27 мая 2022. Взаимоотношения государственной власти с населением окраинных территорий выстраивалось в административной сфере, аграрной политике, социокультурном устройстве и в области религиозных отношений.
15 (27) мая 1853 года принято "Положение о ламайскомдуховенстве в Восточной Сибири", определившее вплоть до конца империи взаимоотношения государства и буддийской церкви в России.
Религиозное многообразие рассматривалось центральной властью как естественное и нормальное, но требующее государственного главенства и контроля. Оно уже было установлено в отношении Русской Православной Церкви, когда петровские преобразования привели к отмене патриархата и появлению Священного Синода, а обязанности главы церкви стал выполнять назначаемый иерарх.
На огромных и слабозаселенных восточных рубежах Империи важно было сохранить мир и добиться выгодной торговли. Отсутствие четко обозначенной границы с Цинской империей, становление пограничной стражи, перемещение бурятских племен на больших пространствах, определяемое ведением кочевого скотоводства, и, конечно, сильные объединяющие приграничные территории буддийские традиции, оказывали влияние на религиозную политику в Забайкалье.
После определения границы России и Китая в 1727 годупервым российским нормативным актом, регламентирующим деятельность буддийской церкви, стала "Инструкция пограничным дозорщикам" 1728 года Владиславича-Рагузинского, определившая административную независимость буддизма на российской территории от иностранного и предписывавшая готовить лам исключительно из среды местного бурятского населения. Официально буддизм признан одним из вероисповеданий России указом императрицы Елизаветы Петровны только в 1741 году, утверждены были и штаты буддийского духовенства. Свободу вероисповедания в Сибири закрепил в 1822 году Устав об управлении инородцев М.М. Сперанского.
К середине XIX века фиксировалось 125 тысяч жителей-буддистов и 4 556 лам, которые как священнослужителиосвобождались от уплаты налогов.
Генерал-губернатор Восточной Сибири Николай Николаевич Муравьев, получив в управление в 1847 году огромную территорию от Енисея до Тихого океана, стремился к созданию эффективной административной системы во всех сферах. В 1851 году появилась Забайкальская область.
Спустя два года принято "Положение о ламайскомдуховенстве Восточной Сибири". Оно утверждало 34 дацана и 285 штатных лам. Устанавливалось две должности — Хамбо-лама и ширетуй (настоятель дацана). Иных должностей, связанных с культовыми и хозяйственными делами, в буддийских монастырях не предусматривалось.Единое управление отводилось Хамбо-ламе, включая зачисление в штат новых лам, но только на вакантные места и после утверждения кандидатов местной губернской администрацией. Согласование и утверждение требовалось при принятии решений о возведении новых дацанов, сборе пожертвований и их расходов на культовые нужды. Ходатайство утверждалось местными бурятскими властями, генерал-губернатором и Министерством внутренних дел Российской Империи. Вводились ограничительные меры для контактов забайкальских лам с Монголией, входившей в состав Маньчжурской Империи. Последние на практике не достигли желаемых результатов.
В период контрреформ 1880–1890-х годов на миссионерских съездах Русской Православной Церкви выдвигались предложения о пересмотре и ужесточении Положения 1853 года, которое оценивалось как реализующее покровительственную государственную политику по отношению к ламаизму. В 1892 году даже состоялось соответствующее решение Особого совещания о мерах к облегчению христианской проповеди в Забайкалье с участием обер-прокурор Синода К.П. Победоносцева, министра внутренних дел И.Н. Дурново и приамурскогогенерал-губернатора А.Н. Корфа. Усилия ведомства Победоносцева не поддержало Министерство иностранных дел, последовательно отстаивая позицию сохранения стабильной внешнеполитической ситуации в регионе и усиления взаимодействия России с Монголией и Китаем.
Проведение такой политики было невозможно без поддержки народов, проживающих в Забайкалье.