15 мая 2022. 15 мая 1937 года, 85 лет назад, родился педагог и дирижер, заслуженный деятель искусств России и почетныйгражданин города Читы Эдвард Станиславович Маковский.
Выпускник Красноярского музыкального училища и Новосибирской государственной консерваторию имени М.И. Глинки, он приехал в Читу в 1961 году, сыграв за почти четыре десятилетия значительную роль в развитии музыкального образования и искусства в Забайкалье.
В первый же год Эдвард Маковский создал на базе музыкального училища первый в регионе оркестр русских народных инструментов, ставший в последствии под его руководством камерным оркестром "Забайкальский самоцвет". Многочисленные выступления и гастроли в стране и за рубежом, в Китае, Корее, Японии, Швеции, Испании, снискали популярность коллективу.
С 1979 года и до 2004 года Эдвард Маковский бессменно руководил Читинским музыкальным училищем, ныне Забайкальское краевое училище искусств.
А еще он возглавлял Совет интеллигенции Читинской области.
В 2004 году стал заведующим кафедрой оркестрового дирижирования Московского государственного института музыки имени А.Г. Шнитке.
19 мая 2012 года в концертном зале института прошел большой юбилейный концерт Эдварда Маковского.
Также в этот день:
15 мая 1942 года при областном Доме народного творчества открылась балетная студия для детей и взрослых. Руководителем стал балетмейстер Харьковского государственного академического театра оперы и балета Павел Константинович Йоркин.
Павел Константинович Йоркин родился в 1891 году в Киеве. Шесть лет обучения в балетных классах, а затем с 1910 по 1936 годы выступления в театрах Киева, Одессы, Харькова, Днепропетровска, Ростова-на-Дону, Тбилиси. Он возглавлял балетные труппы Харьковской русской оперы в 1920–1924 годах, Первой передвижной украинской рабочей оперы в 1928–1930 годах, Днепропетровского театра в 1931–1934 годах, Харьковского театра оперы и балета в 1934–1941 годах.
Среди постановок Павла Йоркина довоенного периода балеты "Дон Кихот", "Тщетная предосторожность", "Коппелия", "Лебединое озеро", "Корсар" и другие.Спектакль "Пан Каневский" Вериковского, балетмейстером которого он выступил в Днепропетровском театре, с переходом в Харьковский театр был переработал Литвиненко, впервые добавившим украинский народный танец.
С началом Великой Отечественной войны театр оказался в Чите. До Забайкалья доехала лишь малая часть труппы, поэтому и возникла попытка набора и обучения местных талантов. В Иркутск в эвакуацию переехал Украинский театр оперы и балета. Постепенно немногочисленный состав Харьковского театра перебрался в Иркутск, что позволило совместными усилиями восстановить ряд спектаклей и поставить новые.
Павел Йоркин в 1944 году уехал в Ташкент, где стал главным балетмейстером созданного перед войной Узбекского государственного театра оперы и балета. Театра имени Навои. Он сразу же создал балетную студию при театре, сумев за один год подготовить ядро труппы и уже в 1945 году поставить свой первый балет в этом театре — "Бахчисарайский фонтан". Потом были его "украинские" восстановленные и переработанные "Коппелия", "Дон Кихот", "Лебединое озеро", "Красный мак", и новые "Конек-горбунок", "Балерина", "Акбеляк".
В 1947 году достроено новое здание театра, а в марте 1948 года он был объединен с русским театром и назван Государственным театром оперы и балета имени Алишера Навои, ныне это Государственный академический большой театр имени Алишера Навои.
Павел Константинович Йоркин стал одним из тех, формировал основы развития балетного искусства в Узбекистане. Он работал в театре главным балетмейстером до своей кончины в 1953 году. Похоронен в Ташкенте.