говорить об объединении Надеждинского района, города Артема, возможно, даже Шкотовского района. И многое туда перенести с соответствующей транспортной инфраструктурой. Создать "Владивосток-сити" наподобие "Москва-сити", или, может быть, город Спутник, как нам Москва предлагает.  

По мнению Аброськина, если уж действительно создавать восточную столицу России, то и подход к решению такой задачи должен быть федеральным, поскольку только за счет муниципальных и региональных ресурсов такая цель априори недостижима. 

Член Общественной палаты Приморского края Владимир Сапрыкин в своем выступлении также выступил за необходимость переноса административного центра Владивостока.

 — Что такое сегодня центр Владивостока? Исторически сложилось, что здесь и административный центр, и деловой центр (ведь все офисы бизнеса у нас норовят быть по ближе к власти), и культурный центр (все театры, цирк, концертные залы, филармония), и спортивный центр (стадион, спортивные залы, площадки — всё в центре). Действительно, как можно здесь жить-то? — заметил Сапрыкин. 

Владимир Сапрыкин

Владимир Сапрыкин. Фото: ИА PrimaMedia

В качестве возможных площадок для размещения нового административного центра член ОП ПК предложил рассмотреть и расположенные вокруг города территории, ранее освобожденные Минобороны, притом что там во многом сохранилась и инженерная инфраструктура. 

 — Можно посмотреть и дальше. Когда было принято решение о проведении саммита АТЭС во Владивостоке, ведь был эскизный проект такого решения на Седанке. То есть возможно и в чистом поле (вернее, в чистом лесу) сделать хороший комплекс. Можно и еще дальше двигаться — на Синюю сопку.

А бизнес все равно "потянется" к власти,  

— предложил Сапрыкин.

Профессор кафедры архитектуры и градостроительства Инженерной школы ДВФУ Валентин Аникеев, вернувшись к теме миссии Владивостока в настоящем и будущем, напомнил, что функция города за 160 лет его существования существенно изменилась — от небольшой базы сибирской флотилии Российской Империи до центра международного сотрудничества России со странами АТР.

 — Каждая миссия требует совершенно определенной инфраструктуры для того, чтобы ее осуществлять. К сожалению, сегодня по вопросам, связанным с инфраструктурой, отвечающей миссии города, у нас очень много проблем. Главные из них — и это огромные проблемы — это проблемы территории, транспорта и административно-территориального устройства,

— отметил Валентин Аникеев.

Валентин Аникеев

Валентин Аникеев. Фото: ИА PrimaMedia

Для решения этих проблем докладчик предложил вернуться к предложенному еще в 1993 году проекту "Большого Владивостока" и создать настоящую агломерацию. 

 — Давным-давно "перезрел" вопрос о том, что нужно менять административно-территориальное устройство южного Приморья — созданием Владивостокского городского округа с внутрирайонным делением. Включить туда Надеждинский район, город Артем на правах внутригородского округа. Законом всё это допускается. Заниматься этими делами надо, — подытожил Аникеев.

"Затраты федерального уровня"

Заместитель главы администрации Владивостока Алексей Ляйфер, принявший участие в заседании дискуссионного клуба, заявил, что нынешние власти города стараются учесть мнения и предложения экспертного и научных сообществ при подготовке мастер-плана развития города. При этом существенным вопросом реализации пространственного и инфраструктурного развития Владивостока остается вопрос финансовый.

 — Это действительно затраты федерального уровня — для того, чтобы город Владивосток столицей России на Дальнем Востоке все-таки стал. Поэтому наша основная задача — это постараться спланировать, убедить и найти финансирование на те проекты, на которые будет одобрение федерации. Без федерации мы ничего не построим, — отметил вице-мэр. — Все, что я сегодня услышал, абсолютно укладывается в ту логику, которая сейчас пытается собраться в проекты, в программы. И я очень надеюсь. что получится все-таки приступить к их реализации в течение ближайших 30 лет.

И это позволит городу "задышать", стать более комфортным. И, конечно, притягательным, и в первую очередь, даже не для иностранцев, а для людей со всей страны. Чтобы Владивосток стал настоящим центром развития, притягательным для молодых людей. 

Алексей Ляйфер

Алексей Ляйфер. Фото: ИА PrimaMedia

Алексей Ляйфер также информировал экспертов о том, что разрабатываемый мэрией мастер-план развития города пройдет процедуру общественного обсуждения, а все материалы будут размещены на специальном сайте через 1-1,5 месяца для того, чтобы получить отклик от общественности и профессиональных экспертов. 

Экс-руководитель терруправления ФАС России по Приморскому краю Сергей Вялых в своем докладе рассказал о юридической и нормативной составляющей реализации проекта по созданию Владивостокской агломерации. 

 — В 2019 году была издана Стратегия пространственного развития Российской Федерации, в которой и о Владивостокской агломерации говорилось. Более того, в приложении к этой стратегии есть три предложения о Владивостоке, и Владивосток там указан как "геостратегическая территория" Российской Федерации, — напомнил Сергей Вялых. — Поэтому, хотим мы того или не хотим, нам придётся то, о чем мы сейчас говорили, решать. Чтобы Владивосток действительно стал "визитной карточкой" Российской Федерации на Дальнем Востоке. 

Сергей Вялых

Сергей Вялых. Фото: ИА PrimaMedia

Сергей Вялых также предположил, что в связи с последними событиями в мировой геополитике Владивостоку — и всему югу Приморья — суждено стать не просто одним из "окон" России в мир, а полноценной "дверью".

При этом, по оценке докладчика, в этом процессе активное участие должны принимать не только федеральные, но и местные власти вместе с экспертным сообществом региона. 

 — Я предлагаю создать при администрации Владивостока Морской совет, который как раз и займется анализом существующих предложений по созданию агломерации и решению тех проблем. Которые сегодня были озвучены уважаемыми участниками дискуссии,

— заявил Сергей Вялых. 

Также выступающий предложил рассмотреть вопрос о создании некоей системы, которая позволит вычленять из проектов, претендующих на статус резидентов ТОР и СПВ, те, которые направлены именно на решение задач по созданию Владивостокской агломерации, и стимулировать такую деятельность бизнеса определенными преференциями. 

Павел Крестов, директор Ботанического сада-института ДВО РАН, поднял вопрос о необходимости внимательно отнестись и к экологии города и в целом агломерации. По мнению ученого, сегодня нужно рассматривать экосистему города по-новому — с точки зрения принципов "урбанэкосистемы".

 — В экологическом аспекте комплексная картина развития Владивостока не существовала никогда. Сейчас, тем не менее, концепция "урбанэкосистемы" — это фундаментальная концепция, которая развивается практически везде во всем мире". Существует замечательное направление научной деятельности, идет подготовка специалистов в области урбаноэкологии, которые мониторят потоки вещества и энергии и смотрят, куда дальше менять развитие города, — рассказал Крестов. 

Павел Крестов

Павел Крестов. Фото: ИА PrimaMedia

Директор Ботанического сада-института ДВО РАН поддержал идею о выносе административного центра из Владивостока, однако и здесь нельзя упускать  экологические аспекты.

 — Город сейчас мне, как биологу, видится некоей микробной колонией, которая фактически включает в себя новые территории, при этом внутри колонии, к сожалению, деградация среды продолжается,

— отметил Крестов, добавив, что даже несмотря на то, что источники финансирования реализации проекта агломерации пока не ясны, выработка стратегии развития Владивостока — мера необходимая, поскольку, по мнению Крестова, развитие без стратегии — всегда существенно дороже, чем со стратегией.  

Советник главы города Владивостока, член Союза Архитекторов России, член градостроительного совета Приморского края Кирилл Солгалов обратил внимание участников дискуссии на то, что по факту Владивостокская агломерация с населением примерно в 1 млн человек уже сложилась и без административных решений. 

