Снег и ветер ожидается в Забайкалье в первый день зимы
21:30
13 единиц техники задействованы в уборке снега в Чите
21:05
Учащиеся сгоревшей школы в Бырке будут ездить на уроки в соседнее село
20:56
Читинца привлекли к ответственности за оскорбление пассажирки в поезде
20:22
Фигуры изо льда в виде шахматных фигур появились в парке Читы
19:21
Забайкалец с ружьём напал на продавщицу в магазине ради тысячи рублей
19:09
Глава СК России заинтересовался аварийным состоянием детского сада в посёлке под Читой
18:12
Огнеборцы локализовали пожар в школе на станции Бырка
17:09
Более 70 нарушений природоохранного законодательства выявлено в Забайкалье с начала года
16:08
Прокуратура проводит проверку из-за пожара школы на станции Бырка Забайкалья
15:09
Следком начал проверку из-за пожара в школе Забайкалья
15:02
Школа горит в селе Бырка Забайкальского края
14:45
Польза и вред. Куриные яйца
14:20
12-летней ребёнок пропал без вести в Чите
13:12
Модульный спортзал за 42 млн рублей построили в Петровск-Забайкальском
12:04

День в истории: Сохранение народа, веры и родной земли

Российская идентичность малого народа. Право на свободное вероисповедание. Сохранение природы. Картофель за газету
Календарь Антон Балашов, ИА PrimaMedia
Календарь
Фото: Антон Балашов, ИА PrimaMedia

13 (25) декабря 1854 года направлено письмо общего схода тунгусов (эвенков) Дулигатского рода Урульгинской управы с прошением о переводе одной из административных групп "по местности в ведомство Маньковской инородной управы".

Каждая Управа объединяла несколько родов.

Дулигатский род включал 142-х мужчин, из них 81 проживал вблизи центра Управы (ныне территория Карымского района), остальные поселены в Кондуйском и иных селах Маньковской инородной управы (часть нынешних Борзинского и Газимуро-Заводского районов).

Сложность исполнения должностных обязанностей и взаимодействия представителей одного рода, названы в качестве причин "отчисления" из Урульгинской управы в Маньковскую.

В середине 19 века шла активная русификация тунгусов, но происходила она путем ассимиляции незначительно. Основная часть получала новые имена и фамилии при крещении и постепенно превращалась в русскоязычное крестьянское население.

Административные должности в системе степных дум и управ занимались для организации внутренних дел, сбора податей и распределения повинностей. В почётную группу старейшин рода эти люди не входили. Возраст избранных обычно был от 22 до 49 лет, вероисповедание не имело значение.

В 1854 году головой Урульгинской управы на трехлетний период 1855–1858 года избран представитель Дуликатского рода Иван Беломестнов "от роду 35 лет, вероисповедания православного". В состав избрали выборных: "Келтегирского рода Андрея Лиханова, 49 лет, вероисповедания православного, и Яравнинского рода Хувятуя Шагдурова, 43 лет, вероисповедания шаманского; родовыми старостами: в роде Телембинском ныне служащего Шагдура Наранова, 43 лет, вероисповедания ламского, Яравнинском ныне служащего Бурула Хувитуева, 39, вероисповедания шаманского, Дулигатского Марху Абидаева, 22 года, вероисповедания ламского, Келтегирского Ивана Забелина, 31 год, вероисповедания православного, Мунгальского Константина Михайлова, 47 лет, вероисповедания православного, Дулигатско-Домуева Багдарона Серенова, 24 года, вероисповедания ламского…"

В ревизии (переписи) 1858 года тунгусы Дулигатских родов все имели русские фамилии.

К концу века в документах перестает упоминаться родовой состав тунгусского населения, которое начинает называться просто "государственными крестьянами", приписанными в ведомства сереброплавильных и горнорудных Нерчинских заводов.

В начале 20 века продолжали именоваться тунгусами, говорящими на родном языке, конные тунгусы, в том числе Маньковской родовой управы, проживающих в верховьях реки Газимур и реки Борзи, притоке Аргуни).

Также в этот день:

12 (25) декабря 1904 года издан Высочайший Указ Сенату, согласно которому следовало пересмотреть "узаконения" о правах раскольников и иноверцев. Несколько месяцев потребовалось для появления более детального Указа об укреплении основ веротерпимости.

Больше не преследовался переход от официального православия в другие вероисповедания.

В результате в Забайкалье усилилась роль единоверческих церквей, входящих в Русскую Православную церковь, но совершавших службы по старому обряду.

Появилось значительное число бурят, вернувшихся в буддизм.

25 декабря 1921 года, 100 лет назад, вышел первый номер газеты "Забайкальский крестьянин". Решение об издании газеты принято Забайкальским губкомом РКП (б). У рабочих была своя газета — "Забайкальский рабочий", у крестьян — своя. До 1924 года выходила еженедельно, после — два раза в неделю. Тираж зависел от числа подписчиков и менялся ежемесячно. Низкий уровень грамотности населения и нищета требовали поиска решений для обеспечения подписки.

Найдя 10 новых подписчиков, можно было получать соответствующий период газету бесплатно. Вместо оплаты деньгами предлагался вариант рассчитаться сельхозпродукцией, сдав ее в счет подписной платы в Забайкальский губернский союз кооперативов. Газета устраивала розыгрыши среди подписчиков, победители выигрывали сельскохозяйственные машины, книги, семена.

В 1930 году газета закрылась.

25 декабря 1987 года создан Даурский заповедник на юго-востоке Читинской области (ныне территории Борзинского и Оловяннинского районов Забайкальского края).

Организован для сохранения и изучения уникальные степных, озёрно-степных, водно-болотных и лесных ландшафтов.

Площадь государственного природного биосферного заповедника постепенно расширялась так, что теперь строго охраняемая территория занимает около 50 тысяч гектаров, охранная зона — свыше 170 тысяч гектаров.

Озера Барун-Торей и Зун-Торей, скальные массивы Адон-Челона, Цасучейский бор имеют несколько международных природоохранных статусов. Среди обитателей запоуникальные и редкие виды: даурский ёж, монгольский дзерен, кот манул, реликтовая чайка, даурский журавль, дрофа, гусь сухонос и пр.

Даурский заповедник входит в состав единственного в Азии трехстороннего (российско-монгольско-китайского) заповедника "Даурия".

225083
81
136