Наводнение 1897 года не просто стало сильнейшим в истории Читы и Забайкалья, оно повлияло на решение о дальнейшем строительстве Забайкальской железной дороги, потерпевшей крупнейшие убытки.
Два других события этого дня о развитии забайкальских сел. Опыте положительном и отрицательном.
27–28 июля (8–9 августа) 1897 года наводнение в Забайкалье.
Дожди начались еще в мае, да и быстрое таяние снега на сопках обусловили подъем уровня воды в реках. Осадки продолжились в июне. Почва уже была избыточно пропитана водой, когда их число в июле значительно возросло. На Яблоновом хребте непрерывные дожди переходили в затяжные ливни. Начался разлив рек.
27–28 июля стали пиком наводнения.
В долинах рек Ингоды и Шилки плыли деревенские дома, иногда на крышах были люди, взывавшие о помощи. Не обошлось и без трагичных случаев.
Село Доронинское, основанное в середине XVII века, впервые за свою историю тогда так сильно пострадало. Дома были затоплены или унесены.
Чита, ставшая столицей меньше пяти десятилетий назад, такого наводнения еще не знала. Вода хлынула с сопок и залила Большой остров, паровозное депо, снесла полотно строившейся железной дороги. Земляное полотно, проходившее тогда по Большому острову, впоследствии перенесено восточнее на более возвышенное место, где и появилась станция Чита II.
На протяжении более чем 360 км в долинах рек Хилок, Ингода, Шилка вода затопила земляное полотно строящейся Забайкальской железной дороги. Высота потока иногда превышала три метра и обладала большой разрушительной силой, снося насыпи. Самые тяжелые последствия были на участке строящейся железной дороги Чита — Сретенск, расположенном вдоль Ингоды и Шилки. На нем оказалось затопленным полотно на протяжении 161 км. В результате было принято решение о подъеме земляного полотна на участке более 100 км, а на более 60 км пришлось перестраивать сооружения.
Наводнение замедлило сроки строительства Забайкальской железной дороги. Сумма материального ущерба только ЗабЖД составила 6 021 000 рублей.
О происходившем в эти дни начальник строительства дороги инженер Александр Пушечников опубликовал в 1913 году книгу "Записка о мерах, которые необходимо принять на Забайкальской железной дороге для защиты ее от повреждений наводнениями" (12+) с посвящением: "Предназначается на память Управлению железных дорог и местному управлению Забайкальской железной дороги". Пушечников закончил строительство не только успешно, но и к назначенному сроку, несмотря на грандиозное наводнение 1897, засуху 1898 и эпидемию чумы 1898–1899 годов.
В книге он описал системы, примененные при постройке дороги для укрепления откосов насыпей полотна в затопляемых местах. Инженер подчеркивает важность и необходимость строительства искусственных сооружений и организацию работ, регулирующих течение рек.
Выводы делали многочисленные комиссии, в том числе при участии министра путей сообщения князя Михаила Хилкова, докладывавшего императору и посетившего в дальнейшем Забайкалье.
Наводнение окончательно повлияло на решение Министерства путей сообщения не строить железную дорогу от Сретенска до Хабаровска, а направить усилия на ветвь, которая соединит Забайкальскую дорогу с Китайско-Восточной железной дорогой (КВЖД), именно в 1897 году началось активное строительство последней.
8 августа 1924 года вышло постановление Дальревкома, согласно которому произведено укрупнение сельсоветов. Численность населения на один новый сельсовет должна быть не менее 400 человек. В Забайкальской губернии на тот момент было множество сел, население которых не превышало 100–150 человек. В результате в губернии 748 сельсоветов объединены в 439. Всего по Дальнему Востоку сокращено 435 сельсоветов.
Однако проведенное укрупнение в условиях Забайкалья и Дальнего Востока не оправдало ожиданий, так как сельсоветы в силу удаленности, плохих дорог и отсутствия транспорта для жителей оказались труднодоступными.
Уже мартовский 1925 года Пленум Дальревкома постановил пересмотреть сеть сельсоветов и произвести их разукрупнение.
В 1925 году на апрельской сессии Всесоюзного совещания по вопросам деятельности Советов при Президиуме ВЦИК отмечены отрицательные последствия чрезмерного укрупнения сельсоветов.
8 августа 1956 года газета "Забайкальский рабочий" (12+) писала о строительстве домов для переселенцев: "На работу в колхозы приехали 1260 семей переселенцев, в том числе 252 семьи из Арзамазской, Горьковской и ряда других областей. Колхозы области построили для переселенцев 649 новых и отремонтировали 143 дома. Во втором полугодии намечено построить еще 556 домов. Успешно ведется строительство этих домов Борзинском и Агинском национальном округе".
Переселенческая политика советского государства продолжала реализовываться под руководством советов министров республик, крайкомов и облисполкомов, после того как в 1953 году Главное переселенческое управление было передано Министерству сельского хозяйства СССР, а в декабре 1954 года и вовсе ликвидировано. Кроме нового или отремонтированного жилья, переселенцам предоставлялся целый комплекс мер поддержки.