На Дальнем Востоке есть и поэты-глыбы, и талантливая молодежь

Поэзию, нужную людям, создают дальневосточные авторы, отметили на круглом столе в рамках шестого сезона Премии им. В.К. Арсеньева
Побережье Приморского края
Фото: ИА PrimaMedia

24 сентября. Различные мнения звучали на круглом столе "Единого слова ради: поэзия на Дальнем Востоке" (12+), который прошел 18 сентября в онлайн-формате в рамках серии дискуссионных мероприятий (12+) шестого сезона Общероссийской литературной Премии "Дальний Восток" имени В.К. Арсеньева (12+). Но все спикеры сошлись в одном — поэтический жанр не утратил своей популярности и в наши дни, однако талантливым авторам нужно активно продвигать свои произведения, самим идти со своими стихами к людям. Помочь им в этом могут и интернет-ресурсы, и традиционные литературно-художественные издания. Подробности онлайн-встречи — в материале ИА PrimaMedia.

Поэзия нужна, поэзия важна, ею интересуются

 — Как мне кажется, у искусства нет времени, то есть оно не может быть современным или несовременным в общепринятом смысле этого слова. А если говорить о поэзии, она, наверное, не так современна, как это было во времена символистов. Но мне кажется, что поэзия очень всем нужна, очень важна и очень всем интересна. Настоящее искусство всегда находит отклик в сердцах людей, как это ни банально звучит. Но как есть, так и есть, — высказала свою точку зрения по поводу актуальности поэзии как литературного жанра в наши дни поэт из Владивостока, автор проекта "Класс коррекции" (18+) Мария Кравцова.

По мнению Марии, именно нынешние авторы формируют интерес читателя к сегодняшней поэзии, тем более что среди молодежи, занимающейся литературой в Приморье, есть очень достойные поэты.

 — Я не могу сказать, что в наше время существует массовый интерес к поэзии, при этом самое интересное — то, что достаточно много молодых и не очень молодых людей читают литературно-художественные журналы, — в свою очередь сказала Александра Николашина, главный редактор литературно-художественного журнала "Дальний Восток" (18+), издающегося в Хабаровске. — Должна сказать, что у нашего журнала весьма высокая поэтическая планка, у нас печатаются одни из лучших поэтов России. Время от времени появляются новые имена, и это прекрасно, потому что поэзия не может умереть — она особая субстанция, которая существует в мире, существует в душе и голове людей и которая никогда не умрет.  

По мнению сахалинца Владимира Семенчика — поэта, прозаика, журналиста, члена Союза писателей России — нынешнее время дает молодым людям  больший выбор интеллектуальных занятий, которые усваиваются проще, чем поэзия.

 — Поэзию трудно воспринимать, надо понимать поэтический язык. Это так же, как сравнить, например, классическую музыку с популярной песней. И то хорошо, и это хорошо, и то нужно, и это. Но у популярной песни априори будет больше аудитории, чем у классической музыки. Но не было бы классической музыки, наверное, и популярная песня не могла бы так развиваться. Это жанры, которые необходимы друг другу, они взаимопроникают друг в друга. То же самое происходит с прозой и поэзией. Настоящая проза, она тоже очень часто поэтична. А поэзия развивает язык, она помогает достичь тех высот, которые необходимы для того, чтобы произведение проникло в душу. Поэтому поэзия  действительно всегда будет актуальна, всегда нужна, а рост или спад интереса к ней — это, наверное, явление подобное тому, как на море бывает шторм, а бывает штиль, — завершил метафорой свою мысль Владимир Семенчик.

Интерес читателя к поэзии зависит от очень многих факторов, но в том числе он зависит и от тех людей, кто пропагандирует поэзию, кто сам пишет. Нужно активнее идти к людям со своим творчеством, призвал собратьев по перу Семенчик.

 — Нужно вспомнить, что много литераторов вышло из наших побед. После войны с Наполеоном появились и Пушкин, и Лермонтов, и другие великие поэты. После Великой Отечественной войны появилось огромное племя ярчайших поэтов. То есть мы в чем-то все поэты Победы, наследники тех поколений, — подчеркнул дальневосточный автор.

Вспомним Пушкина

Как считает Юлия Карабанова, поэт и прозаик-фантаст из Петропавловска-Камчатского,  немногим представителям современной поэзии удается выйти на уровень Маяковского, Есенина, Бродского. Для того чтобы поэта разглядели, требуется определенное время, публикации, может быть, даже некая "раскрутка".

 — В современном мире необходимо "продвигаться". И сейчас для этого больше возможностей. Можно просто записывать свои стихи в виде роликов [для Интернета] и таким образом становиться популярным. То есть сейчас даже не обязательно выпускать книжки, достаточно выйти на аудиторию, продвигая себя с помощью современных телекоммуникационных средств, — сказала Юлия Карабанова.

