Анастас Иванович Микоян
член Политбюро ЦК КПСС
Автор фото: стоп-кадр кинохроники
- Я знал, что Сталин всегда уделял Дальнему Востоку большое внимание, хотя сам никогда там не был. Впрочем, на Сахалине и на Камчатке не был никто из членов правительства. К сожалению, и я летел туда в первый раз в жизни, хотя к тому времени почти два десятка лет, с тех пор как в 1926 г. меня назначили наркомом внутренней и внешней торговли, я часто занимался проблемами, связанными с Дальним Востоком.
12 сентября Политбюро ЦК ВКП (б) утвердило директивы командируемым на Дальний Восток А.И. Микояну и А.А. Ишкову. Очень важная деталь! Зампред Совнаркома СССР отправился в долгую командировку вместе с наркомом рыбной промышленности СССР Александром Акимовичем Ишковым. Неслучайный выбор, ведь Сталин во время установочной беседы с Микояном обратил особое внимание на лососёвую путину и заготовку красной икры.
Сахалин и Курилы только-только освобождены от японцев, части и подразделения войск НКВД конвоируют японских военнопленных в места пребывания на островах и обеспечивают необходимые охранные и иные мероприятия по пребыванию военнопленных, а Сталин ставит задачу — разобраться с поставками красной икры!
И.В. Сталин. Фото: стоп-кадр кинохроники
Естественно, в поездку на Дальний Восток отправляется и нарком рыбной промышленности Александр Ишков. Он буквально накануне отметил свой сорокалетний юбилей, но в должности наркома уже больше пяти лет. Сменил на этом посту первого наркома рыбной промышленности СССР — Полину Семеновну Жемчужину (супругу Вячеслава Михайловича Молотова), всего несколько месяцев возглавлявшую штаб союзной рыбной отрасли.
А.А. Ишков (70-ые годы XX века). Фото: из архива В.К. Зиланова
15 сентября Микоян и Ишков прибыли в Хабаровск, в штаб главнокомандующего советскими войсками на Дальнем Востоке маршала Советского Союза А.М. Василевского. Микоян провел совещание, по итогам которого утвердил список партийных работников, которые вместе с ним поедут на Сахалин и Курилы для организации полноценной гражданской администрации. 18 сентября Микоян, Ишков и командующий Забайкальским фронтом маршал Советского Союза Р.Я. Малиновский прибыли в столицу Южного Сахалина Тайохару (ныне — Южно-Сахалинск) для выполнения составленных Сталиным директив Политбюро ЦК ВКП (б).
"Мы послали тебя на Дальний Восток не для того, чтобы ты набрал воды в рот"
Что особенно интересует Сталина? Рассекреченная переписка показывает, куда направлен компас сталинского интереса. В чрезвычайно познавательном сборнике документов "Политбюро ЦК ВКП (б) и Совет Министров СССР. 1945 — 1953" (16+) опубликованы две шифротелеграммы, имеющие отношение к дальневосточной командировке Микояна.
22 сентября 1945 года в шифротелеграмме №1192/ш Сталин, не скрывая своего раздражения, обращается к Микояну:
Раздражение вождя, разумеется, не остается неуслышанным. Очевидно, сразу после такого разноса Микоян подробно и оперативно докладывает Сталину и свои впечатления, и необходимую информацию. Тексты шифровок Микояна не опубликованы, но, судя по всему, доклад вождю понравился, потому что спустя три дня после уже процитированной раздраженной телеграммы Сталин отправляет Микояну другую. Тон заметно изменился:
Итак, состояние рыбных запасов на Дальнем Востоке и грамотное их освоение — вот что особенно интересует Сталина спустя считанные дни после капитуляции Японии.
