28 апреля. Сфера гражданской авиации в последние несколько лет столкнулась с настоящими испытаниями. Пандемия коронавируса, закрытие границ, ограничение авиаперевозок из-за локдауна, санкционные ограничения на поставку самолётов иностранного производства и запасных частей к ним, снижение количества международных авиарейсов — всё это повлияло на работу авиакомпаний и аэропортов в России. О том, насколько эти изменения затронули Забайкальский край, как повлияли на работу воздушной гавани региона, с какими проблемами приходится сталкиваться сейчас, а также о грядущей грандиозной реконструкции аэрокомплекса в Чите — читайте в интервью ИА ChitaMedia с директором аэропорта Читы Денисом Каминским.
Денис Каминский. Фото: пресс-службы аэропорта
Взлёты и падения статистики
— Если сравнивать пассажиропоток до и после пандемии, то как он изменился в читинском аэропорту?
— Давайте обратимся к статистике пассажиропотока с 2015 года. В истории Читинского аэропорта до этого серьёзное снижение наблюдалось только в 2009 году — это были последствия кризиса 2008-го, когда резко колебался курс доллара. Потом, в 2014–2015 годах, из-за отмен международных рейсов (это коснулось не только нас) был небольшой провал, но только по международному направлению. В целом же пассажиропоток оставался стабильным.
Однако в 2020 году мы зафиксировали снижение на 23%. Год был тяжёлым: в апреле, мае и июне объёмы перевозок стали минимальными. Нам пришлось принимать антикризисные меры — оптимизировать расходы, менять графики работы. Но для Читинского аэропорта ситуация нормализовалась довольно быстро. Уже с июля-августа 2020 года показатели начали выравниваться, и в целом, несмотря на падение, год мы завершили неплохо. Для сравнения: в московских аэропортах падение достигало 70–80%. А в 2021 году мы не только восстановили объёмы, но и превысили уровень 2019-го на 67 тысяч пассажиров. С тех пор у нас устойчивый рост.
С 2022 года вся отрасль гражданской авиации в России столкнулась с новыми вызовами: санкции, нехватка воздушных судов, ограничения на развитие перевозок. Внутренние направления имеют огромный потенциал — коэффициент авиационной подвижности населения растёт, люди летают чаще, спрос увеличивается. Государство поддерживает региональную авиацию, но возможности авиакомпаний серьёзно ограничены из-за нехватки самолётов.
Тем не менее, несмотря на все сложности, у нас сохраняется положительная динамика: в 2022 году прирост составил 26%, в 2024-м — почти 8%, а до конца этого года планируем рост не менее 5%. По сравнению со среднероссийскими показателями это очень хороший результат.
Масштабные изменения
— Знакомство большинства туристов с нашим краем начинается именно с аэропорта, но за прошедшие годы здания и инфраструктура устарели. Будет ли проводиться его реконструкция?
— В настоящее время запланирована реализация двух инвестиционных проектов. Первый — реконструкция аэропортового комплекса Чита (Кадала), включающая обновление аэродромной инфраструктуры: перрона, системы светосигнального оборудования, рулёжных дорожек и других объектов. Второй проект — строительство нового аэровокзального комплекса, в который войдут пассажирский терминал и привокзальная площадь.
Оба проекта взаимосвязаны как с точки зрения перспектив развития аэропорта, так и технически. Они рассчитаны на рост пассажиропотока и увеличение объёмов перевозок. Реконструкция аэродрома запланирована на период с 2025 по 2029 годы и будет осуществляться в рамках государственно-частного партнёрства с привлечением бюджетных и внебюджетных средств.
— Какие именно это источники?
— Внебюджетные средства — это инвестиционная программа холдинга "Новапорт", который является собственником аэропорта. Проект по строительству зданий реализуется исключительно за счёт внебюджетных источников, без государственного участия. Сейчас идёт этап проектирования. Завершить его планируется к концу этого года, после чего последует этап государственной экспертизы, получение заключения — ориентировочно в феврале. Далее будет подготовлена тендерная документация, проведены торги для выбора генподрядчика. Что касается сроков, само строительство терминала займёт около 2 лет. Окончание строительно-монтажных работ запланировано на 2029 год.