Она напомнила, что во времена Пушкина стихи писали многие, стихосложение даже входило в школьную программу. Дворянскую молодежь учили писать стихи по-французски и по-английски. И Пушкин первым показал, что писать стихи можно и на русском языке, и оставил образцы стихов  с красивой, хорошей русской речью. Ну а дальше у него появились последователи.

 — Мне кажется, что всё-таки масса людей, пишущих, умеющих формулировать свои мысли с помощью стихотворных форм — это очень важно. И, возможно, если приучать людей с детства рифмовать пусть даже на каком-то бытовом уровне, сочинять какие-то вещи, то, возможно, тогда поэзия станет более востребованной, — поделилась размышлениями камчатская поэтесса.

Сегодня роль пропагандистов настоящей, качественной поэзии играют муниципальные библиотеки, в свою очередь отметил Илья Федоров, культуролог, заведующий библиотекой № 10 города Владивостока.

 — Непосредственно в библиотеке, которой я заведую, имеются два клуба литераторов. Это "В одно касание" (16+) — клуб молодых поэтов, которые успешно печатаются, получают какие-то гранты и издают небольшие книги. И  более устоявшаяся организация — это региональное отделение Российского Союза писателей, которое также регулярно проводит свои встречи. На каждую встречу приходит от 20-ти до 50 человек. Я считаю, что это достаточно хорошая посещаемость, — рассказал Федоров.

Что важнее, талант или продвижение?

В своем выступлении Илья Федоров поднял очень интересный вопрос: что сейчас важнее — талант или продвижение автора? Кто может получить максимальную аудиторию и "стрельнуть" на всю страну? Тот, кто пишет гениальные стихи, но его просто пока не заметили? Либо тот, кто снимает крутые видеоролики, выкладывает их на модных ресурсах и, благодаря этому получает собственную большую аудиторию?

Вопрос, как говорится, риторический и, в то же время, требующий серьезного осмысления. Очень хорошо, когда человек пишет гениальные стихи. Однако совсем не плохо, если специально обученные люди помогают ему раскрутиться.  

Пока же получается так, что молодежная поэзия — это пока еще поэзия раскрутки, поэзия вложения денег, поэзия маркетинга, а не поэзия качества, которую она порою все-таки напоминает.

 — Для того чтобы таланту пробиться, раскрутка в некотором роде действительно очень нужна и важна. И я очень рада, что мы живем в эпоху Интернета. С одной стороны это доставляет определенные сложности, но с другой — дает большие возможности. И еще я знаю, что ребятам, которые пишут стихи, важно не бояться отправлять их на конкурсы и на разные платформы. Тогда у начинающих авторов появляются огромные шансы пробиться, даже если у них и нет какого-то лобби и миллионов подписчиков. При условии таланта и хорошего языкового уровня, у них появляются возможности стать известными, — высказала свою точку зрения Екатерина Самсонова из Петропавловска-Камчатского,  заведующая отделом по работе с молодежью Камчатской краевой научной библиотеки им. С.П. Крашенинникова.

Дальневосточная поэзия живет… и здравствует?

Однако есть ли вообще дальневосточная поэзия, и, если да, то что она собой представляет? Здесь мнения высказывались разные.

Мария Кравцова считает, что дальневосточная поэзия не только существует — она отличается от той же московской. На Дальнем Востоке, по ее мнению, не так часто пишут об окружающей современной действительности, как это делают москвичи. Может быть, дело в традиции описывать Москву, да она и дает сейчас больше поводов для яркого, гротескного описания.

 — Хотя у нас есть поэты, которые много пишут про Дальний Восток, и я безумно влюблена в их стихи. У нас есть замечательный современный поэт Артур Гореев, который очень много пишет про Дальний Восток, про Владивосток с точки зрения современности, — сказала Кравцова.

Таких поэтов, как классик советской русской поэзии Петр Комаров, который писал исключительно про Дальний Восток, сегодня больше нет, заметила Александра Николашина. В принципе, сегодняшняя дальневосточная поэзия входит в состав русской поэзии и совершенно ничем не отличается от той же московской, уверена она.

 — Хотя, конечно, темы иногда бывают местные: кто-то пишет что-нибудь интересное про Хабаровск, кто-то что-то неожиданное про тайгу. Я не могу сказать, что современная поэзия в чем-то уступает той, которая была в 30-е годы при Петре Комарове (Комаров Петр Степанович — русский советский поэт, жил в Хабаровске, был членом редколлегии журнала "Дальний Восток" — ред.). И она, конечно, шагнула далеко вперед. Например, очень интересные и прекрасные поэты живут во Владивостоке: Александр Куликов, Юрий Кабанков (правда, он сейчас уехал). Это такие совершенно мощные глыбы, философы, экспериментаторы. И в Хабаровске есть очень хорошие молодые поэты и поэты постарше, и на Сахалине, и на Камчатке. Я думаю, что все закономерно и что все идет так, как нужно, своим чередом, — сказала Александра Николашина.

