Научные юбилеи — это всегда большие научные конференции с докладами о новых достижениях. Ныне в Чите с посвящением своему сорокалетию Институт природных ресурсов, экологии и криологии проводит II Всероссийскую конференцию с международным участием "Эволюция биосферы и техногенез" и XV-е Всероссийские чтения памяти академика А.Е. Ферсмана по проблемам "Рациональное природопользование", "Современное минералообразование".
1 сентября 1981 года начал работу Читинский институт природных ресурсов (ЧИПР) Сибирского отделения Академии наук СССР, организованный постановлениями Совета Министров РСФСР от 8 июня 1981 года и Президиума Академии наук СССР от 13 июня 1981 года.
Свое 40-летие главное научное учреждение края встречает как Институт природных ресурсов, экологии и криологии Сибирского отделения Российской академии наук. Переименование произошло в 2003 году в соответствии с постановлением Президиума Российской академии наук после вхождение в состав института Читинской лаборатории инженерной геокриологии Института мерзлотоведения имени академика П.И. Мельникова.
Институт выполняет фундаментальные и прикладные исследования состояния, отслеживая динамику развития и освоения природных ресурсов Забайкалья.
Директором-организатором был доктор географических наук Алексей Недешев, которому за большие заслуги в развитие региона присвоено позже звание почетного гражданина Читинской области. Первым директором назначен доктор геолого-минералогических наук Федор Кренделев, ставший член-корреспондентом АН СССР за исследования зоны БАМ.
Первые годы работы института были направлены в первую очередь на комплексное изучение зоны строящейся Байкало-Амурской магистрали. Современный институт имеет в своем составе шесть научных лабораторий и два научных стационара и тысячи научных открытий и исследований в геологии, географии, биологии, демографии, экологии, геохимии, криологии, выполненные учеными с мировыми именами и аспирантами.
Также в этот день:
1 сентября 1920 года создана Читинская железная дорога путем разделения Забайкальской железной дороги на собственно Забайкальскую в границах от станции Чернореченская до станции Верхнеудинск с управлением в Иркутске и Читинскую от станции Верхнеудинск до станции Сретенск с управлением в Чите. На востоке от станции Куэнга начиналась Амурская железная дорога. Граница Читинской железной дороги на западе совпадала с границей ДВР с РСФСР и проходила по реке Селенга.
Решение принято Правительством Дальневосточной республики еще до вхождения войск Народно-революционной армии в Читу и провозглашения ее столицей буферного государства.
Читинская железная дорога подчинялась Министерству транспорта ДВР. После присоединении к Советской России в 1922 году перешла в подчинение Наркомату путей сообщения. В том же году к ней присоединен участок Амурской железной дороги Куэнга — Ксеньевская, спустя год добавился еще один участок Ксеньевская — Магдагачи — Ушумун.
В июле 1925 года Читинская и Забайкальская дороги вновь объединены в единую ЗабЖД от станции Иннокентьевскаядо станции Сковородино с управлением в Чите.