Почему? Об этом чуть позже. Повторю оценку Микояна: Сталин никогда не был на Дальнем Востоке, но значение Дальнего Востока — геополитическое, военное и экономическое — понимал очень хорошо. Казалось бы, рыбная отрасль в многообразии первоочередных забот главы Советского Союза должна была находиться далеко на отшибе. Но нет! Четкое понимание необходимости пересоздания рыбной промышленности на Дальнем Востоке — вот что является одной из целей долгой командировки Микояна спустя всего несколько дней после завершения Второй мировой войны.
Сталин не мог и не хотел основывать свое решение на сводках и докладах, ему были важны живые впечатления своего ближайшего соратника, которому в тот период он доверял. Поэтому он направил Микояна на Дальний Восток. Поэтому решения Совнаркома по живым, рабочим, еще незавершенным заметкам и впечатлениям Микояна были даны так оперативно. Обратите внимание на эту фразу — "соответствующие решения Совнаркома приняты и посланы тебе".
Кстати, Микоян в своих воспоминаниях тоже приводит эту фразу из сталинской телеграммы, но о предыдущей телеграмме Сталина не упоминает.
"Сельдь, которую так любит наш народ и которая так хороша с картофелем — на удобрение?!"
Приоритет рыбной тематики в утвержденных и полученных Микояном и Ишковым директивах Политбюро ЦК ВКП (б) подтверждается не только собственно выбором адресатов директив, но и воспоминаниями самого Микояна, записанными им спустя тридцать лет после командировки. Между прочим, за свою многодесятилетнюю работу в составе Политбюро и в качестве зампреда Советского правительства Анастас Иванович много где побывал и много что видел. Однако именно эта дальневосточная поездка осенью 1945 года крепко осталась у него в памяти — настолько, что он посвятил поездке специальную главу в своих воспоминаниях. Глава так и называется — "Поездка на Южный Сахалин и Курилы".
Еще раз подчеркну, одной из главных целей поездки Микояна, одной из главных целей Сталина, который своего заместителя по работе в Совнаркоме направил на Дальний Восток, была цель создания современной рыбной промышленности на Дальнем Востоке. Снова послушаем Анастаса Ивановича:
Могу себе представить, как был поражен Микоян японскими технологиями "унавоживания сельдью"!
Изданный по инициативе Микояна в 1939 году "кулинарный канон" советской эпохи — "Книга о вкусной и здоровой пище" — так вдохновенно и с такой любовью рассказывает о сельди, что слюнки текут.
Копчение тихоокеанской сельди. Фото: ИА PrimaMedia
"В рыбных отделах продовольственных магазинов, в специализированных фирменных рыбных магазинах потребителям предлагают большой выбор сельди солёной, копчёной, маринованной, пряного посола, разных размеров, разных районов улова, различной жирности и солёности. Лучшие из сельдей — жупановская, олюторская, тихоокеанская, керченская, каспийский залом (черноспинка), полярный залом, беломорская, волжская (астраханская), каспийский пузанок. Жупановскую и олюторскую сельдь ловят вблизи Камчатки. Малосольная жупановская сельдь относится, несомненно, к непревзойдённым по вкусу, самым изысканным рыбным изделиям; бывает, что она больше чем на треть (33,5%) состоит из жира. Напомним, что сельдь бывает и свежая, не только солёная. Привыкнув к сельдям, как к солёному, маринованному и копчёному рыбному товару, мы забываем, что жареная свежая сельдь очень вкусна, и что весной, в разгар путины, в рыбных магазинах продают сельдь не только солёную, но и свежую, а также готовую, свежежареную". (Книга о вкусной и здоровой пище (12+) М., 1955 год, стр. 148 — 149).
А.И. Микоян (в центре). Фото: стоп-кадр кинохроники
Известно пристрастие Микояна к пищевой промышленности. Собственно говоря, пищевую промышленность Советского Союза (включая и общественное питание) в том виде, в каком мы её знаем и помним, создал именно Микоян. Рецептура и технология производства продуктов питания, подача и сервировка блюд, система торговли и общественного питания — этими вопросами он занимался с огромной самоотдачей и искренним интересом. Поэтому переработка воспетой в "Книге о вкусной и здоровой пище" сельди в удобрения (!) вызвала у него не просто оторопь, а самый настоящий шок.