 — У нас эта агломерация занимает 20-е место по населению в стране, но при этом 10-е место — по валовому городскому продукту. Это означает, что это достаточно мощная с точки зрения экономики агломерация. Она очень диверсифицирована. И она, на самом деле, имеет тенденцию к дальнейшей диверсификации, — заявил Солгалов.

Кирилл Солгалов

Кирилл Солгалов. Фото: ИА PrimaMedia

По мнению выступающего, вопросы пространственного развития должны быть прямо увязаны с развитием в агломерации человеческого капитала, что, по оценке Солгалова, невозможно без особого внимания к созданию современной и комфортной городской среды. 

— Сегодня современное градостроительство говорит о том, что город должен быть скорее компактным, "15-минутным". Что такое "15-минутный город"? Это город, где пешком вы можете за 15 минут получить любой из видов услуг, которые вам необходимы в повседневной жизни. И желательно ещё и иметь место работы в шаговой доступности, — заявил эксперт.  

— Владивосток действительно должен стать комфортным для человека. Потому что сегодня мы конкурируем с другими городами за высококвалифицированные трудовые ресурсы. И надеюсь, что в ближайшем будущем мы именно к этому и придем. Для этого есть все предпосылки.

Подводя итоги двухчасовой дискуссии, академик РАН, заместитель председателя ДВО РАН, заведующий Центром глобальных и региональных исследований Института истории ДВО РАН Виктор Ларин отметил, что ключевым вопросом, который и должен определять пути пространственного и градостроительного развития Владивостока, является вопрос точного определения миссии и функции города в масштабах России и мира. Согласно собственному видению Виктора Ларина, Владивосток может и должен стать прежде всего центром научно-технического, интеллектуального, культурного развития станы. При этом ученый не исключил и то, что развитие города — и, шире, агломерации — как логистического хаба и туристского центра также не лишено перспектив. Однако наука и культура должны быть в приоритете, уверен Виктор Ларин. 

 — Это — потенциал ДВО РАН, это потенциал вузов, это культурный потенциал в крае, который который сегодня наращивается. И я знаю, что и у Владивостока есть целый ряд проектов, и у края есть целый ряд по развитию культурного потенциала. И в целом это то направление, которое можно развивать без крупных экономических вложений — только на основе гигантского российского интеллектуального и культурного потенциала, который действительно в АТР востребован,

— отметил академик РАН.

Говоря о финансовой стороне поднятия уровня Владивостока до уровня восточной научно-культурной столицы России, Виктор Ларин отметил необходимость как более рационального использование имеемых ресурсов, так и привлечения финансирования из федерального центра. В этом вопросе, подчеркнул ученый, важно уже сегодня на всех уровнях соответствующим образом презентовать Владивосток с тем, чтобы повысить заинтересованность федерации в инвестициях в Тихоокеанскую Россию и ее будущую столицу. 

Дискуссионный клуб "Тихоокеанская Россия"

Дискуссионный клуб "Тихоокеанская Россия". Фото: ИА PrimaMedia

Общественно значимый проект "Дискуссионный клуб "Тихоокеанская Россия" реализуется за счет средств субсидии из краевого бюджета, предоставленной Приморскому отделению СЖР по итогам конкурсного отбора социально ориентированных некоммерческих организаций в Приморском крае в целях предоставления им субсидий из краевого бюджета на финансовое обеспечение затрат, связанных с реализацией общественно значимых программ.

Анализируя историю региона, геополитические особенности, экономическую ситуацию и другие факторы, влияющие на развитие территории, участники круглых столов будут предлагать конкретные решения, способные благотворно повлиять на будущее не только Дальнего Востока, но и всего Азиатско-Тихоокеанского региона. Обращаясь к урокам прошлого и учитывая реалии настоящего, эксперты направят взгляды в будущее.

93090
81
131