30 июля. Утром 30 июля у побережья Камчатки произошло землетрясение магнитудой около 8,7 балла. Такого мощного сейсмособытия регион не знал 73 года. В некоторых магазинах обрушились потолки, попадали с полок товары, а у одного из детских садов так и вовсе рухнула стена. А ведь Забайкалье также считается регионом с высокой сейсмической активностью. За прошедшее столетие Забайкалье неоднократно становилось ареной ощутимых и разрушительных землетрясений, прежде всего на севере региона — в Каларском, Тунгиро-Олёкминском и близлежащих районах. О самых серьёзных и запомнившихся землетрясениях — в материале ИА ChitaMedia.
27 июня 1957 года в северной части Забайкалья произошло крупнейшее за всю историю региона Муйское землетрясение — событие, которое изменило географию и навсегда вошло в научные хроники края.
Эпицентр землетрясения располагался в Намаракитской впадине, долине реки Намаракит — там, где Восточная Сибирь считалась относительно спокойной в сейсмическом отношении. Магнитуда подземных толчков достигла 7,6, а сила в эпицентре оценивалась в 10–11 баллов по 12-балльной шкале. Подземные удары ощущались даже в Чите и Бодайбо.
В результате землетрясения на земной коре образовались трещины до 30 км длиной, поднялся и сдвинулся Удоканский хребет, а сама Намаракитская впадина опустилась на 5–6 метров, образовав новое озеро протяжённостью свыше 3 км. В некоторых населённых пунктах по зданиям пошли трещины, обваливалась штукатурка, были разрушены печи и печные трубы. Кроме того, в Чите уровень воды в скважинах поднялся на 2 метра. Несмотря на масштабы природного катаклизма, жертв удалось избежать благодаря малонаселённости района.
Землетрясение. Фото: ГУ МЧС России по Амурской области
27 апреля и 21 августа 1994 года в северной части Забайкалья произошла серия заметных землетрясений, которые в регионе известны как Чарские землетрясения. Эти сейсмические события, с магнитудой до 6,3 и силой толчков в эпицентре до 7 баллов по шкале, стали серьёзным испытанием для местного населения и инфраструктуры.
Эпицентр находился в Чарской впадине, районе с повышенной сейсмической активностью. Перед основными толчками зафиксировали несколько слабых форшоков, которые предупреждали жителей о надвигающемся землетрясении. Подземные толчки сопровождались громким гулом, вызывавшим страх. Люди были вынуждены покинуть свои дома. В жилищах падали предметы, сдвигалась мебель, открывались дверцы шкафов, а у некоторых зданий, рассчитанных на землетрясения силой до 8 баллов даже качались стены. По некоторым домам пошли трещины, кое-где обрушилась штукатурка, но разрушений удалось избежать. Однако для людей это имело сильный психологический эффект. Во-первых, накатывающий сильный страх, во-вторых, неожиданность. Кроме того, землетрясение имело дуплетный характер. Но это мы знаем сейчас, а тогда сложно было спрогнозировать будут ли ещё толчки.
6 января 2006 года около Балея произошло заметное землетрясение с магнитудой около 4,6–4,7 и интенсивностью до 5–6 баллов. Оно было зарегистрировано всеми сейсмическими станциями Прибайкалья, а также некоторыми станциями соседних регионов.
В тот раз "тряхнуло" не только Балей. Землетрясение ощутили жители Оловяннинского, Шилкинского, Нерчинского и Сретенского районов. "Докатилось" оно и до Читы. Здесь тряслась мебель, дребезжали окна, качались люстры. В самом Балее и окрестных сёлах даже вибрировали стены. При том, что ни жертв, ни разрушений не было, это событие стало единственным за весь период инструментальных наблюдений с 1960 года в юго-восточных районах Забайкалья, имевшим такую силу.
Эта троица, пожалуй, самые крупные землетрясения, произошедшие в Забайкалье, но, конечно, не единственные. За последние 100 лет в регионе зафиксировано не менее 18 сейсмособытий с магнитудой выше 4,5. Современные исследования сходятся в том, что Байкальская рифтовая зона и северные районы Забайкалья сохраняют повышенный уровень напряжения в земной коре. А значит нужно быть потенциально готовыми к тому, что и в Забайкалье может тряхнуть не по-детски.