Рыбную отрасль на Сахалине необходимо было создавать на иных принципах и делать прямо сейчас, не откладывая, — к такому выводу пришел Микоян. Сентябрь 1945 года — это точка отсчета, дата рождения современной рыбной индустрии на Сахалине.
"К моменту нашего приезда на Сахалин туда уже прибыло руководство вновь организованной рыбопромышленности Южносахалинского треста — 103 человека".(Микоян А.И., Так было. М., 1999 год, стр. 488 — 489).
Создание по-настоящему современной рыбной индустрии на Сахалине и Курилах было задачей непростой. Один из сложнейших ребусов — кадры. Прежде рыбный промысел и рыбообработку в этих местах выполняли японцы.
Из южной части Сахалина Микоян и Ишков отправились на остров Уруп.
"Военный тральщик с Микояном на борту попал на пути следования в девятибалльный шторм. Они подошли к Кунаширу, но из-за шторма не смогли высадиться, и корабль взял курс на Уруп. Микояна сопровождала небольшая группа офицеров: они были уверены, что Уруп уже занят советскими морскими пехотинцами… Когда измученные штормом люди сошли на берег, к ним приблизилась группа японских офицеров в полной парадной форме с офицерскими мечами. "Ну и где же твои морпехи?" — спросил Микоян у сопровождавшего его полковника. Тот вместо ответа загородил собой Микояна и выхватил пистолет. Сопровождавшие Микояна офицеры взяли японцев на прицел. Японцы остановились, вперёд вышел один и спросил, кто из прибывших главный начальник. Микоян тоже выступил вперед. Японский офицер представился и отрапортовал, что получил по радио приказ о капитуляции и готов его исполнять. Японцы сложили оружие, причем в буквальном смысле, они заранее собрали все винтовки, револьверы и боеприпасы на складе. Ключи от склада торжественно вручили Микояну. Так Микоян принял официальную капитуляцию японского военного гарнизона острова Уруп". (Крюков Д.Н. Гражданское управление на Южном Сахалине и Курильских островах 1945 — 1948 гг. (очерки и воспоминания). (16+) Сахалинская и Курильская историческая библиотека. Краеведческий бюллетень. № 1 — 3, 1993. Стр. 32).
"Что же, у вас красная рыба гниет?!"
Хотя глава в воспоминаниях Микояна называется "Поездка на Южный Сахалин и Курилы", он побывал и на Камчатке. Приезд члена Политбюро ЦК ВКП (б), заместителя Председателя Совнаркома на Камчатку — это первый приезд руководителя такого уровня на полуостров.
Поездка Микояна на Камчатку повлекла за собой серьёзные структурные изменения и в системе управления рыбной промышленностью Камчатской области. Знакомство с лососёвым промыслом Камчатки у Микояна началось со скандала.
"Когда корабль подходил к порту Петропавловск-Камчатский, Микоян с борта увидел на берегу большие стога сена. Сойдя на берег, он похвалил встречавших его местных руководителей за удачные заготовки. В ответ руководители сказали, что на берегу заготовлено вовсе не сено: это холмы из выложенной красной рыбы, кеты. Микоян пришел в ярость: что же, у вас красная рыба гниет? Нет, отвечали камчатские рыбаки, рыба не гниет, заготовлена старым способом, уложена слоями и пересыпана солью. При отрицательной температуре не портится. Микоян не поверил, пошел пробовать. Рыба оказалась неиспорченной. "Почему не вывозите?" — спросил Микоян. Местные руководители показали ему толстую пачку телеграмм, отправленных в Москву, с просьбой вывезти добытую и приготовленную рыбу. Многие телеграммы были адресованы … лично "заместителю Председателя Совнаркома СССР т. А.И. Микояну". (Рубанов А.В. Анастас Микоян. От Ленина до Кеннеди. История кремлевского лидера. М., ЖЗЛ. 2023 год, стр. 275 — 276).
