Коллекторы под жёстким контролем: что изменилось с 1 декабря — разбор юриста

Адвокат коллегии адвокатов Толмачева и компания Евгений Родькин — о новых правилах взыскания долгов
Тематическое фото
Фото: ИА PrimaMedia

PrimaMedia, 26 декабря. С 1 декабря 2025 года вступил в силу масштабные изменения в "закон о коллекторах" — ФЗ № 230-ФЗ. Нововведения, закреплённые законом № 137-ФЗ от 7 июня 2025 года, ужесточают правила работы взыскателей и дают гражданам новые инструменты защиты от навязчивых требований. ИА PrimaMedia совместно с адвокатом коллегии адвокатов "Толмачева и компания" Евгением Родькиным разбирает, какие ключевые перемены ждут как коллекторские агентства, так и граждан, столкнувшихся с взысканием долгов.

Специалист говорит, что основные изменения касаются двух ключевых аспектов:

1. Фиксация и хранение взаимодействия с должниками

Коллекторы обязаны записывать все переговоры (в том числе телефонные), сохранять текстовые и иные сообщения, а также документы, полученные при общении с должником или третьими лицами. 

"С 01 декабря введен перечень документов, подтверждающих наличие и соответствие оборудования и программного обеспечения  для записи установленным требованиям: справки, сертификаты, лицензии, и лицензионные договоры, паспорта.  Уточняется срок хранения данных записей и полученных в ходе взаимодействия документов — полтора года, ранее действовал срок в три года", — отмечает юрист.

2. Новый механизм защиты прав граждан

В закон введена отдельная норма, регулирующая порядок обжалования действий коллекторов при использовании телефонной связи. Должник или третье лицо теперь могут подать заявление в Федеральную службу судебных приставов (ФССП) — уполномоченный орган по контролю за коллекторской деятельностью.

"Подаётся заявление по установленной форме с указанием паспортных данных, ИНН, абонентских номеров на которые и с которых поступали звонки  (сообщения), дата и время их поступления, описание существа нарушения, прилагаются документы, подтверждающие долг и платежи по нему. Заявление может быть подано  через  единый портал государственных и муниципальных услуг", — говорит Евгений Родькин.

ФССП сможет направлять запросы кредиторам или их представителям, чтобы провести проверку по заявлению о нарушениях. Служба сможет запросить следующую информацию: о наличии денежного обязательства должника;  привлечении представителя для возврата долга; способах взаимодействия с заявителем; номерах, с помощью которых происходит общение с заявителем по поводу возврата денег.

Запрос направят через средства единой системы межведомственного электронного взаимодействия, если у адресата есть техническая возможность, или на бумажном носителе. Ответить нужно будет в течение пяти рабочих дней с даты получения запроса.

Юрист отмечает, что также ФССП будет вправе отправлять запросы операторам связи с целью проверить информацию заявителя о том, что ему поступали звонки или сообщения.

По результатам рассмотрения заявления при подтверждении изложенных в заявлении фактов, служба принимает одно из следующих решений: о выдаче предписания и проведении контрольных мероприятий, о привлечении в установленном порядке к административной или уголовной ответственности. Служба  информирует лицо, обратившееся с заявлением, о результатах рассмотрения заявления в порядке, установленном Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

Таким образом, с 1 декабря вступили изменения в "Закон о коллекторах", которыми уточняется порядок подтверждения оборудования и программного обеспечения для записи и хранения данных, полученных коллекторами при взаимодействии с должниками и третьими лицами, уменьшается с трех до полутора лет срок хранения таких данных. Появляется четко регламентированная процедура обжалования действий коллекторов в ФССП должниками и третьими лицами при поступлении звонков и сообщений, направленная на защиту их прав от возможных злоупотреблений со стороны коллекторов.

Смотрите полную версию на сайте >>>