ChitaMedia, 28 января. Глава Дирекции ООПТ Забайкалья Александр Бузинов прокомментировал корреспонденту ИА ChitaMedia законопроект, согласно которому из состава заповедников и заказников можно будет исключать отдельные участки.
Ранее в "Ведомостях" (18+) была опубликована информация о том, что Комитет Госдумы по развитию Дальнего Востока и Арктики предложил исключать из состава особо охраняемых природных территорий землю и водные объекты, если таковые утратили своё особое природоохранное значение. Согласно предложению, границы ООПТ могут быть изменены для оборонных и гособъетов, а на участках, не затрагивающих естественные экосистемы, будет разрешено заниматься туризмом и обеспечивать жизнедеятельность местных жителей. Предполагается, что на выведенных территориях можно будет добывать полезные ископаемые. Решать, выводить землю или нет из состава ООПТ, должна будет специальная комиссия, состоящая из сенаторов, депутатов, членов правительства и администрации президента.
"Эта законодательная инициатива вызывает настороженность. Во-первых, расплывчатостью формулировок — как будет устанавливаться безвозвратная потеря ценности этой особо охраняемой природной территории не уточняется. То есть тут, конечно, возможен очень большой простор для злоупотреблений со стороны каких-то недропользователей или заинтересованных лиц", — сказал Александр Бузинов.
При этом он отметил, что должен быть механизм, который бы позволял ликвидировать или уменьшать ООПТ. Причём он должен быть настолько же строгим, как и механизм создания таких территорий. К этому процессу должны привлекаться независимые научные учреждения и проводиться эколого-экономическая экспертиза. В пример учёный привёл ООПТ, где нашли Будуланский метеорит. Это не место падения — это небольшой участок в степи, где небесное тело было найдено. Фактически место является особо охраняемой природной территорией, но научного интереса не представляет. Есть и другие ООПТ сомнительной ценности, но вывести их из статуса особо охраняемых нельзя — нет механизма.
"Но механизм уменьшения или исключения объекта из ООПТ должен быть очень жесткий с привлечением, допустим, общественных слушаний и местных жителей, которые должны высказаться. Потому что если это будет решаться одним росчерком пера одного чиновника, то это просто-напросто будет коллапс полнейший", — сказал Александр Бузинов.
Он также отметил, что при принятии данное законопроекта у заинтересованных лиц может появиться стимул уничтожать природный объект в ООПТ для потери ею статуса. В качестве примера Александр Бузинов привёл поджог определённого участка. Пока возможности упразднения ООПТ нет, нет и смысла устраивать эти действия.