21 ноября 1945 года объявлено о решении ВЦСПС и Наркомата путей сообщения по итогам Всесоюзного социалистического соревнования за октябрь 1945 года о присуждении переходящего Красного знамени Государственного Комитета Обороны коллективу Забайкальской железной дороги. Начальником железной дороги был генерал-директор III ранга Корначенко. В октябре шла передислокация советских войск с плацдарма боевых действий Советско-Японской войны, завершившей Вторую Мировую. Нагрузка на железную дорогу была значительной, и ЗабЖД справилась.
В 2021 году город Чита получил высокое звание "Город трудовой славы". Сотни тысяч забайкальцев подписали обращение о присвоении этого звания. Одним из условий являлось ещё награждение коллективов предприятий города переходящим Красного знамени Государственного Комитета Обороны, их в 1941–1945 годах оказалось семь.
Также в этот день:
21 ноября 1979 года скончался один из самых именитых писателей — уроженцев Забайкалья, лауреат Сталинской премии и двух орденов Константин Федорович Седых.
Он прожил долгую жизнь, которая десятки раз могла прерваться. Слабое здоровье с детства и множество случайностей, которые могли закончится трагедией, словно только давали ему новые силы исполнить свое предназначение. В детстве на него налетала и сильно травмировала его кобылица, от смерти от волков спасли быки, конь понес и скинул юного всадника, да так, что тот без сознания оказался на земле. Константин чуть не погиб от пули в дни Гражданской, мог сгореть на пожаре, едва не утонул.
Любовью к людям и жизни пропитаны его произведения. Выстоять сложно, найти свой путь справедливости и сделать правильный выбор важно успеть.
Три самых знаменитых его романа "Забайкальцы", "Даурия" и "Отчий край" выдержали множество переизданий в советский период и продолжают тиражироваться.
Сегодня цитата о последних днях ноября 1919 года из романа "Даурия", по которому еще и одноименный фильм был снят в Забайкалье.
"К зиме (1919 года) все населенные пункты Восточного Забайкалья повидали у себя и красных и белых. Три конные партизанские дивизии, насчитывающие пятнадцать тысяч сабель, стремительно разгуливали по всему гигантскому треугольнику, образуемому Маньчжурской железнодорожной веткой и реками Аргунь и Шилка. Четырнадцать кадровых казачьих полков, многочисленные станичные дружины и Азиатская дивизия барона Унгерна гонялись за ними либо убегали от них в города, занятые крупными японскими гарнизонами. Борьба шла не на жизнь, а на смерть. Шахтёры, железнодорожники и приискатели, крестьяне и казачья беднота Забайкалья составляли ставшую грозной силой партизанскую армию. Воевали они преимущественно по ночам. В станицах и селах, на приисках и заимках ежедневно завязывались скоротечные схватки. Каждое утро где-нибудь выводили за поскотину и расстреливали то захваченных в одном белье офицеров, то связанных и предварительно избитых до полусмерти партизан.
Много свежих могил прибавилось в тот страшный год и на мунгаловском кладбище…"
Пройти через кровавое противостояние, сильные герои всей душой стремились к миру для всех: "Собравшиеся здесь… твердо решили покончить с семёновским и японским произволом в Забайкалье. Мы располагаем достаточными силами для того, чтобы взять власть в свои руки на территории четвёртого отдела. Мы не сомневаемся также в том, что нас одобрят и присоединятся к нам остальные отделы нашего войска и подавляющее большинство семёновской армии. Мы хотим прекращения братоубийственной войны, мы не хотим видеть свое Забайкалье японской вотчиной. Но вместе с тем, …мы не хотим видеть в Забайкалье и коммунистических порядков. Мы считаем, что не хотят видеть этих порядков у себя и многие из партизан, которые являются такими же казаками и крестьянами, как и мы. Только семеновский террор и японская интервенция заставили этих людей шатнуться в сторону большевиков. Мы можем и должны с вами сговориться, чтобы установить здесь такую власть, которая была бы в одинаковой степени приемлема для нас и для вас…"
Герои "Даурии" с этими раздумьями перешли в роман "Отчий край" о периоде Дальневосточной республики в Забайкалье. Промежуточный тап компромисса прожит ими. Выбор сделан.