Задача непростая — требуется согласование с энерго— и ресурсоснабжающими организациями, а также решение вопросов по землепользованию. Работа предстоит масштабная. Проектированием аэровокзала занимается красноярский институт "Красаэропроект". Архитектурно-планировочные решения уже согласованы, сейчас прорабатывается дизайн интерьеров. Уверен, что проектно-сметная документация будет полностью готова в установленные сроки — до конца года.
— Что нового будет в читинском аэропорту после реконструкции?
— Мы планируем построить современное двухэтажное здание площадью 9,2 тысячи квадратных метров. Изначально проект предусматривал 7 тысяч квадратов, но после детального анализа пассажиропотока и перспектив развития холдинг принял решение увеличить площадь. Это позволит создать комфортные условия для всех пассажиров.
В новом терминале предусмотрены: просторный операционный зал с 12-13 стойками регистрации, удобная система перемещения между этажами (эскалаторы и лифты), современная зона досмотра увеличенной пропускной способности, увеличенная в два раза зона выдачи багажа с двумя новыми багажными лентами, два телетрапа для магистральных рейсов (Москва, Новосибирск, Екатеринбург), медицинский пункт, залы повышенной комфортности, включая залы обслуживания бизнес и VIP-пассажиров.
Да, в существующем здании площади пока хватает, но в летний пиковый период возникают серьёзные перегрузки и недовольство пассажиров. Новый терминал проектировался с учётом этих проблем, все зоны будут значительно просторнее, что позволит избежать скопления пассажиров в очередях и дискомфорта в часы максимальной загрузки. Основной акцент мы делаем на удобстве пассажиров и перспективах роста, терминал рассчитан на будущее увеличение пассажиропотока.
Читинский аэропорт. Фото: Анна Хвостова
Казалось бы, причём тут птицы и измение климата
— Новый аэропорт позволит принимать больше рейсов из разных городов. С какими авиакомпаниями сейчас осуществляется сотрудничество?
— Сегодня маршрутная сеть аэропорта представлена 25 направлениями полетов. Среди наших давних партнёров, с которыми сотрудничаем десятилетиями: S7 Airlines, "Уральские авиалинии", иркутские перевозчики "Ангара" и "Ираэро", дальневосточные "Аврора" и "Якутия", наш базовый перевозчик "Аэросервис".
Что касается международных рейсов, это сезонные чартеры в Таиланд до апреля, возобновление зимой. И регулярный рейс Air China "Чита-Хайлар-Пекин", который работает с 2005 года.
Также мы ожидаем запуск новых направлений с авиакомпанией Red Wings в Томск, Барнаул, Новокузнецк по субсидируемым тарифам. Правда, начало полётов, планировавшееся на май, пришлось перенести. Надеемся, что в ближайшее время эти рейсы всё же начнут выполняться.
— Какие новые направления авиамаршрутов появились в прошлом году?
— В 2024 году мы запустили долгожданное международное направление — рейс "Чита-Пхукет". Первый полёт состоялся в ноябре, и это стало важным событием для наших пассажиров.
В 2023 году нас приятно удивила авиакомпания iFly, которая вышла на наш рынок с широкофюзеляжными Airbus 330. Они выполняли беспосадочные рейсы в Сочи и Санкт-Петербург, что было крайне востребовано у наших пассажиров. К сожалению, с 2025 года iFly прекращает эти рейсы, переориентировав флот на сотрудничество с "Аэрофлотом" в других регионах.
Сейчас мы с оптимизмом смотрим в будущее — ведём переговоры с Red Wings об открытии новых направлений в города Западной Сибири. Надеемся, что в ближайшее время сможем порадовать пассажиров дополнительными маршрутами.
— В аэропорту Читы стало больше ночных рейсов, и в прошлом году для удобства пассажиров был запущен автобус из центра города. Насколько он вообще востребован и будет ли в этом году осуществлять перевозки?
