График работы поликлиник Забайкалья изменится из-за праздников в ноябре
16:19
Жители двух домов в Чите остались без отопления и горячей воды
16:02
Полиция рассказала, кто обычно становится курьером телефонных мошенников
15:54
Полуденный выстрел из гаубицы прогремит над Читой в День народного единства
15:28
Курьер телефонных мошенников из Нижнего Новгорода два дня жил у читинки
15:19
Улан-удэнец поблагодарил читинских врачей за спасение жизни
15:13
Жители забайкальского села Капцегайту‌й второй месяц остаются без связи после снегопада
15:07
Два ТЦ Читы до сих пор закрыты из-за нарушений требований пожарной безопасности
14:49
Макет Титовской сопки с подсветкой установили в этно-парке Сухотино в Чите
14:07
Росгвардейцы спасли из пожара многодетную семью в Чите
13:23
Трутнев посетил новую забайкальскую спортшколу в Атамановке
12:46
15 мошенничеств по схеме "родственник попал в ДТП" зарегистрировано в Забайкалье
12:35
В Магаданской области изъято более 350 килограммов немаркированной красной икры
12:30
Древнюю костяную иглу и каменные украшения нашли археологи в Забайкалье
11:58
Два района Забайкалья стали антилидерами по сборам на капитальный ремонт за 11 лет
11:33
Вахта – дело семейное 30 октября, 13:45
СберСтрахование застраховала 17 млн человек за 10 лет 23 октября, 21:55
Kia стала самой страхуемой маркой по каско в СберСтраховании за 3 года  23 октября, 21:35
Госдума приняла в первом чтении ряд законопроектов по совершенствованию миграционного законодательства 22 октября, 08:20
Мегасреда в Иркутске: для продавцов и предпринимателей пройдет форум 21 октября, 19:40
Предприниматели и власти муниципалитетов Бурятии обсуждают пути цифровизации Республики 21 октября, 12:00
Два рейса из Читы отменили и три задерживаются из-за погодных условий 21 октября, 11:55
Шесть новых школ Забайкалья откроют свои двери в 2025 году  18 октября, 17:45
Оплатить покупку СберКартой можно будет со счёта другого банка 18 октября, 16:30
На территории Байкальского банка число людей, открывших бизнес в 35 лет, выросло на 3% 18 октября, 14:50
Китайские предприниматели будут проходить обучение в специальных центрах компетенций ЕАО 18 октября, 06:20
Сбер и Т-Банк приступили к тестированию технологии Открытые API на клиентах 17 октября, 18:40
Сбер — второй крупнейший эквайер в мире 17 октября, 16:30
"Литературный мост между Россией и Вьетнамом открыт! Впереди – много совместной работы" 16 октября, 13:40
Забайкальские школьники погрузятся в мир современных технологий 16 октября, 13:15

День в истории: Большое наводнение и судьбоносные решения 

Оно связано с развитием ЗабЖД
Наводнение в Забайкалье Абрамченко Анета
Наводнение в Забайкалье
Фото: Абрамченко Анета

Наводнение 1897 года не просто стало сильнейшим в истории Читы и Забайкалья, оно повлияло на решение о дальнейшем строительстве Забайкальской железной дороги, потерпевшей крупнейшие убытки.

Два других события этого дня о развитии забайкальских сел. Опыте положительном и отрицательном.

27–28 июля (8–9 августа) 1897 года наводнение в Забайкалье.

Дожди начались еще в мае, да и быстрое таяние снега на сопках обусловили подъем уровня воды в реках. Осадки продолжились в июне. Почва уже была избыточно пропитана водой, когда их число в июле значительно возросло. На Яблоновом хребте непрерывные дожди переходили в затяжные ливни. Начался разлив рек.

27–28 июля стали пиком наводнения.

В долинах рек Ингоды и Шилки плыли деревенские дома, иногда на крышах были люди, взывавшие о помощи. Не обошлось и без трагичных случаев.

Село Доронинское, основанное в середине XVII века, впервые за свою историю тогда так сильно пострадало. Дома были затоплены или унесены.