Напомню, что перед поездкой на Дальний Восток Сталин напутствовал Микояна — "проследи, чтобы её хранение и вывоз (речь шла об икре, но рыба тоже подразумевалась — авт.) были хорошо организованы". Можете себе представить чувства Микояна, получившего строгий приказ Сталина и обнаружившего громадные объемы невывезенной рыбы… Рыба была вывезена очень скоро.
Думаю, что в 1940 — 1944 годах на наш счет, на счет советских рыбопромышленных предприятий приходилось примерно 50 — 60 тысяч тонн добываемых лососей, а красная икра — оценочно 3 — 4 тысячи тонн — была на вес золота. Громадный дефицит! Исключительная редкость!
Бутерброды с красной икрой. Фото: ИА PrimaMedia
Приказом Наркомата рыбной промышленности СССР №22 от 12 августа "О принятии и сохранности имущества бывших японских заводов" на все рыбозаводы были направлены по 5-6 человек охраны. С 15 августа по 14 сентября все ранее принадлежавшие японским рыбопромышленникам рыбозаводы и рыбные базы были переданы в состав Камчатского государственного рыбного треста. Лососевая путина 1946 года — скромная по объёмам, но вся в полном объеме зачисляемая теперь в советские рыбопромышленный комплекс, почти втрое увеличила и объем поставляемой на внутренний рынок лососевой продукции, и объём производимой красной икры.
Так что новая страница в истории рыбной отрасли Камчатки тоже была открыта после поездки Микояна и Ишкова осенью 1945 года.
Конечно, кадровый дефицит и здесь сразу стал проблемой номер один. Японские рыбопромышленники ежегодно завозили на полуостров свыше десяти тысяч работников. Для понимания:общая численность занятых на наших рыбопромышленных предприятиях в тот период составляла чуть более двадцати тысяч человек. Во время своего пребывания на Камчатке Микоян и Ишков очень четко увидели необходимость привлечения людей в рыбную отрасль и доложили об этом Сталину.
"С поставленной задачей — справился"
Сентябрь 1945 года. На Дальнем Востоке отгремели последние залпы орудий.
В это время член Политбюро ЦК ВКП (б), заместитель Председателя Совнаркома СССР А.И. Микоян и нарком рыбной промышленности СССР А.А. Ишков едут в долгую поездку на Сахалин, Камчатку и Курилы. Они выезжают в береговые заводы, встречаются с людьми, глубоко вникают в проблему и подробно докладывают И.В. Сталину…
Думаю, что теперь ответ на заданный в начале публикации вопрос — почему Сталин озаботился рыбной отраслью Дальнего Востока спустя несколько дней после капитуляции Японии — вполне очевиден.
До 1945 года экономический суверенитет Советского Союза при промысле водных биологических ресурсов Дальнего Востока был ограничен. Во-первых, он был ограничен юридически, принадлежностью Южного Сахалина и всей Курильской гряды другому государству — Японии. Этот юридический факт превращал и само Охотское море, и — что главнее — пути миграции рыбы в Охотское море в совместный с другим государством район.
Во-вторых, действовавшие с начала 1920-х годов советско-японские конвенции по рыболовству создавали принадлежавший иностранному государству громадный производственный уклад на территории Камчатки, десятки рыболовных участков находились в пользовании японских рыбопромышленников. Численность занятых в рыбной отрасли японских рыбаков на Южном Сахалине, Курильских островах и Камчатке достигала 50 тысяч, почти вдвое превышая занятых в советской рыбохозяйственной отрасли Северного Сахалина и Камчатки. Получалось, что громадная доля добываемых на Дальнем Востоке водных биоресурсов, и прежде всего — тихоокеанских лососей — уходила не советским гражданам, а гражданам иностранного государства.