— Автобус, безусловно, выполнял важную функцию, хотя пассажиропоток на этом маршруте был действительно небольшим. Главная причина его запуска — полное отсутствие альтернатив. Речь не только о стоимости такси, в ночное время в Чите просто невозможно вызвать машину.
Мы уже третий год работаем круглосуточно в связи с появлением в расписании авиакомпаний ночных и вечерних рейсов. И должны понимать: если пассажиру некому помочь, как он доберётся до аэропорта? Да, таких людей немного, но лишать их последней возможности нельзя.
К сожалению, низкая заполняемость сделала маршрут экономически невыгодным для перевозчика. Насколько мне известно, в этом году ночные рейсы автобуса продолжаться не будут. Это сложная ситуация: с одной стороны, потребность есть, с другой — экономическая целесообразность. Мы продолжаем искать решения этой проблемы вместе с городскими властями.
— Помимо начала реконструкции и, надеемся, открытия новых направлений, какие ещё планы есть на текущий год у аэропорта?
— В этом году у нас запланирован целый комплекс мероприятий. Прежде всего, продолжается реализация инвестиционной программы по обновлению технического парка. Мы закупаем новое досмотровое оборудование для обеспечения транспортной безопасности, включая современные металлодетекторы и рентгенотелевизионные интроскопы.
Особое внимание уделяем орнитологической безопасности. Из-за климатических изменений и, как следствие, гидрологического режима территории — подтоплений и заболачивания — резко увеличилось количество птиц, что создаёт риски для безопасности полётов. Сейчас завершаются специализированные исследования, которые проводит привлечённый нами институт. На основании их рекомендаций будем внедрять комплекс мероприятий, включая использование биоакустического оборудования и других систем отпугивания птиц.
Климатические изменения заставляют нас пересматривать и парк спецтехники. Уже в этом году планируем дополнительную закупку снегоуборочного оборудования. Зимы стали более снежными, и прошлой осенью нам даже пришлось на сутки закрывать аэродром для очистки ИВПП с использованием противогололёдных реагентов.
Отдельно хочу отметить новый для нас проект — посадочная площадка в Краснокаменске, которую мы взяли под операционное управление по поручению краевого правительства. Уже восстановили регулярные рейсы (дважды в неделю) и сейчас проводим текущий ремонт площадки. В перспективе, при финансовом участии "Росатома", планируем построить там быстровозводимый терминал.
Читинский аэропорт. Фото: Анна Хвостова
— В 2023 году читинский аэропорт вошёл в нацпроект “Производительность труда”. Какие изменения в связи с этим произошли?
— Мы два года участвовали в программе Федерального центра компетенций. Признаюсь, сначала в коллективе относились к этим новшествам с некоторым скепсисом. Однако уже через несколько месяцев сотрудники по-настоящему заинтересовались теми инструментами, которые предлагали эксперты.
Суть обучения заключалась не в простом наставничестве, а в том, чтобы научить нас самих использовать полученные инструменты для улучшения технологий, повышения эффективности любого процесса. Мы осваивали принципы бережливого производства, учились анализировать технологические процессы, находить точки роста и оптимизировать работу. И знаете, я буквально видел, как меняются сотрудники, участвующие в проекте. У них появились новые идеи, другой взгляд на привычные операции. Конечно, нельзя сказать, что всё сразу стало идеально. Но главное — наши руководители и сотрудники научились применять эти инструменты на практике. Это ценный опыт, и я благодарен команде ФЦК за профессиональную работу.
Что касается результатов, подведу итог: в 2025 году мы ожидаем пассажиропоток около 815 тысяч человек. Для сравнения: ещё несколько лет назад 500 тысяч казались нам недостижимой мечтой, тогда в 2021 году мы организовали торжественное мероприятие по случаю достижения этого результата. Для наших ветеранов, преданных своему делу, каждый такой показатель — настоящее достижение. И в этом есть существенный вклад от участия в нацпроекте.
Смотрите полную версию на сайте >>>