Мусорная реформа по всей стране началась в 2019 году. В Забайкалье её перенесли на год, но даже с отсрочкой она работает через пень колоду. По крайней мере, у забайкальцев возникает немало вопросов к вывозу отходов. В прошлом материале корреспондент ИА ChitaMedia общался с Читинским межрайонным природоохранным прокурором Еленой Александровой на тему загрязнения воздуха и работы прокуратуры в этом направлении. Что касается мусора, работы регоператора и надзора за этим Минприроды, то и тут, оказывается, тоже не без нюансов.
Елена Александрова. Фото: предоставлено Еленой Александровой
Сбой пошёл с самого начала
— Елена Валерьевна, насколько я знаю, природоохранная прокуратура занимается и темой мусора, но не во всех аспектах. Что в итоге относится к вашему профилю, а чем занимаются другие правоохранители?
— Тарифы, правильность их регулирования и начисления — это все работа территориальной прокуратуры. Мы следим за тем, в полном ли объёме выполняют свои полномочия министерство природных ресурсов края и региональный оператор в части именно обращения с ТКО.
— Отсюда возникает вопрос. За "Олероном" наблюдает Минприроды, за Минприроды уже вы. Насколько эффективно в этом ключе выполняет свою работу Минприроды? Иногда, если честно, складывается ощущение, что Минприроды откровенно защищает "Олерон".
— Давайте кое-что вспомним. Первая территориальная схема обращения с отходами была принята в 2016 году. Из-за многочисленных нарушений по требованию краевой прокуратуры её отменили. К 1 января 2019 года в рамках мусорной реформы должна была появиться новая терсхема.
В частности, органы местного самоуправления должны были подготовить контейнерные площадки, а если на придомовой территории, то сделать это должны были управляющие компании, а власти проследить. После этого уже подготовленные площадки нужно было включить в территориальную схему. При этом, законом на местные администрации возложены обязанности экологического просвещения в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами. То есть разъяснить, что такое ТКО, что вывозит оператор, а что нет, рассказать, куда какие отходы нести, должны были местные власти. Не всегда и не все органы местного самоуправления в полной мере реализуют данное и такое значимое полномочие.
В 2019 году была утверждена территориальная схема обращения с твёрдыми коммунальными отходами с определённым количеством площадок. Но в 2020-2021 году было построено много новых мест накопления ТКО, которых в этой схеме нет. Это одна из причин ненадлежащей работы регоператора.
Сейчас в эту схему, по иску, кстати, прокуратуры, вносятся изменения. Все новые площадки будут внесены в этот документ. Надеемся, что после этого "Олерон" будет работать как надо. Может быть, именно по озвученным выше причинам у вас и сложилось ощущение, что Минприроды "защищает" регионального оператора.
А вообще, если воспринимать закон буквально, то "Олерон" должен работает только по терсхеме. То есть с площадок, которых в ней нет, он мог бы не забирать мусор. Но это если понимать закон буквально. Конечно, ни один регоператор так делать не будет.
— В таком случае возникает вопрос, насколько по закону имеет силу жалоба человека, если площадка, с которой мусор не вывозится, не включена в терсхему?
— Давайте посмотрим на это со стороны другого закона. Регоператор плату за услугу берёт? Берёт. Значит должен её выполнить.
Новый полигон, это вам не просто большая свалка
— Если мы говорим о действующей терсхеме, то там не прописана часть контейнерных площадок, которые есть, но есть полигоны ТКО, которых нет.
— Действительно, в схеме прописано, что до 1 января 2023 года в регионе должно появиться семь полигонов ТКО с мусоросортировочными станциями при них. При этом полигон ТКО — это не свалка, к которой все привыкли. Это место, где отходы сортируются, часть идёт на вторичную переработку, отбираются опасные, которые нельзя захоранивать, и, по сути, остаются отходы 5-го класса, которые не опасные. И выглядит этот полигон не просто как яма, куда они скидываются. Там всё очень высокотехнологично. Сейчас места размещения определены в Краснокаменске, Петровск-Забайкальском и Чернышевском районах. Но финансирование на их строительство пока не поступало.
— А если по разным причинам полигоны не сделают до 2023 года, то что тогда?