Чита, ставшая столицей меньше пяти десятилетий назад, такого наводнения еще не знала. Вода хлынула с сопок и залила Большой остров, паровозное депо, снесла полотно строившейся железной дороги. Земляное полотно, проходившее тогда по Большому острову, впоследствии перенесено восточнее на более возвышенное место, где и появилась станция Чита II.

На протяжении более чем 360 км в долинах рек Хилок, Ингода, Шилка вода затопила земляное полотно строящейся Забайкальской железной дороги. Высота потока иногда превышала три метра и обладала большой разрушительной силой, снося насыпи. Самые тяжелые последствия были на участке строящейся железной дороги Чита — Сретенск, расположенном вдоль Ингоды и Шилки. На нем оказалось затопленным полотно на протяжении 161 км. В результате было принято решение о подъеме земляного полотна на участке более 100 км, а на более 60 км пришлось перестраивать сооружения.

Наводнение замедлило сроки строительства Забайкальской железной дороги. Сумма материального ущерба только ЗабЖД составила 6 021 000 рублей.

О происходившем в эти дни начальник строительства дороги инженер Александр Пушечников опубликовал в 1913 году книгу "Записка о мерах, которые необходимо принять на Забайкальской железной дороге для защиты ее от повреждений наводнениями" (12+) с посвящением: "Предназначается на память Управлению железных дорог и местному управлению Забайкальской железной дороги". Пушечников закончил строительство не только успешно, но и к назначенному сроку, несмотря на грандиозное наводнение 1897, засуху 1898 и эпидемию чумы 1898–1899 годов.

В книге он описал системы, примененные при постройке дороги для укрепления откосов насыпей полотна в затопляемых местах. Инженер подчеркивает важность и необходимость строительства искусственных сооружений и организацию работ, регулирующих течение рек.

Выводы делали многочисленные комиссии, в том числе при участии министра путей сообщения князя Михаила Хилкова, докладывавшего императору и посетившего в дальнейшем Забайкалье.

Наводнение окончательно повлияло на решение Министерства путей сообщения не строить железную дорогу от Сретенска до Хабаровска, а направить усилия на ветвь, которая соединит Забайкальскую дорогу с Китайско-Восточной железной дорогой (КВЖД), именно в 1897 году началось активное строительство последней.

8 августа 1924 года вышло постановление Дальревкома, согласно которому произведено укрупнение сельсоветов. Численность населения на один новый сельсовет должна быть не менее 400 человек. В Забайкальской губернии на тот момент было множество сел, население которых не превышало 100–150 человек. В результате в губернии 748 сельсоветов объединены в 439. Всего по Дальнему Востоку сокращено 435 сельсоветов.

Однако проведенное укрупнение в условиях Забайкалья и Дальнего Востока не оправдало ожиданий, так как сельсоветы в силу удаленности, плохих дорог и отсутствия транспорта для жителей оказались труднодоступными.

Уже мартовский 1925 года Пленум Дальревкома постановил пересмотреть сеть сельсоветов и произвести их разукрупнение.

В 1925 году на апрельской сессии Всесоюзного совещания по вопросам  деятельности Советов при Президиуме ВЦИК отмечены отрицательные последствия чрезмерного укрупнения сельсоветов.

8 августа 1956 года газета "Забайкальский рабочий" (12+) писала о строительстве домов для переселенцев: "На работу в колхозы приехали 1260 семей переселенцев, в том числе 252 семьи из Арзамазской, Горьковской и ряда других областей. Колхозы области построили для переселенцев 649 новых и отремонтировали 143 дома. Во втором полугодии намечено построить еще 556 домов. Успешно ведется строительство этих домов Борзинском и Агинском национальном округе".

Переселенческая политика советского государства продолжала реализовываться под руководством советов министров республик, крайкомов и облисполкомов, после того как в 1953 году Главное переселенческое управление было передано Министерству сельского хозяйства СССР, а в декабре 1954 года и вовсе ликвидировано. Кроме нового или отремонтированного жилья, переселенцам предоставлялся целый комплекс мер поддержки.

225083
81
136