Сбер фиксирует растущий тренд вовлечения детей и подростков в мошенничество

Число пострадавших или вовлечённых в схемы аферистов несовершеннолетних за два года выросло более чем на 30%
Сбер фиксирует растущий тренд вовлечения детей и подростков в мошенничество
Фото: Илья Аверьянов, ИА PrimaMedia

IrkutskMedia, 17 ноября. Заместитель председателя правления Сбербанка Станислав Кузнецов в преддверии SOC Forum 2025 (18+) — мероприятия, которое проходит в рамках Российской недели кибербезопасности, рассказал журналистам, что банк фиксирует растущий тренд вовлечения детей и подростков в мошенничество. 

"Сложился опасный и, к сожалению, растущий тренд: мошенники всё активнее выбирают своей мишенью детей и подростков. Ошибочно считать, что опасность стать жертвой телефонного мошенничества грозит прежде всего старшему поколению ― злоумышленники искусно манипулируют неопытностью и доверчивостью несовершеннолетних. Поверив в срочность или исключительность ситуации, ребёнок или подросток невольно становится инструментом кражи денег у собственных родителей, и это настоящая трагедия. Число пострадавших или вовлечённых в мошенничество детей, по нашим данным, за два года выросло более чем на 30%.

Приведу три самые распространённые преступные схемы. В первом случае мошенник входит в доверие к ребёнку, используя игровые миры, например, через чаты в играх или в соцсетях (12+), или мессенджерах (18+) предлагают выгодно обменять игровую валюту, редкие виртуальные предметы или скины. Он убеждает ребёнка тайно взять телефон родителя и следовать инструкциям. Обманом ребёнка заставляют зайти в банковские приложения (18+) на смартфонах родителей, чтобы тот перевёл деньги, а также оформил по его указанию кредиты.

Во второй схеме звонок поступает от имени госорганов (например, Росфинмониторинг, ФНС) с сообщением, что у родителей есть неучтённые ценности и им грозит уголовное преследование. Ребёнка убеждают сохранить всё в секрете от взрослых. Во имя "спасения" родителей его заставляют все деньги и драгоценности семьи передать курьеру якобы для "официальной декларации", — рассказал заместитель председателя правления Сбербанка Станислав Кузнецов. 

Спикер отметил, что подростку старше 14 лет могут позвонить под любым бытовым предлогом (например, доставка посылки от Почты России или получение товара с маркетплейса), чтобы выманить код из СМС для авторизации на "Госуслугах" (12+). Другой участник преступной схемы, представляясь сотрудником госпортала, запугивает жертву тем, что из-за раскрытого кода на неё прямо сейчас оформляют кредиты для финансирования экстремизма или ВСУ, а это чревато уголовной ответственностью. Подростка заставляют "спастись", переслав сбережения на "безопасный счёт". Либо от него требуют передать все деньги и ценности курьеру.

"Как всё это предотвратить? Родителям нужно обязательно говорить с детьми о финансовой безопасности, этот разговор нельзя откладывать. Объясните, что пароли, коды из СМС и банковские карты — неприкосновенная личная территория и что ни один сотрудник банка или любой другой организации никогда не попросит человека совершить какие-либо действия со своими деньгами. Договоритесь о кодовом слове семьи, которое ребёнку надо попросить назвать, если кто-то представляется вами и просит что-то сделать с деньгами. Формируйте доверительную атмосферу, чтобы ребёнок в любой непонятной ситуации обращался к вам, а не к незнакомцу в сети.

Финансовое воспитание и киберграмотность — это не контроль, а формирование осознанности. Безопасность наших детей — это общая ответственность, и только совместными усилиями мы можем противостоять преступникам" — подытожил заместитель председателя правления Сбербанка Станислав Кузнецов.

Смотрите полную версию на сайте >>>