Сталин очень чётко понимал неравноправность и несправедливость существовавшего до 1945 года (а в царской России интересы российских рыбопромышленников и российских дальневосточных территорий были защищены еще хуже — практически никак) распределения промысла и экономических результатов промысла на Дальнем Востоке. Спустя всего десять дней после капитуляции Японии он направил на Дальний Восток своего доверенного человека. И этот человек с поставленной задачей справился!
Сентябрь 1945 года — это дата рождения современной рыбной индустрии на Сахалине и дата пересборки рыбной отрасли Камчатки.
Герман Зверев, президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников
Об авторе: ЗВЕРЕВ Герман Станиславович, президент ВАРПЭ с 2017 года.
Родился в с. Усть-Большерецкое Камчатской области.
Образование: Дальневосточный государственный университет, факультет журналистики. Московская высшая партийная школа при ЦК КПСС. В 2004 году защитил диссертацию по специальности "Финансы, денежное обращение и кредит".
С 2008 года работает в рыбной отрасли. 2008-2019 годы — президент Ассоциации добытчиков минтая. С 2010 года — Председатель Комиссии РСПП по рыбному хозяйству и аквакультуре, с 2017 года — президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников, с 2017 года — председатель Общественного совета при Росрыболовстве, с 2019 года — сопредседатель рабочей группы "регуляторной гильотины" в сфере рыболовства, с 2023 года — член Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, с 2025 года — президент Общероссийского объединения работодателей-рыбопромышленников.
С 2014 года входит в топ-100 самых влиятельных персон мировой рыбной индустрии, который формируется экспертами IntraFish (12+) — одного из ключевых медиа-ресурсов, освещающих и анализирующих глобальный рынок морепродуктов.
Имеет государственные, правительственные и ведомственные награды. Награждён Почётной грамотой Президента РФ (2017 год), Благодарностью Правительства РФ (2010 год), Почётной грамотой Совета Федерации (2023 год), медалью "За заслуги в развитии рыбного хозяйства России" II степени (2018 год), медалью "За заслуги в развитии рыбного хозяйства России" I степени (2024 год) и др.
Кандидат экономических наук, автор четырех монографий (две в соавторстве), 14 научных публикаций, трех книг.
Смотрите полную версию на сайте >>>
член Политбюро ЦК КПСС
Автор фото: стоп-кадр кинохроники
- В первых числах сентября 1945 года мне позвонил Сталин и попросил зайти к нему. Когда я пришел, он, как обычно, только кивнул в знак приветствия: с близкими людьми, с которыми ему часто приходилось встречаться, он за руку не здоровался. Мне казалось, что я предвидел, о каких делах пойдет речь, но то, что мне сказал Сталин, никак не входило в круг моих предположений: "Ты мог бы полететь на Дальний Восток?" И не дожидаясь ответа, продолжил: "Меня интересует, как наше командование налаживает жизнь в южной части Сахалина и на Курильских островах. Как они обходятся там с японцами? Нет ли жалоб у местного населения? Посмотри порты, предприятия, железные дороги: что они сегодня могут дать нашему народному хозяйству? Какие есть бухты, пригодные для морского дела, для флота? Съезди заодно на Камчатку, узнай, как там идут дела. Сейчас на Дальнем Востоке путина — заготавливается красная икра. Проследи, чтобы её хранение и вывоз были хорошо организованы. О своих впечатлениях сообщай каждый день подробно шифровками". И еще раз повторил: "Обязательно каждый день. Не пропуская". Походил по комнате: "Ну как, полетишь?" — "Если ЦК решит, конечно".
Это было около двух часов дня … Около десяти часов вечера заехал к Сталину и сказал ему, что вылетаю завтра в час ночи.
"Сегодня?" — "Сегодня. Хотя это будет уже завтра". Он ничего не ответил, но я почувствовал, что он доволен такой оперативностью".
(Микоян А.И. Так было. (16+) М., 1999 год, стр. 484 — 485).