Читинский аэропорт: масштабная реконструкция, влияние пандемии и новые авианаправления

Директор главной воздушной гавани Забайкалья о вызовах времени, грядущей реконструкции и инновациях
Читинский аэропорт
Фото: Анна Хвостова

28 апреля. Сфера гражданской авиации в последние несколько лет столкнулась с настоящими испытаниями. Пандемия коронавируса, закрытие границ, ограничение авиаперевозок из-за локдауна, санкционные ограничения на поставку самолётов иностранного производства и запасных частей к ним, снижение количества международных авиарейсов — всё это повлияло на работу авиакомпаний и аэропортов в России. О том, насколько эти изменения затронули Забайкальский край, как повлияли на работу воздушной гавани региона, с какими проблемами приходится сталкиваться сейчас, а также о грядущей грандиозной реконструкции аэрокомплекса в Чите — читайте в интервью ИА ChitaMedia с директором аэропорта Читы Денисом Каминским. 


Денис Каминский. Фото: пресс-службы аэропорта

Взлёты и падения статистики

— Если сравнивать пассажиропоток до и после пандемии, то как он изменился в читинском аэропорту?

— Давайте обратимся к статистике пассажиропотока с 2015 года. В истории Читинского аэропорта до этого серьёзное снижение наблюдалось только в 2009 году — это были последствия кризиса 2008-го, когда резко колебался курс доллара. Потом, в 2014–2015 годах, из-за отмен международных рейсов (это коснулось не только нас) был небольшой провал, но только по международному направлению. В целом же пассажиропоток оставался стабильным.

Однако в 2020 году мы зафиксировали снижение на 23%. Год был тяжёлым: в апреле, мае и июне объёмы перевозок стали минимальными. Нам пришлось принимать антикризисные меры — оптимизировать расходы, менять графики работы. Но для Читинского аэропорта ситуация нормализовалась довольно быстро. Уже с июля-августа 2020 года показатели начали выравниваться, и в целом, несмотря на падение, год мы завершили неплохо. Для сравнения: в московских аэропортах падение достигало 70–80%. А в 2021 году мы не только восстановили объёмы, но и превысили уровень 2019-го на 67 тысяч пассажиров. С тех пор у нас устойчивый рост.

С 2022 года вся отрасль гражданской авиации в России столкнулась с новыми вызовами: санкции, нехватка воздушных судов, ограничения на развитие перевозок. Внутренние направления имеют огромный потенциал — коэффициент авиационной подвижности населения растёт, люди летают чаще, спрос увеличивается. Государство поддерживает региональную авиацию, но возможности авиакомпаний серьёзно ограничены из-за нехватки самолётов. 

Тем не менее, несмотря на все сложности, у нас сохраняется положительная динамика: в 2022 году прирост составил 26%, в 2024-м — почти 8%, а до конца этого года планируем рост не менее 5%. По сравнению со среднероссийскими показателями это очень хороший результат.

Масштабные изменения

— Знакомство большинства туристов с нашим краем начинается именно с аэропорта, но за прошедшие годы здания и инфраструктура устарели. Будет ли проводиться его реконструкция?

— В настоящее время запланирована реализация двух инвестиционных проектов. Первый — реконструкция аэропортового комплекса Чита (Кадала), включающая обновление аэродромной инфраструктуры: перрона, системы светосигнального оборудования, рулёжных дорожек и других объектов. Второй проект — строительство нового аэровокзального комплекса, в который войдут пассажирский терминал и привокзальная площадь.

Оба проекта взаимосвязаны как с точки зрения перспектив развития аэропорта, так и технически. Они рассчитаны на рост пассажиропотока и увеличение объёмов перевозок. Реконструкция аэродрома запланирована на период с 2025 по 2029 годы и будет осуществляться в рамках государственно-частного партнёрства с привлечением бюджетных и внебюджетных средств.

— Какие именно это источники?

— Внебюджетные средства — это инвестиционная программа холдинга "Новапорт", который является собственником аэропорта. Проект по строительству зданий реализуется исключительно за счёт внебюджетных источников, без государственного участия. Сейчас идёт этап проектирования. Завершить его планируется к концу этого года, после чего последует этап государственной экспертизы, получение заключения — ориентировочно в феврале. Далее будет подготовлена тендерная документация, проведены торги для выбора генподрядчика. Что касается сроков, само строительство терминала займёт около 2 лет. Окончание строительно-монтажных работ запланировано на 2029 год.

Задача непростая — требуется согласование с энерго— и ресурсоснабжающими организациями, а также решение вопросов по землепользованию. Работа предстоит масштабная. Проектированием аэровокзала занимается красноярский институт "Красаэропроект". Архитектурно-планировочные решения уже согласованы, сейчас прорабатывается дизайн интерьеров. Уверен, что проектно-сметная документация будет полностью готова в установленные сроки — до конца года.

— Что нового будет в читинском аэропорту после реконструкции? 

— Мы планируем построить современное двухэтажное здание площадью 9,2 тысячи квадратных метров. Изначально проект предусматривал 7 тысяч квадратов, но после детального анализа пассажиропотока и перспектив развития холдинг принял решение увеличить площадь. Это позволит создать комфортные условия для всех пассажиров.

В новом терминале предусмотрены: просторный операционный зал с 12-13 стойками регистрации, удобная система перемещения между этажами (эскалаторы и лифты), современная зона досмотра увеличенной пропускной способности, увеличенная в два раза зона выдачи багажа с двумя новыми багажными лентами, два телетрапа для магистральных рейсов (Москва, Новосибирск, Екатеринбург), медицинский пункт, залы повышенной комфортности, включая залы обслуживания бизнес и VIP-пассажиров.

Да, в существующем здании площади пока хватает, но в летний пиковый период возникают серьёзные перегрузки и недовольство пассажиров. Новый терминал проектировался с учётом этих проблем, все зоны будут значительно просторнее, что позволит избежать скопления пассажиров в очередях и дискомфорта в часы максимальной загрузки. Основной акцент мы делаем на удобстве пассажиров и перспективах роста, терминал рассчитан на будущее увеличение пассажиропотока.