12 июня 2022. 12 июня 1918 года в Забайкальской области советскими властями принято положение о ликвидации домовых церквей при учебных заведениях и детских приютах.
Годом ранее Временное Правительство отменило обязательное преподавание Закона Божьего и передало церковно-приходские школы Министерству народного просвещения, сделав первый шаг к отделению церкви от государства. Возражения не были приняты правительством во внимание. Фактическая национализация всех церковноприходских школ к конфликту между РПЦ и Временным Правительством, вызвав серьезные возражения стороны Поместного Собора и иерархии, но в учёт они не были приняты.
После Постановлением Совнаркома РСФСР от 11 декабря 1917 года в ведение Наркомата по просвещению из духовного ведомства были переданы все учебные заведения вместе со всем связанным с ними имуществом.
Важнейшим документом Советского государства, определившим положение Русской Православной Церкви, стал декрет Совета Народных Комиссаров "Об отделении церкви от государства и школы от церкви" от 23 января 1918 года. Он отменял все ограничения свободы совести, церковь лишалась всего имущества и права владеть им, прекращались всякие государственные субсидии. Любое имущество, включая храмы и иные строения, религиозные общества могли получать на условиях "бесплатного пользования" с разрешения местной или центральной властей.
По данным на 1909 год в Забайкальской области 87 % из 370 учебных заведений находились в подчинении епархии, в том числе 199 школ церковной грамоты, 122 церковно-приходских школы, миссионерское училище, женское епархиальное училище, духовное училище, переведенное из Нерчинска в Читу в 1900 году.
В Забайкалье советские власти почти не вмешивались в церковную жизнь волостей и станиц, о чем свидетельствовали доклады с мест позднее, в середине 1919 года, для белых властей: "в общем забайкальское духовенство сравнительно мало пострадало от большевиков". В областной столице дела обстояли иначе.
Исполняя декрет СНК об отделении церкви от государства, в Забайкалье в период с марта по август 1918 года большевиками были реквизированы здания Читинской духовной семинарии, духовного и миссионерского училищ, ясли-приют епархиального братства.
Духовенство и прихожане предпринимали попытки к спасению церковного имущества, действуя в духе революционного времени: проводили совещания, принимали резолюции и выступали с иными открытыми протестами. В результате Чите в начале 1918 года прошли аресты священников. В ответ для защиты прав православной церкви духовенство и верующие 26 марта создали Союз православных приходов.
Съезд забайкальского духовенства попытался сохранить духовные училища, объявив, что они будут содержаться на средства церкви (прихожан). Союз учителей Забайкалья в это время принял решение и занял здание Читинской духовной семинарии под политехнические курсы.
12 июня советские власти Забайкалья приняли решение о ликвидации домовых церквей при учебных заведениях и детских приютах.
19 июня 1918 года прошел крестный ход, организованный местным духовенством и верующими в поддержку арестованных священников, который был оценен властями как демонстрация протеста и был разогнан с помощью вооруженной силы. В результате одна жительница Читы была убита, несколько человек ранено. Большевики обвинили духовенство в антисоветской деятельности и арестовали несколько священников. Состоявшийся в августе суд принял решение дать по 6 месяцев тюрьмы священникам Богоявленскому и Писареву, по 2 месяца — священникам Старкову и Подгорбунскому.
24 августа Епархиальный совет рассмотрел вопрос о возвращении церкви всего захваченного советскими органами имущества и освобождении арестованных священников.
26 августа 1918 года советская власть в Чите пала и белые их реабилитировали.
Уже 30 августа Читинская городская Дума возвратила епархии национализированную ранее недвижимость.
Также в этот день:
2 (12) июня 1652 года, 370 лет назад, выступил в поход Бекетов, достигнувший озера Иргень 24 сентября (4 октября) 1653 года.
30 мая 1908 года открыта городская публичная библиотека.