Однако у дальневосточной поэзии имеется и своя специфическая ниша, отметили участники круглого стола. Это — поэзия малых коренных народностей, имеющая свои вековые традиции и глубокие корни, связанная с местными сказаниями, сказками и легендами.

Как рассказала Екатерина Самсонова, много лет занимавшаяся краеведением и национальными литературами на Камчатке, в последние 10 лет наблюдается тенденция по возвращению внутреннего самосознания коренных народов и народностей, проживающих на территории Камчатского края: ительменов, чукчей, коряков и др.

 — Многие молодые ребята приезжают с севера Камчатки учиться в наш город (Петропавловск-Камчатский — ред.), начинают уже здесь учить свои национальные языки и уже гордо говорят, что они — ительмены, чукчи, коряки, эвены. Это очень здорово, очень интересно за этим наблюдать. Но вот с поэзией на национальных языках у нас пока что не очень хорошо. Ну, во-первых, потому что в какой-то момент эти языки были практически утрачены. Сейчас идет огромное возрождение, это видно, но к поэзии еще дело еще только движется. Но у нас есть как минимум один замечательный национальный писатель Кирилл Косыгин, внук нашего великого Косыгина (Косыгин Владимир Владимирович — корякский поэт, писатель, государственный и общественный деятель; создавал произведения под псевдонимом Владимир Коянто, автор популярных сборников стихов, переводившихся на иностранные языки — ред.). Я надеюсь, что впереди его ждет очень хорошее литературное будущее, потому что у него действительно сильная проза, основанная на мифологии, на сказаниях коренных народов. Вполне возможно, что однажды он начнет писать и стихи, — сказала Самсонова.

В крае проводятся конкурсы сочинений для школьников (6+) на национальных языках. Процесс, по словам Екатерины Самсоновой, запущен, через какое-то время возможен взлет поэзии на национальных языках.

Не будет поэзии — не будет литературы 

Подводя итоги круглого стола "Единого слова ради: поэзия на Дальнем Востоке", его модератор куратор Премии имени Арсеньева Вячеслав Коновалов так напомнил участникам и зрителям основные тезисы прошедшей дискуссии: "Поэзия всегда современна, и молодая современная поэзия себя утверждает. Интерес к поэзии растет. Появляются новые имена, появляются молодые и сильные поэты на Дальнем Востоке, и дальневосточная поэзия все больше становится частью большой русской поэзии, которой она, в принципе, изначально принадлежит. На Дальнем Востоке есть дух авантюризма (дух первопроходцев), и это чувствуется в поэзии, и потом не надо забывать, что русская поэзия — это поэзия победы".

— Поэзия, как сказал Владимир Семенчик, необходима, она может достичь неимоверных высот, но ею нужно заниматься, — подчеркнул Вячеслав Коновалов. — Надо идти вперед, надо использовать имеющиеся интернет-платформы, для того чтобы ваша поэзия зазвучала. Не прячьте, дорогие поэты, в карман то, что вы пишете. Делитесь с нами. Нам это очень приятно. Надеюсь, что это не последний наш разговор о поэзии, потому что, как замечательно сказала здесь сегодня Александра Николашина, поэзия — это то, что стоит в основе литературы. Не будет поэзии — не будет и литературы.

Общероссийская литературная Премия "Дальний Восток" имени В.К. Арсеньева учреждена по инициативе Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации — полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Юрия Трутнева. Впервые лауреаты Премии были названы в декабре 2019 года. Произошло это в рамках комплекса воспитательно-патриотических мероприятий "Дни регионов Дальнего Востока в Москве" в здании Российского Фонда культуры.

Главная цель Премии — поддержка российских и зарубежных писателей, посвящающих свои произведения Дальнему Востоку и содействующих формированию единого культурного пространства многонациональной России.

Напомним, что заявочная кампания шестого сезона  Общероссийской литературной Премии "Дальний Восток" имени В.К. Арсеньева завершилась 1 июля. Сейчас совету экспертов предстоит сформировать длинный список, куда войдут по 10 произведений в трех номинациях — "Длинная проза", "Короткая проза" и "Проза для детей". Как сообщили в оргкомитете Премии, длинный список будет объявлен уже в сентябре этого года, короткий список (по три претендента в каждой номинации) огласят в ноябре, победителей и лауреатов шестого сезона Премии будут чествовать на торжественной церемонии (18+), которая традиционно запланирована на декабрь.

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость