ChitaMedia, 27 августа. В Забайкальском крае развитие модной индустрии только набирает обороты. О том, как создавалась модная сцена региона, какие трудности пришлось преодолеть и что ждёт индустрию в будущем, корреспонденту ИА ChitaMedia рассказала генеральный продюсер Забайкальской Недели Моды, директор Всероссийского fashion конкурса красоты TOP QUEEN и WORLD FASHION FORUM RUSSIA, руководитель АНО "Агентство по развитию индустрии моды и красоты Забайкальского края "ЗАБМОДА" Яна Манькова.
— Расскажите, как вы пришли к индустрии моды в Забайкалье? Чем вы занимаетесь сегодня?
— Это очень интересный вопрос. К индустрии моды пришла около трёх лет назад. Мне всегда были интересны модные события и модельный бизнес, хотелось создать яркое региональное мероприятие, которое бы стало центром притяжения для всех творческих людей, влюблённых в моду и красоту. Первые переговоры с местными швеями не увенчались успехом, желания, впрочем, как и коллекций,которые можно было бы продемонстрировать публике не было, а просто коллаборировать с магазинами было не очень интересно.
Однажды мы совершенно случайно познакомились с местным дизайнером, которая создавала потрясающие вечерние наряды, но найти выход на более высокий уровень не могла и её работы были "в тени". С этого момента начался наш интересный и непростой труд по работе над её личным брендом. Одновременно с этим мы поставили себе амбициозную цель создать собственное модное событие в Москве, раз уж нам это не давалось в родном крае, и у нас всё получилось! В столице создавать красоту оказалось намного проще и местами приятнее.
Забайкальская Неделя Моды. Фото: предоставлено Яной Маньковой
Так, мы провели три сезона модного форума World Fashion Forum Russia (0+), познакомились с большим количеством дизайнеров со всей страны, моделями, сильнейшими командами визажистов, стилистов, федеральными модными СМИ, селебрити. Параллельно вели работу в Чите, много общались со швеями, мотивировали, поддерживали, искали партнёров. И наш труд, заразительный пример и желание создавать красоту в своём родном городе, сделали своё дело. За 1,5 года мы успели не только зарекомендовать себя в Москве, но и замотивировали четверых дизайнеров из Читы на участие в показах в столице. История начала раскручиваться.
Потом состоялось знакомство с центром "Мой бизнес" и, благодаря его поддержке, полтора года назад мы совместно провели первое крупное модное мероприятие за последние 12 лет в нашем городе — Fashion Fest (12+).
— Вернёмся к истокам. Чем вы занимались до того, как пришли в модную индустрию? Как появилась мысль: "А не заняться ли этим?"
— Я долгое время работала по специальности на крупном предприятии и совмещала свою деятельность с культурной жизнью организации, потому что мне всегда было интересно что-то придумывать. Потом этого стало мало, захотелось создать что-то большее, так в 2014 году я организовала и провела свой самый первый конкурс красоты, не имея никакого опыта. И как-то после этого процесс уже было не остановить.
— Что касается конкурса красоты, как вы стали директором?
— Когда-то давно у меня была мечта попасть на Mercedes Fashion Week (18+) в Москве в качестве модели, для этого были все задатки: внешние данные, высокий рост. Но, к сожалению, мечта в тот период не воплотилась. И кто бы мог подумать, что она исполнится другим способом. В 2021 году я запустила конкурс красоты по франшизе, с командой мы провели три ярких финала проекта, со многими участницами дружим до сих пор.
В 2022 году наши взгляды на концепцию конкурса поменялись и мы приняли решение о необходимости создать новый проект, который бы целиком отражал наши ценности. Так родился fashion конкурс красоты TOP QUEEN (18+), созданный в Забайкалье. В этом году уже состоится седьмой региональный сезон.
Конкурс красоты "TOP QUEEN". Фото: предоставлено Яной Маньковой
— Во всей этой истории вы были не одиноки, у вас была команда. Расскажите про них немножко.
— Команда была создана в 2021 году, и по сей день мы продолжаем совместную работу по организации потрясающих проектов. Сейчас помимо работы команды мы привлекаем ещё и волонтёров, так как проекты становятся масштабнее.
— Вы затронули тему того, что у нас в Забайкалье очень плохо была развита индустрия моды. Как вам всё-таки удалось добиться прорыва и каких возможностей ещё не хватает?
— Большую поддержку нам дала победа в конкурсе грантов губернатора Забайкальского края в 2024 году. Благодаря финансированию и поддержке партнёров, нам удалось организовать первую Забайкальскую неделю моды (12+).
В этом году мы стоим перед очень сложной задачей, полностью провести событие на коммерческих условиях.
— Какая поддержка есть от наших властей — финансовая или, может быть, организационная?
— Нас всегда поддерживает центр "Мой бизнес", именно благодаря их помощи, нам удалось организовать приезд спикеров на Неделю Моды.
