13 января 2022. Эпидемия как толчок для решения вопросов доступности медицинского обслуживания населения или о роли прокурорского надзора.
Общее компромиссное решение, продиктованное опасностью вооруженного захвата города, в последний день перехода со старого стиля летоисчисления на новый.
1 (13) января 1862 года в отчете работы Нерчинских заводов, рудников и промыслов за предыдущий 1861 год содержалась информация о численности людей на Нерчинских золотых приисках на начало нового года:
ссыльных — 2584;
"служителей" — 1083 человек;
"ссыльных жёнок в работах" — 245;
маркшейдерских учеников и кандидатов — 4;
мастеров и подмастерьев — 19;
учеников "разных ремесел" — 15;
богадельщиков (с ослабленным здоровьем, обычно уже не привлекаемые к работе) — 11;
малолетних мальчиков (не работали, но учитывались как трудовой ресурс) — 48"
Ссыльные по истечении срока ссылки переходили в разряд поселенцев, приписываясь к крестьянским обществам и часто оставались работать на горных заводах в новом социальном качестве.
Некоторые искали лучшей доли. За 1861 год с Нерчинских золотых промыслов бежало 45 человек служителей и 272 ссыльных мужчин и женщин. Поймать удалось только 131.
После 1861 года в связи с массовыми крестьянскими волнениями поток ссылаемых в Нерчинские заводы увеличился.
Также в этот день:
1 (13) января 1894 года заключен договор с первым городским общественным врачом Шлиомовичем для работы в читинской лечебнице.
В городе с населением 6 тысяч человек до этого момента действовали только тюремная больница и военный полугоспиталь на 104 койки, куда горожане могли обратиться лишь платно. Столицей Чита стала в 1851 году, но вопрос доступного медицинского обслуживания все откладывался.
В 1889 году областной прокурор писал генерал-губернатору: "Такой порядок, разумеется, долго продолжаться не может: психические больные не могут же постоянно, подобно собакам, сидеть в частных домах на цепях или, оставленные на свободе, совершать беспричинные убийства; обыкновенные же больные могут умирать под заборами до толь, доколь они умирают от старости или случайных заболеваний. В случае появления в городе какой-либо эпидемии отсутствие больницы для города и округа может привести к бунту и другим бедствиям"
В 1892 году в Чите и окрестностях вспыхнула эпидемия сыпного тифа. Губернатор потребовал от городской Думы немедленного решения. Та выделила участок земли на окраине, а определенное для лечебницы здание, располагавшееся рядом с городским училищем, перенесли. К концу 1892 года с этой задачей справились, но еще год понадобился на оборудование и поиск врача.
Заработная плата доктору назначена в 1 тысячу рублей в год. Работать в лечебнице он был обязан два часа в день, а в случае надобности лечить людей и в остальное время, посещая больных из бедных жителей, не способных прибыть в лечебницу. Все лечение должно быть бесплатным.
Штат укомплектовали фельдшером, сиделкой, служителем, стряпухой и сторожем. Постельное белье взяли из запасов на случай холеры. Медикаменты в первый год работы заняли в долг у городского аптекаря. Медицинские аппараты и инструменты получены в дар от помощника областного врачебного инспектора.
31 декабря 1917 года (13 января 1918 года) в Чите прошло совместное заседание трех областных съездов: I съезда Советов, II съезда сельского населения и съезда представителей городских дум и уездных комитетов общественной безопасности.
Город надо было готовить к вооруженному противостоянию с объединяющимися антиреволюционными силами атамана Семенова.
Участники трех съездов пошли на компромисс и решилисформировать единый органа власти — Народный совет.