-Тогда все полигоны, которые действуют сейчас с юридической точки зрения автоматически станут несанкционированными свалками. Если, конечно, срок их эксплуатации не будет продлён на законодательном уровне.
— Давайте предположим, что не продлят. Будете штрафовать тех, кто выбрасывает туда отходы, администрации районов?
— Надеюсь, что до этого не дойдёт. Мы же прекрасно понимаем, что в районных бюджетах денег нет, и самый маленький штраф всё равно нанесёт ему урон. Мы стараемся исходить из принципа не вреда бюджету. Вообще, если найдено нарушение, мы сначала вносим представление о его устранении. Далее в течение месяца администрация должна ответить, какие меры они планируют принять и сроки. Мы ставим это на контроль. Если после второй проверки выявляется факт непринятия мер к устранению нарушений, то мы идём в суд с возложением обязанности сделать так, как требует закон. При этом суд имеет право установить срок для добровольного исполнения своего решения. Скажем, год, два года. Мы это ставим на контроль, и пока этот добровольный срок не истёк, исполнительный лист не отправляем в службу судебных приставов для принудительного исполнения. Но мы всё равно ситуацию контролируем. Допустим, если дело только в финансировании, то администрация может попросить суд об отсрочке исполнения решения. Но это делается, если только причина действительно объективная.
Об этом нужно было сразу рассказать
— Кстати, "Олерон" на законных основаниях не принимает золу, ветки и строительный мусор и многие на это жалуются. Как на такие обращения реагирует прокуратура?
— Ну, как вы и сказали, это обоснованные требования. Потому что ни зола, ни ветки, ни тем более строительный мусор не относятся к ТКО и почему тогда их должен вывозить оператор по обращению с ТКО? Забота о вывозе этих отходов — обязанность того, кому эти отходы принадлежат, то есть лица, у которых отходы образуются. У нас есть специальные компании, которые имеют соответствующую лицензию. Тот же "Автолидер". Он может не принять только горячую золу в связи с опасностью возгорания другого мусора. Но тут беда в том, что людям никто не объясняет, куда нужно обратиться. И в том, что за разные виды отходов мы платим отдельно — нет ничего удивительного. У вас же не возникает вопрос, почему за холодную и горячую воду вы платите разным организациям. Тут то же самое.
— В 2021 году много связанных с мусором жалоб поступило в прокуратуру?
— В прошлом году на удивление немного. А вот в 2020 мы практически в них захлебнулись. Это, конечно, было ожидаемо — всё-таки первый год работы "мусорной" реформы. Тогда "Олерон" открыл горячую линию, чтобы справляться с потоком жалоб. А прокуратура и Минприроды практически в ручном режиме отрабатывали обращения. Даже подавали иск к "Олерону", чтобы он в семь районов зашёл, так как по соглашению он должен присутствовать на всей территории края. Решение суда, кстати, было быстро исполнено.
— Кроме вывоза мусора с контейнерных площадок существует проблема и с "помешковым" сбором. В той же Чите мусор по центральным улицам возле частных домов стоял неделями.
— Да, с этим тоже есть проблема. И в первую очередь в том, что бестарный сбор у нас осуществляется неправильно. Как он проходит сейчас. Люди копят отходы у себя на участках, а потом когда кому заблагорассудится выставляют мусор возле домов. Мусоровоз заезжает в населённый пункт, объезжает каждую улицу, и забирает мусор от каждого дома. Как это должно быть. В населённом пункте должна стоять площадка, с твёрдым покрытием (асфальт, бетон), закрытая от проникновения животных, может быть даже без контейнеров. Есть график, когда машина приезжает за мусором. К этому времени люди приносят отходы и оставляют их на площадке. Оператор не должен проезжать по каждому двору, он должен забрать мусор из одного централизованного места. Таким образом, сокращаются логические расходы и мусор не растаскивают животные. Но об этом люди просто не знают. Почему? Снова вопрос об экологическом просвещении со стороны муниципалитета.
На самом деле с мусорной реформой в крае очень много ещё работы. И проблем будет много возникать, пока система не встанет как надо. Соответственно и для природоохранной прокуратуры тоже будет много работы в части надзора и контроля с точки зрения законодательства.