13 ноября 2021. На минувшей неделе в Забайкалье завершился очередной коронавирусный локдаун, который должен был переломить ситуацию с заболеваемостью. Однако что-то пошло не так — количество заражённых уменьшилось незначительно, зато бизнес снова оказался в очень неприятной ситуации. И неудивительно — предприятия общепита и торговли, развлекательные места и даже салоны красоты терпели убытки во время недельного простоя, тогда как люди продолжали заражаться в битком набитом транспорте. Теперь локдаун снят, но практически все сферы экономики работают по QR-кодам. И, судя по заполненности того же общепита, жители краевой столицы за ними не торопятся. Чтобы выяснить, как обстоят дела сейчас, мы поговорили с предпринимателями.
Считаю, что ограничения для всего бизнеса сложились очень негативно. Выручка упала, мне кажется, абсолютно у всех. Количество гостей и клиентов тоже снизилось. У нас посетителей стало меньше раза в полтора, как минимум.
Мы столкнулись с рядом трудностей: во-первых, не у всех сотрудников были QR-коды, соответственно, не у всех были прививки. Некоторые переболели, кто-то не хотел ставить, но так как ввели жёсткие требования к наличию кода, они были вынуждены идти ставить прививки. Что касается общепита, у нас вообще была неделя простоя. Мы просим коды у всех гостей. Проверяющих у нас пока не было. Нам непонятно было, что делать с детьми. Сказали, что дети не должны появляться в общественных местах. А у нас парикмахерская, и вчера я получил комментарий от замминистра экономического развития, что дети всё-таки могут посещать парикмахерские. Поэтому непонятно, куда дети могут ходить, куда не могут, непонятно по ОКВЭДам", — рассказал владелец пекарни "Добрый пекарь", арт-пространства "Лампа" Денис Лукьянов.
Барбершоп. Фото: Фото: Фото Instagram-аккаунта заведения "Лампа"
Он подчеркнул, что сами ограничения и коды тоже вызвали ряд вопросов.
"В июле я поставил прививку Кови-Вак, двухкомпонентный препарат, у меня есть QR-код. Месяц назад, 5 октября, я заболел коронавирусом. Переболел, как мне сказали врачи, в лёгкой форме, но мне это совершенно не понравилось. Я к тому, что даже имея этот QR-код, я мог быть потенциальным разносчиком инфекции", — поделился мнением Денис Лукьянов.
Лампа. Фото: Фото: Фото Instagram-аккаунта заведения "Лампа"
Собеседник отметил, что, несомненно, необходимость в ограничительных мероприятиях, чтобы остановить инфекцию, есть. Но этим следует заниматься ответственно.
Нужно подходить к этому более глубоко и вдумчиво. Понимать, каким образом делать это эффективно, а не просто всё закрывать.
Продолжая тему с заведениями общепита, мы попытались пообщаться с владельцами "Венского кафе", однако в ответ на наш вопрос о том, как обстоят дела с бизнесом в пандемию, нам довольно резко ответили, что это не бизнес, а выживание. От дальнейшей беседы представители кафе наотрез отказались.
Ещё одним нашим собеседником стал владелец флористической студии в Чите. Сергей рассказал, что на время локдауна студия продолжила работу в обычном режиме, поскольку изначально была ориентирована на онлайн-заказы и доставку. В основном продажи идут через страницу студии в Instagram, поэтому выручка не упала. А очно посетители в студию практически не заходят.
Студия. Фото: Фото: Фото Instagram-аккаунта студии Klumba
В союзе предпринимателей антиковидные ограничения тоже не получили положительной оценки.
"С введением ограничительных мероприятий на территории Забайкальского края в сфере малого и среднего предпринимательства снизилась покупательская способность граждан, клиентов у работающих отраслей стало меньше, так как многие попросту не имели QR-кода для приобретения определённых товаров. Более того, закрытие торговых центров, предприятий общепита, детских развлекательных центров в период с 30 по 7 число сказалось и на платёжеспособности бизнеса по обязательным финансовым мероприятиям (аренда, зарплата, ЖКХ). В адрес регионального отделения поступило порядка 50 жалоб от предпринимателей. По итогам их анализа региональное отделение готовит обращение в органы исполнительной власти по вопросам региональной поддержки бизнеса, так как большинство субъектов малого и среднего предпринимательства не включили в реестр федеральной поддержки", — рассказал исполнительный директор Забайкальского регионального отделения общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России" Роман Нуштаев.
Он отметил, что для бизнес-сообщества остался непонятным принцип, по которому закрывали субъекты МСП. Кроме того, в "Опоре России" считают, что следовало бы усилить контроль за соблюдением антиковидных мер в общественном транспорте, нежели за бизнесом.
"У большинства предпринимателей к 30 октября была вакцинирована большая часть персонала, нарушений санитарных мероприятий выявлено не было, однако они оказались закрытыми на период нерабочих дней. Одним из предложений нашего сообщества было поощрить добросовестных предпринимателей и не закрывать предприятия, где выполняются все требования постановлений губернатора и главного санитарного врача", — добавил собеседник.
Удивились ли мы, готовя этот материал? Конечно же, нет. Пока власти вводят "непопулярные", как они сами называют их, меры, забайкальцы продолжают ездить в битком набитом общественном транспорте, где социальная дистанция — вещь, о которой никто не слышал, а маски служат "гамаком" для подбородка. Очереди из поликлиник тоже никуда не делись. А где вероятность поймать бациллу — за столиком в кофейне или переполненной маршрутке — больше? Думаем, ответ очевиден.