— Есть ли какое-то сотрудничество с Министерством культуры? У нас очень много показов происходит, к примеру, семейские или старообрядческие. Не планируется ли какая-то коллаборация в этом плане?
— Так как я являюсь ещё и руководителем модельной школы и продюсерского центра, мы очень часто с нашими моделями участвуем в разных событиях города, помогаем в предоставлении моделей на мероприятия.
Забайкальская Неделя Моды. Фото: предоставлено Яной Маньковой
Что касается Министерств, мы в основном взаимодействуем с Министерством экономического развития.
— С какими проблемами вы столкнулись в этом году во время проведения недели моды?
— Самая большая головная боль — это площадка. Городу не хватает технически оснащённых больших пространств.
— Какая поддержка от местных властей была бы для вас наиболее значимой?
— Прежде всего, это предоставление аренды подходящего пространства на льготных условиях. Неделя моды — это социально значимое событие, призванное популяризировать индустрию моды, способствовать в продвижении локальных брендов и проводить его только на коммерческих условиях пока очень сложно.
Творческое будущее Забайкалья
— Забайкальская неделя моды для региона была такой вспышкой. Будут ли какие-то ещё точечные мероприятия в течение года?
— Неделя моды — это совокупность событий, которые проходят на протяжении года. В настоящее время мы планируем события нового сезона.
— Привлекаются ли в моду вашей командой жители районов?
— В 2024 году мы проводили открытый конкурс для модельеров-дизайнеров края, одной из финалисток конкурса стала представительница АБО. Но, по традиции, большая часть заявок была из Читы.
— Насколько велико число желающих участвовать в ваших мероприятиях или сотрудничать в сфере дизайна и ручной работы? Есть ли сейчас отклик в Забайкалье?
— Отклик есть, работа всегда приносит плоды.
— А какой возрастной диапазон у участников — дизайнеров, ремесленников и моделей?
— Дизайнеры от 30 лет и старше. Что касается волонтёров, ремесленников, возраст не играет роли. Модели 0+.
Забайкальская Неделя Моды. Фото: предоставлено Яной Маньковой
— Какие результаты были достигнуты после вот такого первого за последние годы крупного модного события в крае?
— В этом сезоне нам удалось привлечь к участию более 100 моделей, 20 дизайнеров. Мы заручились поддержкой крупных партнёров, а на финале был полный солд-аут по посадке.
— Какие глобальные планы у вас связаны с развитием моды в регионе?
— Я не мечтатель, но мне очень хотелось бы, чтобы в Читу приезжало больше талантливых дизайнеров из других регионов, в том числе начинающих. Мы удалены территориально, многим местным дизайнерам не хватает насмотренности. Также мне бы хотелось снять фэшн-фильм и организовать Дом Моды.
— Если не касаться вашей работы и говорить только о моде и дизайне, как за три года изменился регион? Как развиваются дизайнеры и рукодельницы?
— О локальных брендах начали говорить. Это ли не результат нашей работы. После Недели моды дизайнеров приглашают на интервью. У жителей города меняется восприятие индустрии. У одного из брендов открылся свой магазин. Налажена работа с Министерствами, о моде всё чаще говорят.
— Видите ли, вы изменения в восприятии моды забайкальцами?
— Конечно. Я помню комментарии к первой афише FASHION FEST (16+), насмешки, высмеивание локальной моды. Мы, конечно же, на такие выпады внимание не акцентируем и просто делаем своё дело, и оно приносит результаты. Всё чаще приходят восторженные отзывы о событиях и брендах.
— Как вы реализуете задачу привить забайкальцам культуру посещения модных событий?
— Такие события, как Неделя Моды, повышают культурный уровень, прививают вкус, дают насмотренность. Каждое наше событие про эстетику, мы всегда прописываем дресс-код для посещения наших мероприятий. Красота должна быть в каждой детали. Людям это нравится. Нас посещают те, кто живут красотой. Мы любим и ценим нашего зрителя.
Забайкальская Неделя Моды. Фото: предоставлено Яной Маньковой
— Как партнёры реагируют на ваши инициативы?
— Прекрасно. У нас есть постоянные партнёры, которые нас поддерживают, и мы этим очень дорожим. Сейчас становится больше крупных партнёров, например, таких как "Альфа-Банк", а это очень ценно. Их помощь неоценимы для развития креативных индустрий в крае.
— Почему вы выбрали остаться в Забайкалье, а не переехать в Москву?
— Можно было выбрать простой путь и переехать в столицу, Москва — город возможностей. Но если все уедут в Москву, кто же будет развивать регионы? Мы любим наш край и готовы работать здесь, несмотря ни на какие сложности. Как говорила моя бабушка "Старанья и труд все перетрут".
Забайкальская Неделя Моды. Фото: предоставлено Яной Маньковой